» » » » Константин Пархоменко - Сотворение мира и человека


Авторские права

Константин Пархоменко - Сотворение мира и человека

Здесь можно купить и скачать "Константин Пархоменко - Сотворение мира и человека" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство ДАРЪ, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Пархоменко - Сотворение мира и человека
Рейтинг:
Название:
Сотворение мира и человека
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-485-00314-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сотворение мира и человека"

Описание и краткое содержание "Сотворение мира и человека" читать бесплатно онлайн.



Эта книга будет интересна и верующим, и сомневающимся. Ее автор убедительно доказывает, что научное мировоззрение не противоречит христианству. Он рассказывает о возникновении мира, сравнивая толкования Священного Писания с данными современной науки. В книге вы найдете ответы на многие вопросы, например: правда ли, что Вселенная была создана Богом за 6 дней? Верно ли утверждение Дарвина, что человек произошел от обезьяны?.. Несомненный интерес представляет включенная в книгу работа «Древнемесопотамская космогония», рассказывающая об учении о сотворении мира и человека в древнейших ближневосточных мифах.






У некоторых западных авторов-интеллек-туалов можно встретиться с утверждением, что образ Божий в человеке – это умственная способность. Однако в этой связи хочется привести замечательное выражение Эмиля Бруннера: «Не блестящий интеллект, а любовь к ближнему делает человека настоящим человеком».

Образ Божий – это похожесть на Бога. А в чем эта похожесть может проявляться прежде всего, как не в изобилии любви, изливающейся из сердца человека, любви, всех прощающей и возрождающей?..

3. Адам и Ева

Говоря о происхождении мира, Элогист отмечает, что человек был сотворен как мужчина и женщина изначально: мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27). Эти половые функции люди осознают и, как следствие, получают от Бога повеление плодиться и размножаться: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь (Быт. 1, 28).

Гораздо сложнее картина Творения человека представлена у Ягвиста, автора второй главы Библии.

Здесь человек творится не после всех живых существ, а до образования растений и животных и даже до упорядочивания земного хаоса (см. Быт. 2, 6–7). Размышления о том, что здесь идет речь о творении некой идеи человека, предшествующей Творению космоса, безосновательны. Просто автор второй главы рассматривает мир через призму человека. Мир творится ради человека. И имя этому человеку – Адам.

Еврейское Адам, несомненно, соотносится с др. – евр. адамах – «земля», так же как в латинском homo – «человек» соотносится с humus – «почва». Причем первоначально слово «Адам» (от корня «дм» – «быть красным») означало не землю вообще, а именно красную землю.

Адам – тот, кто сотворен Богом из красной земли. И не просто сотворен, но сформирован, вылеплен, как кувшин, вышедший из рук горшечника. Именно так следует понимать слово, переведенное у нас (см. Быт. 2, 7) как создал.

Адам вылеплен из земли, и Бог вдыхает в него дыхание жизни (Быт. 2, 7), после чего новообразованный человек становится дуихею живою (Быт. 2, 7).

Эти мифологические подробности были популярны в древности на Востоке. Согласно и египетским, и вавилонским, и греческим мифам, боги вылепляют людей из земли или глины и в ноздри им вдыхают силу жизни.

С самых ранних времен люди спорили: о чем говорит Священное Писание, рассказывая о творении первого человека. О творении ли конкретного, одного, человека или, может быть, Библия образно сообщает нам о сотворении прочеловечества, некоего народа…

Действительно, еврейское Адам могло означать и конкретного человека, и быть обозначением человечества вообще.

В иудаизме, испытавшем влияние греческой философии, даже родилось учение об Адаме как духовной идее человека. Все мы – воплощения этого «небесного Адама», человека, содержавшего в себе потенциально все человечество.

В поддержку этой третьей теории не говорит ни Библия, ни Предание Церкви. Поэтому мы ее касаться не будем.

По-настоящему актуальными остаются первая и вторая гипотезы. Так был ли Адам конкретной личностью или это корпоративный образ и речь здесь идет о древнем человечестве?

В Священном Писании Адам как имя встречается всего четыре раза: три раза у Ягвиста (см. Быт. 4, 1, 25; 5, 3) и один раз в очень поздней неканонической Книге Товита (см. Тов. 8, 6). Во всех остальных случаях это слово означает человека вообще.

В пользу того, что именование Адама относится к некоему пранароду, свидетельствует и то, что в первой главе Элогист говорит о первом человеке во множественном числе: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они… (Быт. 1, 26).

В пользу первого из двух предположений, то есть о том, что под Адамом разумеется конкретное историческое лицо, говорит, прежде всего, мнение самого библейского автора, который помещает Адама в таблицу родоначальников человечества (см. Быт. 5, 1–5), и, конечно же, Предание Церкви, выраженное святоотеческими богословскими и богослужебными текстами.

