» » » » Варсонофий и Иоанн - Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников


Авторские права

Варсонофий и Иоанн - Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников

Здесь можно купить и скачать "Варсонофий и Иоанн - Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Сибирская Благозвонница, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Варсонофий и Иоанн  - Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников
Рейтинг:
Название:
Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-91362-722-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников"

Описание и краткое содержание "Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников" читать бесплатно онлайн.



«Примите, возлюбленные братия, душеполезнейшую книгу сию с радостью и усердием и читайте ее прилежно, ибо она весьма полезна архиереям и иереям, начальствующим и судиям, а особенно монахам: безмолвствующим и общежительным, новоначальным, средним и совершенным, преимущественно же немощным, находящимся в различных искушениях и страданиях и имеющим посему нужду в духовном утешении», – с такими словами вкладывает эту книгу в руки читателя ее первый публикатор – преподобный Никодим Святогорец.

И поистине всякий прислушавшийся к его советам обретает себе в собеседники великих богоносных мужей. Святой Варсонофий жил в VI веке, и в течение пятидесяти лет и более ни один человек, кроме игумена, не видел этого подвижника, ибо он заключил себя в малой келлии, как в гробе, не вкушая иной пищи, кроме хлеба и воды. Другой старец, преподобный Иоанн, проходил такое же безмолвное житие и сподобился таких же дарований Духа, в особенности же дарования прозорливости, почему и именовался Пророком.






58

Получив сей ответ, (авва Павел) объявил старцу следующее:

† Владыка и господин мой! Прости меня Господа ради и помолись о мне. – Касательно же печали моей и смущения, ты знаешь, владыка, что они происходят от диавола: потому что я с детства принял веру трехсот восемнадцати святых и богоносных отцов и никогда не принимал кроме сего никакого иного учения, а (теперь) смущаюсь. Если тебе известно, отец мой, что я смущаюсь напрасно, дай мне слово, что господин мой ответит за меня Богу, а мне от сего не последует никакого вреда, и тогда я избавлюсь от печали и смущения, а теперь сильно страдаю от них как человек простой и неразумный и наказуемый за многие грехи мои. Не обвини меня, владыка, но напиши, что даешь прощение; помоги мне в этом (деле) благоприятными твоими молитвами, и я верую Богу, что ты приобретешь окаянную мою душу.

† Ответ [великого старца][29]. Если бы ты уразумел написанное тебе мною, то мог бы понять, что я и сам собою написал тебе то, о чем ты просишь, ибо сказанное мною: «Душу мою полагаю за тебя» именно то и значит, что я отвечаю за любовь твою. Не стыжусь сказать тебе, брат мой, что ты не можешь рассуждать о вере, а если не можешь, то и не рассуждай, ибо сим навлекаешь на себя лишь скорбь и смущение. Твердый в вере, если будет говорить и состязаться с еретиками или неверными, никогда не смутится, потому что имеет внутри себя Иисуса, Начальника мира и тишины. И такой после мирного состязания может с любовию привести многих еретиков и неверных в познание Спасителя нашего Иисуса Христа. Посему, брат, так как рассуждать о иных предметах выше твоей меры, то держись царского пути, говорю, веры трехсот восемнадцати святых отцов, в которую ты и крестился: она заключает в себе все с точностью для совершенно разумеющих. Безмолвствуй, внимательно размышляя о грехах своих и о том, как встретить тебе Бога. И если таким образом соблюдешь заповедь мою, лучше же сказать, Божию, свидетельствую, что я дам за тебя ответ в тот день, в который Бог будет судить тайны человеческие. Не усумнись в этом, чтобы не впасть в худшее, ибо и сладкое обращает в горькое враг, от которого во-первых да избавит нас Господь Иисус. Не заботься отныне о предметах, тебе не назначенных, ибо Господь взял от тебя все попечения. Лукавый же демон, видя, что ты избавился (от них) молитвами святых, нашел средство оставить у тебя хотя часть дыма такого искушения. Помолись о мне, брат, да не будет сказано и мне: уча другого, не учишь себя самого! (Рим. 2, 21). Остерегайся опять преткнуться в этом, да не опечалишь меня, возлюбленного твоего. Господь да покроет нас крылами Своими, аминь.

59

Другой брат спросил того же великого старца, как различать помыслы: который (происходит) от Бога, который от естества и который от демонов.

