Милада Кармазинская - Раннее творчество А. Блока
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Раннее творчество А. Блока"
Описание и краткое содержание "Раннее творчество А. Блока" читать бесплатно онлайн.
Статья из журнала «Русский язык и литература для школьников». — 2013. - № 2. — С. 3–10.
В цикле «Распутья» сохраняются некоторые мотивы, характерные для «Стихов о Прекрасной Даме» («Я их хранил в приделе Иоанна…» — стихотворение с обычной соловьевской атрибутикой — «огонь лампад», «служенье», «Она», «свечи», «Встречи»), но вместе с тем появляются и новые, связанные с умонастроениями, которые рождены земной жизнью. «Голоса миров иных» тускнеют, и поэт обращается к здешнему миру, который оказывается миром зла. Зло земной жизни — демоническое, мистическое (см., например, стихотворение «Все кричали у круглых столов…»), при этом оно проявляет себя в повседневном существовании. Обращение к повседневности свидетельствовало о том, что Блок отходит от философии Соловьева, для которого повседневность никогда не становилась предметом изображения. Теперь в лирике Блока скорее слышны декадентские мотивы, в частности безоценочное изображение зла, эстетизация зла (зло изображается как красивое). В целом мир дисгармоничен, поэтому подчас предстает как ряд образов, не связанных внутренне, разрозненных бессмысленных явлений («День был нежно-серый, серый, как тоска…»). Меняет облик поэт. Теперь он паяц, кривляющийся перед толпой:
Я был весь в пестрых лоскутьях,
Белый, красный, в безобразной маске.
Хохотал и кривлялся на распутьях,
И рассказывал шуточные сказки.
(«Я был весь в пестрых лоскутьях…»)
Пророческие сказания сменились «шуточными сказками». В «Распутьях» возникают и социальные мотивы. В стихотворении «Все ли спокойно в народе?..», как видно из первого стиха, появляется образ народа, причем люди здесь — жертвы некоего «народного смирителя», не имеющего конкретного облика, однако наделенного чертами ужасного («Инок у входа в обитель// Видел его и ослеп»). В «Фабрике» социальное обретает подобие конкретности. Народ — рабочие, примета их трудовой жизни — тяжелые «кули», им противопоставлены те, кто живет за «жолтыми окнами»: они смеются над обманутыми «нищими». И все же носитель зла — это «кто-то», кому нет названия, и облик его несет печать мистического. В стихотворении «Из газет» рассказана история, т. е. в нем присутствует эпическое начало. Название стихотворения указывает на «документальность» рассказа. Крупным планом поданы предметно-бытовые детали — «оловянная бляха на теплой шапке», «мамин красный платок», «щи», что, впрочем, не только рождает эффект присутствия в тексте конкретного житейского мира, но и в то же время дает представление о том, насколько для автора этот мир непривычен.
Информация
Догматический — признаваемый непререкаемым, бесспорным на основе религиозной веры или подчинения авторитету.
Эмпирический — основанный на опыте, постигаемый опытным путем.
Для стилистики «Распутий» характерны «снижение, прозаизация лексики» (З.Г. Минц), привычная «блоковская» лексика («крыльцо», «ветер», «песни») подчас лишается символического смысла («Мы шли на Лидо в час рассвета…»). Дисгармоничность изображенного в цикле земного мира потребовала новых ритмов. В «Распутьях» Блок начинает использовать дольник.
В целом, заключающий первый том лирики Блока цикл выводит к тематике и проблематике последующих книг.
Информация
Дольник (другое название — паузник) — русский стихотворный размер. Занимает промежуточное положение между силлаботонической и тонической системами стихосложения.
Силлабо-тоническое стихосложение основано на правильном чередовании ударных и безударных слогов. Ритм в тоническом стихосложении создается не определенным чередованием ударных и безударных слогов, а равным количеством ударений в стихотворных строках.
Дольник имеет ритм, образованный чередованием ударных и безударных слогов, но количество безударных слогов между ударными неодинаково. Например:
По городу бегал черный человек,
Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу.
Контрольные вопросы:
1. Какие циклы входят в первую книгу «трилогии вочеловечения» Блока?
2. Каковы основные мотивы цикла «Ante lucem»?
3. Что связывает раннюю лирику Блока с романтизмом?
4. Каков лирический сюжет «Стихов о Прекрасной Даме»?
5. Какие идеи Вл. Соловьева нашли отражение в ранней лирике Блока?
6. Какое место в первой книге занимает цикл «Распутья»?
7. Каков облик здешнего — земного — мира в ранней лирике Блока?
8. Как художественно выражено ощущение дисгармонии земного существования в цикле «Распутья»?
9. Каким размером написано стихотворение «Сумерки, сумерки вешние…»?
Советы и рекомендации
Сравнительный анализ стихотворений «Сумерки, сумерки вешние…» и «Мы встречались с тобой на закате…» позволит проследить развитие лирического сюжета в пределах цикла «Стихов о Прекрасной Даме».
Стихотворения образуют антитезу, что подчеркивается контрастным использованием одних и тех же образов. Сумерки (метафорически — переходное состояние) в первом тексте — «вешние», весенние, связанные с надеждами, с началом чего-то — поэтому они воспринимаются как предрассветные. Во втором стихотворении герои встречаются «на закате» — это также сумеречное (переходное) время, но впереди не рассвет, а ночь.
Мир в первом стихотворении — зыбкий, неясный, мир — мечта, мир — вещее сновидение.
Как это выражено с помощью лексики? Через какие образы и детали?
Используются неопределенные местоимения. Слышны крики, плач, песня, но их источник не назван. «Плачет душа одинокая» — душа еще не воплотившаяся. Лодка, плывущая по реке, — пустая (вероятно, она предназначена для героя). Важен образ «того берега» — другого мира (река — граница, причем она может быть преодолена — на это «намекает» лодка).
Каков мир во втором стихотворении? Каким смыслом наполнены образы реки, лодки в этом тексте?
Мир в стихотворении «Мы встречались с тобой на закате…» конкретный, вещный, земной. Мистическая река-граница преображена в залив, который можно рассекать веслом. Лодка также становится «предметом». Появляются такие приметы земного, как камыш, рябь воды, песчаная коса — пейзаж приобретает черты реальности и противопоставляется мистической «лазурной тиши».
Одинокую душу замещает девушка в белом платье. Она прекрасна и чиста (об этом говорит символика цвета — платье белое, весло золотое), но она не Прекрасная Дама.
Почему герой слышит «голоса панихиды»?
В первом стихотворении герой бежит навстречу неясным зовам и крикам, а в сердце его — «надежды нездешние». Во втором — встреча состоялась, но мечта умерла. Герой разлюбил «утонченность мечты», полюбив «белое платье» (примета реального мира). «Приближения, сближения, сгорания» — проявления земного чувства — несовместимы с «лазурной тишью» — высшим миром, которому принадлежит Владычица Вселенной. Парадоксально обретение разделенной любви означает смерть «нездешних надежд».
Литература
Жирмунский В.М. «Поэзия Александра Блока» // Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. — СПб., 2001.
Минц З.Г. Лирика Александра Блока // Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. — СПб., 1999.
Ходасевич В.Ф. «Гумилев и Блок» // Ходасевич В.Ф. Некрополь. — М., 1991.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Раннее творчество А. Блока"
Книги похожие на "Раннее творчество А. Блока" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Милада Кармазинская - Раннее творчество А. Блока"
Отзывы читателей о книге "Раннее творчество А. Блока", комментарии и мнения людей о произведении.