» » » » Виталий Феськов - Вооруженные Силы СССР после Второй Мировой войны: от Красной армии к Советской


Авторские права

Виталий Феськов - Вооруженные Силы СССР после Второй Мировой войны: от Красной армии к Советской

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Феськов - Вооруженные Силы СССР после Второй Мировой войны: от Красной армии к Советской" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Справочники, издательство Издательство НТЛ, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Феськов - Вооруженные Силы СССР после Второй Мировой войны: от Красной армии к Советской
Рейтинг:
Название:
Вооруженные Силы СССР после Второй Мировой войны: от Красной армии к Советской
Издательство:
Издательство НТЛ
Год:
2013
ISBN:
978-5-89503-530-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Вооруженные Силы СССР после Второй Мировой войны: от Красной армии к Советской"

Описание и краткое содержание "Вооруженные Силы СССР после Второй Мировой войны: от Красной армии к Советской" читать бесплатно онлайн.



Данное издание открывает серию книг, посвящённых Вооружённым Силам СССР после Второй мировой войны. На фоне обобщенных данных более чем 45-летнего исторического пути Вооружённых Сил СССР, раскрывающих основные этапы их строительства и военно-технического обеспечения, наличие боевой группировки сил и средств, состав высшего военного руководства, показана история Сухопутных войск Советской Армии. Часть 1 (Сухопутные войска) знакомит с данными по составу групп войск, округов, армий, корпусов и дивизий Советской Армии в период 1945-1991 гг., их нумерацией, вооружением, дислокацией, наградами и почетными наименованиями. Приведен достаточно полный перечень всех армий, корпусов, дивизий, бригад и полков Сухопутных войск.

Монография предназначена для специалистов-историков, музейных работников, организаций РОСТО, военных комиссариатов по проведению военно-патриотической работы с допризывной молодёжью, а также для преподавателей, аспирантов, курсантов и слушателей военно-учебных заведений, студентов вузов и всех интересующихся военной историей СССР. Она может быть использована в ходе проведения общественно-государственной подготовки личного состава Российской Армии.






Основными типами общевойсковых соединений были стрелковая, механизированная, танковая и кавалерийская дивизии. Стрелковый корпус считался высшим общевойсковым тактическим соединением. После реорганизации 1946 г. стрелковый корпус новой организации был способен самостоятельно прорвать оборону противника на всю тактическую глубину, обеспечить ввод в прорыв танковых и механизированных соединений, вести наступление в высоких темпах, прочно удерживать занимаемую в обороне полосу. Вместе с тем в организации его частей и соединений были ещё недочёты, и основной из них — недостаточное количество зенитных средств, инженерной техники и средств связи.

Общевойсковая армия имела в своем составе, как правило, 3 стрелковых корпуса, в состав которых после реорганизации вошли 2 стрелковые и механизированная дивизии, новые артиллерийские, противотанковые, зенитно-артиллерийские и другие части [370, с. 404]. По существу, она стала механизированным объединением, способным не только решать задачи прорыва обороны, но и развивать успех в оперативной глубине, быстро окружать и уничтожать во взаимодействии с другими армиями крупные группировки врага [196, с. 472].

Генеральной линией в строительстве Военно-воздушных сил сразу же после окончания Великой Отечественной войны явилось превращение их в универсальный многоцелевой вид Вооружённых Сил, который предназначался для самостоятельных или совместных действий по контролю воздушного пространства, завоеванию господства в воздухе и решению целого комплекса других стратегических, оперативных и тактических задач в операциях всех видов как с применением противником ядерного оружия, так и в условиях использования только обычных средств поражения. Организационно ВВС состояли из фронтовой, дальней и транспортной авиации. Наряду с организационными преобразованиями происходило перевооружение советской авиации с поршневых самолётов на реактивные и турбовинтовые.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 3 апреля 1946 г. и приказом № 002 от 5 апреля того же года заместителя министра Вооружённых Сил СССР генерала армии Н.А. Булганина на базе 18-й воздушной армии ВГК была создана и получила организационную самостоятельность Дальняя авиация в составе трех воздушных армий (1-й, 2-й, 3-й). В их составе насчитывалось 6 управлений бомбардировочных авиакорпусов (1-й, 2-й, 3-й, 4-й гвардейские и 6-й, 19-й) и 14 авиационных дивизий (2-я, 11-я, 1З-я, 14-я, 15-я, 22-я гвардейские и 33-я, 45-я, 55-я, 57-я, 326-я, 334-я бомбардировочные, 144-я истребительная, 18-я гвардейская транспортная). Дальняя авиация, состоявшая в основном из бомбардировочных частей, первоначально располагала различными типами самолетов-бомбардировщиков – советскими Ил-4 и американскими В-25. С появлением новых бомбардировщиков Ту-4 и Ту-16 [64, с. 35-38; 85-88], в том числе турбовинтовых [292, с. 505-528], способных поражать объекты на большой глубине театра военных действий (эти машины могли использоваться для доставки ядерных бомб к цели), началось формирование новых тяжёлых бомбардировочных авиационных дивизий и полков. Так, в 1954-1956 гг. были созданы несколько таких дивизий (как правило, 2-полкового состава): 42-я, 53-я, 73-я, 79-я, 88-я (в составе ВМФ), 106-я, 116-я, 160-я, 201-я, 203-я, 204-я, 205-я.

