» » » » Анастасий Синаит - Вопросы и ответы


Авторские права

Анастасий Синаит - Вопросы и ответы

Здесь можно купить и скачать "Анастасий Синаит - Вопросы и ответы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Сибирская Благозвонница, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анастасий Синаит - Вопросы и ответы
Рейтинг:
Название:
Вопросы и ответы
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-91362-939-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Вопросы и ответы"

Описание и краткое содержание "Вопросы и ответы" читать бесплатно онлайн.



Преподобный Анастасий Синаит – известный святой подвижник и православный богослов, живший в VII веке, автор многочисленных произведений, среди которых предлагаемые ныне впервые на русском языке «Вопросы и ответы». Они касаются самой разной и по сей день весьма актуальной тематики: догматической, нравственно-канонической, борьбы с ересями, эсхатологической и др., – и потому, несомненно, будут интересны современному читателю.

Перевод «Вопросов и ответов», а также помещенных в Приложении «Различных повествований о святых отцах Синайской горы», выполнен профессором Московской духовной академии А. И. Сидоровым и сопровождается комментариями и примечаниями переводчика, в которых проблематика этих творений ставится в широкий контекст святоотеческого Предания Церкви.






Ответ

1. Относительно этого некоторые считают, что поскольку Бог любит нас, постольку Он и попускает случаться с нами таковым страданиям. Однако подобное объяснение разделяется не всеми. Что же касается меня, то я полагаю, что [эти болезни иногда передаются] от предков, [иногда зависят от] воздуха, [а иногда происходят] от [излишне] многообразной и изобилующей водой пищи, а также от неумеренного употребления вина и многоядения.

2. О том, что воздух [является причиной болезней], свидетельствуют илиоты88, у которых никогда не бывает подагры. А о том, что [неправильная] диета в отношении как еды, так и пития производит болезни, свидетельствует род иудеев. Ибо они, когда роскошествуют в своем образе питания, в обилии употребляя мясо и похлебку, а также упиваясь вином, страдают наподобие нас (и даже более, чем мы) проказой, подагрой и беснованием. Что же касается арабов, то они, придерживаясь более сухой диеты, а также от рождения [проводя жизнь на свежем] воздухе, в пустыне и сухом [климате], не являются столь немощными, и среди них не очень много страдающих подагрой, болезнями ног и беснованием. И множество других народов, поклоняющихся идолам, не имеют таковых болезней благодаря большой сухости своего питания, а также вследствие чистоты и мягкости воздуха.

3. Однако ты, вероятно, спросишь: что же получается? Значит, вследствие роскоши, неги и разнообразных яств [кто-нибудь] становится эпилептиком или бесноватым? Послушай же Христа, говорящего о некоторых бесноватых: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9:29). Но если [род сей] выходит от поста, то, следовательно, входит он, по попущению Божиему, от неги, роскоши и других телесных причин.

4. И незадолго до захвата Кипра89 некий философ и искусный врач, оказавшись в гробнице святого Епифания, увидел здесь много страждущих. Он сказал, что с помощью Божией может исцелить некоторых из них посредством [строгой] диеты и [постоянного] очищения носа. По благословению архиепископа он принялся за это дело и действительно исцелил множество [болящих].

Вопрос 27

Всеми весьма усердно исследуется [следующее затруднение]: почему некоторые с самого рождения и младых лет являются по природе кроткими, а другие – вспыльчивыми; одни – жизнелюбцами90 и склонными к распутству, а другие – женоненавистниками и подвизающимися в воздержании; одни суть по природе щедры, а другие – жесткие в общении и скупые? И не только: почему одни от природы являются людьми благосклонными и разумными, а другие – ленивыми и глупыми, и так далее?


Ответ

1. Об этом [подробно] сказано нами в особом сочинении 91, в котором мы, начиная со стран восхода солнца и дойдя до областей захода [его], а затем, рассмотрев северные страны и вернувшись по кругу на восток, показываем, что не Бог делает какого-либо одного человека от рождения целомудренным, а другого – блудником, одного – вспыльчивым, а другого – долготерпеливым, но [причинами подобных различий являются] особенности рода и места [рождения], а также [неодинаковые] смешения областей, стихий и воздухов, перемены и чередования времен года. Наконец, и естественные причины следуют за стихиями тела. И если при зачатии ребенка обнаружится (благодаря тем или иным причинам, различным местам, смешениям и временам года) прилив теплой стихии, то рождается [человек от природы] горячего темперамента, щедрый и жизнелюбивый. А если зачатие происходит при движении холодной стихии, то рожденный обнаруживает более прохладный [темперамент] и более чистый нрав. Кроме того, [следует сказать] и относительно двух других стихий: сухое порождает гневливого, сурового, трезвого и грозного человека, а влажное – ленивого, медлительного, прожорливого и нечистого человека.