Но если посмотреть глубже, никакого противоречия между двумя теориями мы не найдем. Во-первых, необходимо помнить, что рассказ Библии – это прежде всего богословская притча. Во-вторых, священный автор помещает рассказ о происхождении людей в лоно боговдохновенной антропологической концепции. Его задача – рассказать не о том, каким был именно первый человек, а о том, кто такой человек вообще и зачем он сотворен. Мы не знаем, в какой момент истории появился человек. Одни говорят, что Бог создал отдельное уникальное существо. Другие говорят, что появление человека можно связать с моментом, когда сформировался новый биологический вид – вид животных, способных принять в себя Божественное дуновение и стать подобным человеку. И именно после дуновения Божия животное стало человеком. В любом случае для христианина несомненно, что сотворение человека не могло произойти без участия Божия.

Совершенно понятно, почему святые отцы прежних веков учили о сотворении человека как о создании существа, не имевшего эволюционной преемственности с животным миром. В этом отцы Церкви следовали естественнонаучным представлениям их времени.

Тем не менее XX век принес нам доказательства, что человек существует не 10 и не 100 тысяч лет, но гораздо более длительное время. Оказывается, и миллион лет назад жили существа, которых можно назвать людьми (язык не поворачивается[3] назвать их гоминидами, или человекообразными обезьянами). Эти первобытные люди сознательно охотились, устраивали примитивные хижины, изготавливали товары и менялись ими с поселенцами других стоянок. (Об этом будет рассказ далее.)

Я могу понять представителей одного из направлений протестантизма – протестантов-фундаменталистов. Они верят в то, что Библия «продиктована» человеку Богом и человек лишь послушно, не размышляя, все это записал. Представители этого направления увлеченно отстаивают представление о том, что Вселенной 7 тысяч лет, что динозавры жили на Земле параллельно с людьми, и было это всего-то недавно. Но это протестанты, а, как известно, протестанты отрицают Предание. Библия – вот все, что у них есть, и, конечно, очень велик соблазн обожествить не только Боговдохновенное содержание Венной Книги, но и ее форму.

Для людей, находящихся в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кроме Священного Писания, еще есть и Священное Предание. Предание – это опыт жизни Церкви, духовный опыт сотен и тысяч подвижников. Более того, в Православной Церкви именно Предание первично, и Сама Библия была создана в лоне этого Предания. И оказывается, что святые отцы и подвижники Церкви единодушно свидетельствуют: в вере нашей самое важное место принадлежит не историческим или космологическим деталям. Библия – не учебник космологии или палеонтологии. Библия – это Откровение Божие о любви Божией к человеку, о замысле Бога относительно мира и человека. Мы на страницах этой книги уже об этом говорили.

Более того, сама Библия создавалась не как принудительный памятник, записанный под диктовку Духа Святого. Библия – это Откровение, усвоенное человеком, продуманное, осмысленное и выраженное на языке его времени и его культуры.

Наш мир, Вселенная, живет по своим законам, прекрасным и разумным Божиим законам. Бог просветил людей, даровал им разум и способность познавать этот прекрасный мир, делать научные открытия и выводы из них.

Это компетенция науки. И несомненно, что Сам Бог хочет, чтобы мы познавали этот мир.

Но есть область сокровенного, таинственного, область иного, горнего, мира. И Откровение Божие – Библия – родственно этому духовному плану бытия.

Потусторонний мир касается нашего, открывается знаками Божиего присутствия, чудесами и знамениями. Мы можем через Таинства Церкви и через молитву вступать с этим миром в контакт. И через касание иного мира, приобщаясь Богу, мы получаем ключ к уразумению сокровищ веры, которые содержатся в Священном Писании. Эта грань мира находится в компетенции людей духоносных и святых, приближаться же к ней могут и все ревнующие о ее постижении.

Эти области совершенно различны. Одна относится к падшему тварному миру, другая – к Божиему замыслу и Божией премудрости. Пути их постижения также совершено различны. И поэтому мы принимаем исследования людей ученых, а религиозную трактовку всем явлениям и событиям даем с точки зрения основ нашей веры.

Ученые, если они верующие, смиренно доверяют нам. И любой священник подтвердит, что даже ученые с самыми выдающимися в науке именами благоговейно внимают духовному наставлению, совету… Почему же некоторые верующие вмешиваются в ту область, которая Богом поручена другим, вторгаются на чужую территорию?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сотворение мира и человека"

Книги похожие на "Сотворение мира и человека" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Пархоменко

Константин Пархоменко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Пархоменко - Сотворение мира и человека"

Отзывы читателей о книге "Сотворение мира и человека", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.