» » » » Анастасий Синаит - Вопросы и ответы


Авторские права

Анастасий Синаит - Вопросы и ответы

Здесь можно купить и скачать "Анастасий Синаит - Вопросы и ответы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Сибирская Благозвонница, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анастасий Синаит - Вопросы и ответы
Рейтинг:
Название:
Вопросы и ответы
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-91362-939-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Вопросы и ответы"

Описание и краткое содержание "Вопросы и ответы" читать бесплатно онлайн.



Преподобный Анастасий Синаит – известный святой подвижник и православный богослов, живший в VII веке, автор многочисленных произведений, среди которых предлагаемые ныне впервые на русском языке «Вопросы и ответы». Они касаются самой разной и по сей день весьма актуальной тематики: догматической, нравственно-канонической, борьбы с ересями, эсхатологической и др., – и потому, несомненно, будут интересны современному читателю.

Перевод «Вопросов и ответов», а также помещенных в Приложении «Различных повествований о святых отцах Синайской горы», выполнен профессором Московской духовной академии А. И. Сидоровым и сопровождается комментариями и примечаниями переводчика, в которых проблематика этих творений ставится в широкий контекст святоотеческого Предания Церкви.






Вопрос 38

Хорошо ли, омывшись водой после совокупления со своей женой или после осквернения во сне, идти в церковь?


Ответ

1. Истинное омовение христианина есть его слезы. Ведь имеются два существенных истечения139 из тела: одно – освящающее, а другое – часто оскверняющее, то есть [истечения] слез и семени. И как всякий грех, какой делает человек, есть вне тела (1 Кор. 6:18)140, так и когда [человек] блудит, он как бы в качестве жертвы лукавому приносит свое семя от собственной плоти. Равным образом, когда человек творит благие [дела], он оказывается вне тела: в жертву Богу приносятся от нашей сущности слезы, как [приносится в качестве таковой же жертвы] кровь мучеников. Поэтому, как я сказал, слезы являются духовным омовением.

2. В равной степени и вода служит для очищения тела. Нуждающимся в духовном омовении, очищающем душу, хорошо бы также омывать водой и плоть. Ведь, [совершая такое двойное омовение,] они в полной мере причаствуют таинствам, чтобы им не оказаться в пренебрежении [у Бога].

Вопрос 39

Подобает ли в таком случае осквернившимся во сне причащаться?


Ответ

Как я полагаю, живущие в миру из-за этого не осудятся, если они соблюдают [все] прочее.

Вопрос 40

Если кто-нибудь омыл рот или в бане невольно испил воды, должен ли он приобщаться [Святых Таин] или нет?


Ответ

Да. Ибо сатана, изыскивая [всяческий] предлог, чтобы воспрепятствовать Причастию, постоянно делает одно и то же. Поэтому и отцы не отстраняют от Причастия тех, которые осквернились во сне. [Важно помнить одно: ] мы, приступая к Таинам, должны приступать со страхом [Божиим] – так же, как кровоточивая приступала ко Христу (Мф. 9:20–22).

Вопрос 41

Следует ли приобщаться [Святых Таин] каждый день, или от времени до времени, или же только в воскресенье?


Ответ

1. На это нельзя дать однозначного ответа. Ибо есть [христиане], которым подобает причащаться каждый день, но есть и другие, которым этого не следует делать141; также есть некоторые, которым вообще не подобает приобщаться [Святых Таин]. Имеются также те, которые удаляют самих себя от [церковных] Таинств, и к тому же безбоязненно грешащие [в этом отношении], как, например, род армян142. Есть [христиане], причащающиеся для защиты [от нападок лукавого], но есть и другие, которые приобщаются [Таин] с пренебрежением и тем самым уделяют сатане большое место в [своей] душе. Так случилось с Иудой – вместе с Хлебом вошел в него сатана (Ин. 13:27)143. Имеются и такие, которые в ожидании причастия [стараются] уберечь себя от греха. Также бывают [верующие], которые, сокрушаясь и печалясь о самих себе144, удерживаются на время от [Причастия Святым] Таинам – и они, как я полагаю, хорошо делают и не впускают диавола в себя.

2. И вообще, чтобы сказать кратко, совесть человека есть канон для Причастия Святым Таинам. Поэтому [могу упомянуть, что] знаю некоего человека, который сказал мне недавно: «Я испытываю радость, когда имею возможность причащаться каждый третий день, преисполняясь многой любовью к Христу», тем более когда, по его словам, «душа очищается милостыней»145.

3. Правда, мне рассказывали146, что некий христолюбивый [муж], оказавшись в Раифе и раздавая братиям, [подвизающимся там,] по номисме, дал эту же номисму и одному затворнику. Наступившей же ночью этот затворник видит поле, обильно покрытое терниями, и на нем монахов, которые жнут терние. И некто говорит ему: «Выйди и ты, чтобы собирать тернии того, кто дал тебе номисму, ибо получил ты жалкое вознаграждение». Утром затворник посылает за [упомянутым] человеком, отдает ему номисму и говорит: «Прими, брат, то, что ты дал мне. Ведь не мое это дело – жать терние чужих грехов. Хватило бы мне сил и от своих [грехов] очиститься».