† Ответ. Сын мой Феодор! Спрашивая о сем, вникни хорошенько, о чем ты спрашиваешь, и приготовь себя к исполнению этого на деле. Ибо в Писании сказано: не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным (Рим. 12, 16). То, о чем ты спрашиваешь, относится к людям, достигшим великой меры (духовного возраста). Если внутреннее око не будет очищено многими врачеваниями, то оно не может избавиться от терний и волчцев и собрать грозд винограда, укрепляющий и веселящий сердце. Если человек не достигнет сей меры, то не может различать (оных помыслов), но будет поруган демонами и впадет в обольщение, поверив им: потому что они изменяют вещи как хотят, особенно для тех, которые не знают козней их. Возлюбленный! Уповай на Господа, и даст ти прошения сердца твоего (Пс. 36, 4). Говори Ему во всех случаях: да будет, Господи, но не чего Я хочу, а чего Ты (Мк. 14, 36), и Он сотворит с тобою по воле Своей. Теперь выслушай, сын мой, какое различие помыслов, о которых ты спросил. Когда внушает тебе помысл сделать что-либо по воле Божией и ты находишь в сем деле радость и в то же время скорбь, ей противоборствующую, то знай, что сей помысл от Бога, и понудь себя претерпеть, по слову апостола: но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9, 27), и исполни волю Божию. Если же придет тебе естественный помысл, то есть желание естественное, рассмотри его прилежно и будешь в состоянии рассудить о нем, ибо Божественное Писание говорит: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2, 24). Апостол, зная, что воля Божия состоит в том, чтобы мы оставили не только демонское, но и естественное, сказал: плоть не пользует нимало (Ин. 6, 63). Но прилепляющийся к жене плоть есть, а прилепляющийся к Богу дух есть (ср. 1 Кор. 6, 17). Посему желающим быть духовными надобно отвергаться плоти: ибо что не полезно, то и вредно, а вредное должно отвергать. Желающим же в мире жить благочестиво сказал апостол: Брак у всех да будет честен (Евр. 13, 4) и прочее. А помыслы, происходящие от демонов, прежде всего бывают исполнены смущенья и печали и влекут вслед себя скрытно и тонко, ибо враги одеваются в одежды овчие, то есть внушают мысли, повидимому правые, а внутри суть волки хищные (Мф. 7, 15), то есть восхищают и обольщают сердца простодушных (Рим. 16, 18) тем, что кажется хорошо, а в самом деле зловредно. – Писание говорит о змие, что он мудрейший, а посему и блюди всегда его главу (см. Быт. 3, 1, 15), чтобы он не нашел у тебя норы и, поселившись в ней, не произвел опустошения. Итак, если и ты желаешь сделаться духовным, отложи плотское, ибо от чего кто отрекается, то и отвергает, и внимай слову Самого Господа: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). А как отрекается от себя человек? – Лишь тем, что оставляет естественные желания и последует Ему. Посему-то и говорит Он (здесь) собственно о естественном, а не о неестественном, ибо если кто оставит (только) неестественное, то он не оставил еще ничего из своего собственного ради Бога, потому что противоестественное не принадлежит ему. А тот, кто оставил естественное, всегда взывает с апостолом Петром: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? (Мф. 19, 27), и слышит блаженный глас Его, и обетованием удостоверяется в наследовании жизни вечной. Что оставил Петр, будучи небогат, и чем хвалился, если не оставлением естественных своих желаний? Ибо если человек не умрет для плоти, живя духом, он не может воскреснуть (душою). Как в мертвеце вовсе нет желаний естественных, так нет их и в духовно умершем для плоти. Если же ты не достиг меры духовной, а еще младенчествуешь умом, то смирись пред учителем, да накажет тя милостию (Пс. 140, 5), и без совета не делай ничего (Сир. 32, 21), хотя бы что и казалось тебе по-видимому добрым, ибо свет демонов обращается впоследствии во тьму. Итак, ежели тогда, как ты что-либо слышишь, мыслишь или видишь, хотя мало смутится сердце твое, то это демонское. Приими же написанное тебе вкратце, веруя, что если потрудишься получить в сем успех, то Бог, Который всем дает бытие, даст и тебе вместе с ними наследовать благая Его о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому да будет слава, честь и держава ныне и присно и во веки веков, аминь.