Что же касается фронтовой авиации, то прошедшие осенью 1945 г. — весной 1946 г. сокращения затронули в основном управления некоторых истребительных, штурмовых и ночных бомбардировочных авиационных корпусов и дивизий, а также некоторые их полки (ряд полков расформированных дивизий были переданы в другие при переводе штурмовых и истребительных дивизий на штат 4-х полков в каждой). При этом на Дальнем Востоке были созданы несколько управлений новых смешанных авиакорпусов — 2-й, 11-й, 12-й. А вот количество воздушных армий к 1946 г. только увеличилось — на базе ВВС Туркестанского, Тбилисского и Бакинского военных округов были созданы новые 6-я, 7-я и 11-я воздушные армии. И если к концу Второй мировой войны советские ВВС располагали 15 воздушными армиями, то к весне 1946 г. их стало 18 (с 1-й по 18-ю) [134]. Весной 1947 г. произошло очередное сокращение ВВС — но уже с начала 1950 г. началось их резкое увеличение, продолжавшееся до 1955 г., когда вывод войск из Австрии и Порт-Артура привел к расформированию некоторых соединений ВВС. В 1949 г. на вооружение ВВС поступил истребитель Як-17 и началась массовое перевооружение истребительной авиации самолетами МиГ-15 и Ла-15. МиГ-15 стал основным истребителем ВВС Советской Армии. В августе 1951 г. на вооружение был принят новый истребитель МиГ-17 [366, с. 74]. На 1 января 1955 г. в составе фронтовой авиации имелось 94 дивизии — 45 истребительных, 30 бомбардировочных и 19 штурмовых. В последующем, по представлению министром обороны СССР Маршалом Советского Союза Г.К. Жуковым руководству страны 10 апреля 1956 г. плана реорганизации ВВС, штурмовая авиация (имевшая на вооружении Ил-10, Ил-10М и МиГ-15бис) была упразднена из состава советских ВВС, полностью уступив место истребительно-бомбардировочной авиации [293, с. 20]. При этом из оставшихся к тому времени 16 штурмовых авиационных дивизий в истребительно-бомбардировочную авиацию было передано лишь 8 дивизий на самолётах МиГ-15бис (1-я и 135-я гвардейские, 109-я, 172-я, 206-я, 289-я, 333-я. 339-я) — остальные 7 стали истребительными, в т.ч. в составе ПВО (5-я, 10-я,114-я гвардейские и 74-я, 159-я, 186-я, 277-я, 311-я).

Десантно-транспортная авиация — ДТА (в последующем транспортно-десантная (ТДА), а затем военно-транспортная авиация (ВТА)) как самостоятельная авиационная структура под единым командованием была образована в марте — апреле 1946 г. Транспортные авиационные части ВВС, а также некоторые части бомбардировочной и штурмовой авиации ВВС, обращенные на переформирование в качестве авиационно-транспортных, составили основу Десантно-транспортной авиации. Организационно ДТА как авиационное объединение вошла в состав воздушно-десантных войск в том же 1946 г. — в её составе первоначально имелось 7 авиационных дивизий (см. гл. 6).

С целью решения стратегических задач укрепления обороноспособности страны, Постановлением Совета Министров СССР № 4065 от 19 декабря 1947 г. Гражданский воздушный флот «Аэрофлот» был передан в полном объеме в состав Вооружённых Сил Союза ССР с подчинением командующему Дальней авиации [78. Д. 91. Л. 50].

На фоне послевоенных преобразований советских Вооружённых Сил в январе 1949 г. в ВВС и ПВО произошла массовая смена номеров всех существующих воздушных армий, а также почти всех авиакорпусов и ряда авиационных дивизий. Так появились необычные номера воздушных армий ВВС и ПВО (в промежутке от 26-й до 78-й) и авиакорпусов (от 51-го до 88-го) (табл. 1.1). При этом некоторые из авиакорпусов успели сменить свой статус — например, 5-й штурмовой стал 9-м смешанным, 6-й бомбардировочный — 17-м смешанным. В конце 1960-х гг. целому ряду армий из числа сохранившихся вернули их номера периода 1942-1949 гг. [134]. А вот управления авиакорпусов в 1953-1956 гг. почти все (кроме двух в составе 24-й воздушной армии) прекратили свое существование — их частичное воссоздание пришлось на начало 1960-х гг., когда на базе трех воздушных армий Дальней авиации были созданы 3 отдельных тяжёлых бомбардировочных авиакорпуса (2-й, 6-й и 8-й).