2. Если же мы скажем, что благодаря повелению Божию один человек, рождаясь, бывает целомудренным, а другой – распутным, проворным [на блуд] или гневливым, то Бог окажется причиной страстей, а также лицеприятным, поскольку Он одного человека творит добрым, а другого лукавым. И не только. [Ведь в таком случае] целомудренный окажется недостойным награды [на небесах], поскольку Бог создал его добрым по природе; также и блудник или скорый на гнев человек не будет достоин наказания, ибо от Бога он является таковым.

3. Поэтому подобные [свойства личности, полученные] от природы, как, например, кротость, рассудительность или целомудрие, которые эллинские глупые мудрецы и астрологи считают возникшими в людях вследствие [различного] движения звезд, признаются святыми отцами не добродетелями, а естественными преимуществами и превосходствами.

4. Впрочем, как было сказано, мы изложили это более подробно в другом [нашем сочинении].

Вопрос 28

1. Всякое человеческое естество бывает потрясенным, видя множество страшных и ужасных вещей, случающихся при смерти людей. А потому просим объяснить [нам], хотя бы частично и насколько это возможно, почему многие из людей, имеющих власть, и царей, которые являют себя злыми, а также многие из учителей лукавых и безбожных учений и ересей, которые наносят ущерб почти всей вселенной, живут весьма долгое время, успевая за столь продолжительный срок погубить многие души и народы? Другие же, будучи благочестивыми и возвещая всему миру о [христианской] добродетели и благочестии, а таким образом становясь причиной спасения для многих душ, живут недолгое время и [часто] умирают в молодости. Также есть и некоторые из язычников93, возжелавшие принять [святое] Крещение, но умершие за один или два дня до него и [своего] спасения, [а потому] отошедшие в ад. [Известны еще] и те, которые в течение пятидесяти или восьмидесяти лет просияв признаками и знамениями святости, затем впадают в какую-либо ересь или блуд и тут же умирают, оставшись во зле.

2. Бывает, что безбожный властитель, впав в немощь или выступая походом на войну, обещает сам себе, что если он вернется с победой или восстанет с одра [болезни], то закроет церкви, а идольские храмы откроет – и так решивший остается жив и открывает капища. Другой же тиран обещает противоположное: если восстанет с одра и избавится от болезни, то он откроет храмы, а капища закроет; также обещает, что совершит [много] добрых деяний и освободит пленников. Затем он пишет завещание относительно этих благодеяний, заверенное свидетелями, но не восстает с одра и, [еще] пребывая во грехах, умирает, а ни одно из этих благодеяний не осуществляется.

3. И каждый день можно видеть великое множество подобных вещей, вследствие которых язычники считают, что мир лишен Божиего Промысла94, а верующие часто испытывают колебания в душе относительно праведности судов Божиих, не осмеливаясь высказать их кому-либо, а только соблазняясь внутри самих себя и [этими соблазнами] сжигая свое сердце.


Ответ

1. [Для объяснения этого следует вспомнить то,] что сказано в писаном законе: Вышних себе не ищи, и крепльших себе не испытуй (Сир. 3:21). Также мы знаем, что хотя написано: Судьбы Господни бездна многа (Пс. 35:7)95, но [пророк Давид] глаголет, что Бог делает известными оправдания и судьбы Своя Израилеви (Пс. 117:8). Подразумевается здесь Израиль духовный, по Христу. [Слово же] Израиль толкуется как «ум, зрящий Бога»96. А поэтому кто может зрить Бога, будучи просвещенным от Него Святым Духом, тот также может понять и некоторые из судов и тайн Его. Ибо Дух все проницает, и глубины Божии (1 Кор. 2:10). Если же кто задаст вопрос: Кто познал ум Господень? (1 Кор. 2:16), то на него [апостол] Павел и [живущие] по Павлу отвечают: Мы имеем ум Христов (1 Кор. 2:16). Также и Иеремия изрекает: Аще не открыет наказания Своего к рабом Своим пророкам (Ам. 3:7)97.

2. Если же в законе открыто, как говорит Давид, безвестная и тайная премудрости Его (Пс. 50:8), то тем более это открыто пребывающим в благодати, которые узнали то, что не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор. 2:9). [Ведь они] вошли в некие божественные и непостижимые тайны, во что желают проникнуть Ангелы (1 Пет. 1:12), как свидетельствует Писание; они являются обителью Сына и Отца вместе с Духом, согласно обетованию Христову, гласящему: Мы, Я и Отец, придем и обитель у них сотворим (Ин. 14:23)98. И опять [Писание] гласит: Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. 11:27).

3. Стало быть, если Сам Бог и Вседержитель каким-то духовным образом открывает [это] достойным Его, то разве не более открывают словеса [Писания] тайны творений Его? Если и недостойным эллинам Бог частично открыл и сделал известным, для их обращения и богопознания (если можно так сказать), тайны неба и земли, звезд, солнца и луны, моря, бездны и стихий, тел и духов, то разве не более открывает Он [тайны тем], в которых обитает?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Вопросы и ответы"

Книги похожие на "Вопросы и ответы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анастасий Синаит

Анастасий Синаит - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анастасий Синаит - Вопросы и ответы"

Отзывы читателей о книге "Вопросы и ответы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.