60

Тогда как (великий) старец никого не принимал к себе, кроме своего ученика аввы (Серида), тот же брат чрез письма просил побеседовать с ним, говоря, что и авва Моисей, и прочие отцы принимали к себе тех, которые имели в том нужду. Старец отвечал ему на это письменно и с предсказанием, исполнение которого мы увидели на самом деле. Он сказал, что покажется ему, и притом каким образом, и для чего, именно ради неверующих во Иудее. По времени, когда тот же брат впал во искушение неверия и говорил, что в келлии вовсе нет старца и авва (Серид) вымышляет, будто он там, старец призвал сего брата и других находившихся на том месте, умыл им всем ноги, и я, грешный (говорит о себе авва Серид), удостоился сего умовения. После чего тот брат, придя в себя и вспомнив ответ сей, исповедал нам свое неверие и предсказание старца, и все мы прославили Бога.

† Ответ же старца был следующий: Брат! Никто не знает тайн другого, как точию дух человеческий, живущий в нем (1 Кор. 2, 11). Каждый знает, что у него в доме и что собрал он в сокровищницу свою, и, судя по этому, уделяет и на пропитание других. Мы и от Владыки имеем повеление строить столп не прежде, нежели вычислим издержки (см. Лк. 14, 28). Ты исчислил мне святых, богатых по духу, и возвеселил меня знанием твоим, а еще лучше, если бы и делами. Рассматривая их жизнь, нахожу, что сколько они преизбыточествовали добрыми делами, столько я злыми. Они по дерзновению к Богу делали это (принимали других), а я, и не делая (не принимаю никого), трепещу, зная соделанное мною и вспоминая того, кто сказал: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? (Рим. 2, 21). Я слышу глас, который укоряет меня и говорит: лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза (Мф. 7, 5) и прочее. Тружусь же изъяти и не могу, но не отчаиваюсь, а надеюсь достигнуть сего. – Скажи мне, брат, если кто скажет нищему: «Другие много дали, дай и ты, ничего не имеющий», – может ли он исполнить это? Что же (скажу) еще? Многие, томившись жаждою и потом найдя воду для ее утоления, не любопытствуют, откуда взялась она: из источника, или от дождя, или из реки, – и многие, наслаждаясь светом солнца, не любопытствуют знать, велико ли оно или мало, имеет ли оно чувство или нет, так же и о других стихиях. И о Боге святые отцы, будучи вопрошаемы, написали: ищи Господа, а не испытывай, где обитает Он. Что же скажу я тебе, оставившему то, что требуется от тебя, то есть попечение о согрешениях своих и пожелавшему видеть меня – червя смрадного, землю и пепел? Однако и я, безумный, с радостью послал тебе ответ, заблуждаясь и считая себя за нечто, и забыл написанное, что кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя (Гал. 6, 3). Да, я ошибся в этом и говорил, будучи недостоин того; ты же, как добрый и послушный делатель, подвизайся и не требуй этого от меня, желающего видеть и приветствовать тебя и всех из любви к вам по Богу. Я сам, если возвестит мне Бог, припаду к стопам вашим и облобызаю их, прося молений и молитв ваших, чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее (Рим. 15, 31). Не будем, брат, в мечтах тратить дней наших, но потщимся приобрести плач, исполненный слез[30], да получим блаженство (см. Мф. 5, 4) и постараемся прийти в состояние нищих и кротких (см. Мф. 5, 3–5), да будем сонаследниками их и поженем мир (см. Пс. 33, 15) со всеми, да удостоимся быть с сынами Божиими (Мф. 5, 9) и претерпим поношение и укоризну, да умножится награда наша на небесех (Мф. 5, 12), и постараемся явиться Ему с делами благими: чтобы видели человецы добрые наша дела и прославляли Отца нашего Небесного (Мф. 5, 16). Не обличая тебя, написал я это, ибо себя самого вижу в долгах многих, но непрестанно припадаю, молясь Богу, чтобы Он молитвами святых даровал мне и тебе оставление грехов, аминь.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников"

Книги похожие на "Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Варсонофий и Иоанн

Варсонофий и Иоанн - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Варсонофий и Иоанн - Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников"

Отзывы читателей о книге "Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.