Тяга к изменению нумерации (о чем не раз будет говориться далее), в отличие от многих армий ведущих государств мира, почему-то постоянно довлела над руководством Вооружёнными Силами СССР. Так, например, в период 1945-1954 гг. 1-я Воздушная истребительная армия ПВО, существовавшая с 1943 г., меняла нумерацию 5 раз: с 1945 г. — 19-я; в 1949 г. — 78-я и через несколько месяцев 64-я; в 1954 г. – 52-я. Ещё более удивительные метаморфозы в переименованиях другой воздушной истребительной армии ПВО, которая в течение 1949 г. 4 раза сменила свою нумерацию — с 21-й на 66-ю, потом 40-ю и, наконец, 32-ю. На каждую смену нумерации были свои причины, и в первую очередь обеспечение режима закрытости реальной информации о наличии воинских формирований Вооружённых Сил СССР.

Таблица 1.1

Смена нумерации воздушных армий и авиакорпусов в 1949 г.

Воздушные армии Авиакорпуса в составе воздушных армий № в 1946-1948 гг. № в 1949 г. Дислокация № в 1946-1948 гг. № в 1949 г. 1-я 26-я БВО 14 ИАК, 1 гв. ШАК 58 ИАК, 60 гв. ШАК 2-я 59-я ЦГВ 6 гв. БАК, 6 гв. ИАК 4 гв. БАК, 78 гв. ИАК 3-я (1-я ДА) 50-я ДА МВО 1 гв. БАК, 3 гв. БАК 51 гв. ТБАК, 79 гв. ТБАК 4-я 37-я СГВ - - 5-я 48-я ОдВО 3 гв. ШАК, 10 ИАК 63 гв. ШАК, 52 ИАК 6-я 73-я ТуркВО 3 гв. ИАК, 5 ШАК/9 САК 72 гв. ИАК, 77 БАК 7-я (3-я ДА) 65-я ДВО 6 БАК, 19 БАК 74 ТБАК, 84 ТБАК 8-я (2-я ДА) 43-я КВО 2 гв. БАК, 4 гв. БАК 70 гв. ТБАК, 81 гв. ТБАК 9-я 54-я ПримВО 12 САК, 7 БАК 57 САК, 83 САК 10-я 29-я ДВО 6 БАК/17 САК, 18 САК 76 БАК, 53 САК 11-я 34-я ЗакВО 5 ИАК 62 ИАК 12-я 45-я ЗабВО 11 САК 11 САК 13-я 6-я ЛВО - - 14-я 57-я ПрикВО 5 БАК, 7 ШАК 73 БАК, 68 ШАК 15-я 30-я ПрибВО 11 ИАК, 5 гв. БАК 54 ИАК, 66 гв. БАК 16-я 24-я ГСОВГ 1 гв. ИАК, 3 ИАК, 3 БАК, 6 ШАК 61 гв. ИАК, 71 ИАК, 80 БАК, 75 ШАК 17-я 69-я КВО - -

Военно-Морской Флот в первые послевоенные годы, как и прежде, состоял из четырёх флотов: Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского, а также ряда отдельных военных флотилий (Амурской, Днепровской, Дунайской, Камчатской, Каспийской, Сахалинской, Северотихоокеанской). Они объединяли соединения и части родов и сил ВМФ: надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации, частей береговой обороны и морской пехоты. При этом следует отметить что в январе 1947 г. на Балтике и на Дальнем Востоке вместо одного было создано по два флота (4-й и 8-й на Балтике, 5-й и 7-й на Дальнем Востоке). Однако такая структура сохранялась сравнительно недолго. В феврале 1956 г. произошло слияние этих флотов. Практика мирного времени показала также нецелесообразность существования некоторых самостоятельных флотских объединений [290, с. 475], В связи с этим до конца 1950-х гг. были расформированы почти все отдельные флотилии (кроме Каспийской).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Вооруженные Силы СССР после Второй Мировой войны: от Красной армии к Советской"

Книги похожие на "Вооруженные Силы СССР после Второй Мировой войны: от Красной армии к Советской" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Феськов

Виталий Феськов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Феськов - Вооруженные Силы СССР после Второй Мировой войны: от Красной армии к Советской"

Отзывы читателей о книге "Вооруженные Силы СССР после Второй Мировой войны: от Красной армии к Советской", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.