4. Однако мы знаем также, что через милостыню часто прощаются нам наши грехи. Ибо когда царь Зенон, растлив некую девицу, затем удалил ее [от себя], то мать ее притекла к Святой Богородице [с молитвенной жалобой] на царя. И Святая Дева, явившись ей, сказала: «Поверь мне, женщина, часто Я желала наказать Зенона, но десница его, раздающая милостыню, препятствует Мне»147.

Вопрос 42

Некоторые пребывают в сомнениях, говоря, что нет никакой пользы мертвым от [возносимых] за них [молитв] во время богослужений.


Ответ

На это я отвечу тебе не своими собственными словами, но словами апостольского отца Дионисия Ареопагита. Он [в сочинении] «Таинство усопших» говорит148, что если простыми и незначительными являются прегрешения умершего, то ему приносят некую пользу [молитвы, возносимые] за него при богослужении; если же [грехи] являются тяжкими и мучительными, то Бог затвори окрест его (Иов. 3:23)149. Впрочем, нам самим следует заботиться о собственных душах, а не надеяться на то, что мы будем прощены благодаря чужим молитвам, [возносимым после нашей смерти] при богослужениях.

Вопрос 43

Если кто-нибудь убил двух или более мужей, а затем, сам будучи побежденным, погиб, то будет ли он прощен или нет?


Ответ

Хотя Бог через Закон изрекает: око за око (Лев. 24:20) и душу за душу (Исх. 21:23), я не могу сказать: одну душу за многие души. Ибо бывает, что [какой-нибудь один] человек, например учитель или питающий нищих, [сильно] отличается от бесчисленного множества [других] людей, а поэтому тот, кто убивает его, умерщвляет не одного человека, а [целый] народ, становясь ответственным за убийство многих. Таковым был Ирод, предавший на смерть Предтечу, и таковыми были остальные беззаконники, убивавшие апостолов. И для Нерона было бы лучше умертвить весь Рим, бывший тогда неверующим, чем предать смерти блаженного Павла – дыхание мира150.

Вопрос 44

Благоугодно ли Богу то, что приносится Ему ворами и [людьми] беззаконными?


Ответ

1. [В мире этом] бывает и воровство, и [всякого рода] несправедливости. Ибо одно дело – незаконно присвоить [что-либо] из священного [имущества], а другое – из доходов, получаемых людьми неверными от земли и моря; одно – обижать земледельцев, а другое – взять [что-либо] от богатств [людей] дурных и сребролюбивых.

2. Однако Бог взыскует не многие [богатства], а одно только [благое] расположение [души]151. Если нет возможности [что-либо сделать] против несправедливости, то полезно [доставшееся] от злых расходовать на добрые [дела], но [не употреблять] это на злое152. Конечно же, то, что неправедно взято от имений бедняков и земледельцев, не может быть угодным Богу и является проклятым.

Вопрос 45

Если Бог говорит: «Мое злато и серебро, и кому хочу, тому даю его»153, значит ли это, что всякий богатый человек обогатился от Бога?


Ответ

Никто из приобретших богатство путем [грабежа] на войне, кровопролитием, воровством, клятвопреступлением, хищением и путем [прочих] неправд не может сказать, что он обогатился от Бога, но [такое богатство] – от лукавого. Только стяжавшие [богатство] из праведных и безгрешных доходов могут вместе с Иовом сказать: Господь даде, Господь отъят (Иов. 1:21). Впрочем, скопившие себе [сокровища] неправедным образом всуе представляются благодарящими Бога.

Вопрос 46

Возможно ли нам, постоянно слушающим слово Божие, но дело [Божие] не творящим, не подпасть осуждению?


Ответ

Если не творим [такого дела Божиего], то, значит, все-таки не воспринимается [нами слово Божие], потому что слушаем [Его] и пропускаем мимо ушей. [Оно воспринимается,] если мы укоряем себя [в невнимании] 154. А самоукорение принадлежит к уделу спасения155.

Вопрос 47

Если кто-нибудь свыкся с [каким-либо] телесным грехом и в нем состарился, а затем, наблюдая за самим собой, [пришел к выводу, что] в оставшуюся [часть жизни] он не сможет ни поститься, ни подвизаться, ни спать на голой земле, ни отречься от мира и стать монахом, то каким образом такому человеку, уже достигшему старости, возможно спастись и получить отпущение грехов?


Ответ

Поскольку Господь говорит: Иго Мое благо, и бремя мое легко (Мф. 11:30), то ясно, что и старику, и немощному возможно соблюсти закон Его. Ведь Он не предписал нам ни [сохранения] девства, ни удаления от всего мирского, ни воздержания от мяса и вина, но [заповедовал только] любить Бога и ближнего, не быть злопамятным, не осуждать [других], [стяжать] смиренномудрие, сочувствовать [людям] по мере [своих] сил, молиться в сердце [своем], терпеливо переносить скорби, быть кротким и мирным. А все это может делать и немощный, и старый, и лежащий на одре [болезни], и сочетавшийся в этом мире с женой. Осуществивший это будет, конечно, спасен, даже если он впадал в грехи известного царя Манассии (2 Пар. 33:1-20).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Вопросы и ответы"

Книги похожие на "Вопросы и ответы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анастасий Синаит

Анастасий Синаит - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анастасий Синаит - Вопросы и ответы"

Отзывы читателей о книге "Вопросы и ответы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.