Авторские права

Илья Мощанский - В осаде

Здесь можно скачать бесплатно "Илья Мощанский - В осаде" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство БТВ-Книга, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Илья Мощанский - В осаде
Рейтинг:
Название:
В осаде
Издательство:
БТВ-Книга
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "В осаде"

Описание и краткое содержание "В осаде" читать бесплатно онлайн.



Наиболее трагическим периодом истории блокады Ленинграда стал 1942 год, в течение которого германское командование различными способами пыталось стереть с лица земли город на Неве и уничтожить его жителей. Однако ленинградцам удалось выстоять, несмотря на все невзгоды и страдания.

Книга, посвященная операциям Волховского и Ленинградского фронтов с января по сентябрь 1942 года, содержит более 130 фотографий, рисунки боевой техники и карты боевых действий.






2 апреля 1942 года в Кремле, у заместителя Предсовнаркома СССР А.И. Микояна, состоялось совещание, на котором и рассматривался вопрос о строительстве бензопровода через Ладогу.

В короткий срок был разработан проект трубопровода длиной 29 километров (из них 21 километр под водой), сооружение на мысе Кареджи головной перекачечной станции с приемным фронтом слива на 10 цистерн и резервуарным парком, а на западном берегу, на станции Борисова Грива — наливной станции, позволяющей одновременно загружать 10 железнодорожных цистерн.

Государственный Комитет Обороны принял постановление о трубопроводе 25 апреля, поручив своему уполномоченному А.Н. Косыгину контроль за его выполнением и решение на месте всех возникающих вопросов. Строителям была поставлена задача завершить все работы 15–20 июня.

19 июня бензопровод был сдан в эксплуатацию. Строители точно уложились в срок, установленный Государственным Комитетом Обороны. Трубопровод обеспечил бесперебойное снабжение фронта и города основными видами горючего.

Эксплуатационники, возглавляемые И.Н. Воротниковым, с честью справились с порученным им делом: вместо 300–350 тонн в сутки перекачивали 435 тонн горючего.

Упрочению обороны Ленинграда содействовала прокладка по дну Ладоги электрокабеля для передачи в город электроэнергии с Волховской ГЭС. Решение об этом Военный совет фронта принял 7 августа 1942 года. Срок отводился короткий — 56 дней.

Мужественная, самоотверженная работа принесла успех. К началу зимы Ленинград стал бесперебойно получать ток с Волховской ГЭС. В производственную жизнь включились многие законсервированные заводы, что сыграло немалую роль в укреплении оборонной мощи города-фронта.

В летне-осеннюю навигацию по Ладоге в город было доставлено вдвое больше грузов, чем по ледовой дороге. Это помогло превратить Ленинград в подлинно военный город, повысить боеспособность войск фронта, снабдить их всем необходимым для ведения боев и подготовки операции по прорыву блокады.

Больше полугода (194 дня) длилась вторая ладожская навигация[40]. Около трети навигационного времени судам приходилось плавать в штормовую погоду, и в одиннадцать дней пробиваться сквозь льды. На западный берег было переправлено 780 тыс. тонн грузов (половина из них — продовольствие и фураж) и, кроме того, 12 тыс, голов скота и 4400 лошадей. Фронт получил около 300 тыс. человек пополнения и более 122 тыс. тонн боеприпасов, вооружения и военно-технического имущества, в том числе 631 орудие и 202 танка.

С западного на восточный берег, на Большую землю, суда перевозили главным образом эвакуируемых из города жителей и заводское оборудование. В обоих направлениях через Ладогу было перевезено более миллиона тонн грузов и почти 850 тыс. ленинградцев.

В середине лета 1942 года под Ленинградом сложилась парадоксальная ситуация — и советское и германское командования готовились к наступательным операциям, догадываясь, что противник в свою очередь предпримет что-то подобное.

С советской стороны основная тяжесть операции по прорыву блокады Ленинграда ложилась на Волховский фронт, который активно насыщался артиллерией и танками, в том числе и новейшими огнеметными тяжелыми КВ-8. Ленинградский фронт силами НОГ и 55-й армии должен был с блокированной территории сковать[41] противостоящие дивизии противника, расположенные на шлиссельбургском выступе, и оказать содействие Волховскому фронту артиллерией и авиацией.

Пока Волховский фронт готовился нанести по группе армий «Север» сокрушительный удар, Ленинградский фронт на нескольких участках вел бои ограниченными силами 42-й и 55-й армий. 21 июля подразделения 109-й и 85-й стрелковых дивизий выбили противника из укрепленного пункта Старо-Паново и ворвались на окраину Урицка. Несколько дней здесь шли кровопролитные бои, в которых противник понес значительные потери.

Спустя два дня неприятельские позиции юго-западнее Колпино атаковали части 268 сд. Батальоны капитанов А.А. Сухова и Г.Н. Мустафаева при поддержке 220-й танковой бригады штурмом взяли сильно укрепленное противником Путролово.

Через несколько дней начался штурм другого важного очага вражеской обороны — Ям-Ижоры. В боях отличились батальоны старших лейтенантов С.Г. Зуйкова и Г.К. Шакуна из 268-й стрелковой дивизии полковника С.И. Донскова, однако полным успехом операция не увенчалась. Подготовившись, наши войска повторили атаку.

2 августа 942 сп 268 сд при поддержке стрелкового батальона 56 сд, десантной группы автоматчиков на танках 84 тб 220 тбр (11 КВ, 8 Т-26 и 4 Т-50) после мощного артналета, наконец, овладели населенным пунктом Ям-Ижора. Из-за того, что атака проходила на открытой местности, которую немцы интенсивно бомбили, потери были колоссальные. В первый день боя были уничтожены 11 КВ и 7 Т-26. Остальные 5 танков, преодолев противотанковый ров, вместе с пехотой заняли Ям-Ижору.

Ободренные локальными успехами, наши войска в конце августа 1942 года приступили к выполнению плана по прорыву блокады Ленинграда — Синявинской операции. Первый удар по противнику нанесли войска Ленинградского фронта в районе Усть-Тосно. 19 августа 268-я стрелковая дивизия и 86-й отдельный танковый батальон (9 КВ и 12 БТ) после мощной артподготовки и бомбо-штурмового удара атаковали позиции противника около Усть-Тосно и на восточном берегу реки Тосна, а затем захватили плацдарм (танки на плацдарм не переправлялись. — Прим. авт.). Умело и решительно действовали десантники старшего лейтенанта А.Е. Кострубо, высадившиеся в районе Ивановского на катерах, которыми командовал капитан 2-го ранга А.М. Богданович. Вскоре к ним присоединился переправившийся через реку батальон Н. Кукореко из 952-го полка.

Противник, быстро подбросив подкрепления оборонявшемуся на этом участке 1-му полку Полицейской дивизии СС, к вечеру перешел в контратаку, но Ивановский плацдарм удалось удержать.

21 августа и в последующие дни германские войска стремились восстановить положение.

Однако несмотря на бешеный натиск противника, 268-я дивизия (прежде всего 952 сп) и присланные ей на помощь подразделения 43, 70-й и 136-й дивизий удержали в своих руках предмостное укрепление в Ивановском.

27 августа 1942 года началась основная фаза Синявинской операции — перешла в наступление 8-я армия Волховского фронта.[42] На указанном направлении оборонялись части 227, 223 пд и 12 тд вермахта. По советским оценкам в группировке насчитывалось: людей — 20700 чел., минометов — 212, легких орудии — 45, тяжелых орудий — 78, танков — 15. Германская система обороны располагалась на заболоченной местности и опиралась на множество ДОТов и ДЗОТов.

Для уничтожения укреплений противника 8-й армии Волховского фронта выделили особое оружие — отдельные огнеметные танковые батальоны, оснащенные тяжелыми огнеметными танками КВ-8 и средними ТО-34. Таких батальонов к началу операции было 4: 500-й (10 КВ-8, 10 ТО-34), 502-й (10 КВ-8, 10 ТО-34), 503-й (7 КВ-8, 13 ТО-34) и 507-й (8 КВ-8, 12 ТО-34). Всего около 80 огнеметных танков на одном участке (некоторые из танков Т-34 в этих батальонах были обычными машинами. — Прим. авт.). Также к наступательной операции привлекался 107 отб в составе 2 КВ и 4 Т-34. Эта техника должна была поддерживать в наступлении 31, 286, 265, 327-ю стрелковые дивизии, 3-ю и 24-ю гвардейские стрелковые дивизии.

За два дня боев на направлении главного удара оборона противника хоть и с большими потерями, но была прорвана.[43] Командованию группы армий «Север» пришлось перебросить к участку прорыва 170-ю пехотную дивизии, прибывшую из Крыма.

Советское командование тоже не осталось в долгу — с 27 по 30 августа в район операции прибыли 16, 98 и 122 тбр (в общей сложности они имели 29 КВ, 27 Т-34, 36 Т-60, 10 Т-70 и 2 САУ Т-26 — всего 104 танка). 500 отб, сформированный из 26 старых БТ, тоже был привлечен к операции, но использовался только в обороне.

1 сентября был введен в бой 4 гв. ск генерала Н.А. Гагена.

Германское руководство готовилось к проведению своей операции по захвату Ленинграда, поэтому не хотело вводить в бой соединения из 13 дивизий ударной группировки. Но сделать это пришлось.

4 сентября Гитлер приказал Манштейну, ранее командовавшему войсками в Крыму, немедленно взять на себя управление группировкой, противостоящей ударной группировке Волховского фронта, чтобы энергичными мерами восстановить положение. Развернулось встречное сражение, в котором германское командование, правда, не слишком удачно, испытало свое новое оружие — тяжелые танки «Тигр»[44]. Потери обоих сторон были огромны — советское наступление захлебнулось, а германские войска израсходовали резервы, предназначенные для наступления на Ленинград.

Советское командование решило отвлечь немцев — 9 сентября началось наступление 55-й армии Ленфронта, а Невская оперативная группа ленинградцев в этот же день предприняла попытку форсировать Неву в районе Невской Дубровки и занять на противоположной стороне плацдарм, утерянный весной 1942 года.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "В осаде"

Книги похожие на "В осаде" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Илья Мощанский

Илья Мощанский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Илья Мощанский - В осаде"

Отзывы читателей о книге "В осаде", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.