Кен Уилбер - Краткая история всего
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Краткая история всего"
Описание и краткое содержание "Краткая история всего" читать бесплатно онлайн.
Но сначала давайте завершим с аграрным способом производства и перейдём к индустриальному. Каким образом это соотносится с «современностью»?
К. У.: И «современность» («модерн»), и «постсовременность» («постмодерн») как термины используются совершенно запутанными и разнообразными способами. Однако «современность» обычно означает всё, что началось с периодом Просвещения — от Декарта и Лока до Канта и появлением соответствующих технических достижений, которые продвинули общество от феодального сельского хозяйства с мифическим мировоззрением к индустриализации и рациональному мировоззрению. А «постсовременность» обычно означает в широком смысле целый веер явлений, возникших после Просвещения, включая и постиндустриальные открытия.
В.: Итак, мы находимся в начале современности, когда произошёл переход от сельского хозяйства к индустриализации...
К. У.: Индустриализация, несмотря на все её ужасы и кошмарные побочные эффекты, была прежде всего технологическим средством обеспечения выживания не посредством использования ручного, мышечного труда в деле покорения природы, а посредством труда машинного. В той мере, в какой аграрные общества нуждались в физическом труде человека для обеспечения выживания (использование плуга), они неизбежно и необходимо отдавали предпочтение мужской физической силе и подвижности. Ни одно из известных аграрных обществ не располагало ничем хотя бы отдалённо напоминающим права женщин.
Однако уже в течение века, когда начала происходить индустриализация, резко понизившая значимость мужской физической силы и заменившая её безразличным к половой конституции человека двигателем, впервые в истории в сколь-нибудь крупных масштабах возникло движение за права женщин. Мэри Уолстонкрафт написала «В защиту прав женщин» в 1792 году — это первый крупный феминистский трактат в истории человечества.
Дело не в том, что ни с того ни с сего после миллиона лет притеснений, обманов и бытия овцами женщины стали умными, сильными и уверенными в себе, а в том, что социальные структуры впервые в истории эволюционно развились до момента, когда физическая сила перестала служить всецело преобладающей силой в культуре. Биология больше не была судьбой, если говорить о гендерных ролях. В течение всего лишь нескольких столетий (краткий миг в сравнении с масштабностью эволюционного времени) женщина со скоростью света предприняла шаги для того, чтобы обеспечить себе юридическое право на наследование и владение частной собственностью, право голоса на выборах и право быть «своей собственной личностью», то есть быть собственностью не кого-то, а самой себя.
В.: Данные, по-видимому, поддерживают это воззрение, верно?
К. У.: Эмпирические данные, представленные исследователями-феминистками, упомянутыми мною ранее, говорят о том, что, если выразиться словами Шафец, положение женщин в позднеиндустриальных обществах стало выше, чем в каком-либо другом производившем продовольственный избыток обществе в истории, включая и садоводческое.
Женщины, которые громогласно порицают позднеиндустриальное (и информационное) общество и восторженно воспевают садоводческие общества с культом Великой матери, по всей видимости, не знакомы с огромным количеством имеющихся эмпирических данных. Или же они очень избирательно выделяют некоторые положительные аспекты обществ прошлого и игнорируют остальные кошмарные составляющие, а затем сравнивают получившийся «Рай» исключительно с наихудшими проявлениями современности. Подобное поведение весьма подозрительно.
Ничто из вышесказанного не означает, что в сегодняшнем мире не требуется улучшать положение как мужчин, так и женщин. Не забывайте, что поляризация полов жестоко сказывается на каждом из них. Мужчины и женщины нуждаются в освобождении от ужасающих ограничений аграрной поляризации. Индустриализация начала процесс освобождения, она начала расширять гендерные роли за пределы биологических данностей (превосходить и включать их), однако нам нужно продолжать углублять эту свободу и трансценденцию.
В.: Например?
К. У.: Например, когда от мужчин более автоматически не ожидается, что они должны быть главными добытчиками и защитниками, мы можем видеть, что средняя продолжительность жизни мужчин несколько повышается, приближаясь к средней продолжительности жизни женщин. И мы видим, что женщины менее ограничены ролями, которые касаются исключительно воспроизводства или домашнего хозяйства.
От жестокостей равно страдали и равно их разделяли и мужчины, и женщины, так что и освобождение должно быть равно разделено между ними; оно должно приносить благо обеим сторонам. Коли на то пошло, мужчины получают из этого гораздо больше, вот почему в США общественные опросы показывают, что большинство мужчин приветствуют внесение поправки о равных правах в конституцию, тогда как большинство женщин выступают против неё (так что, к сожалению, эта поправка не была принята).
В.: А что насчёт индустриализации и экологического кризиса? Безусловно, это один из основных недостатков современности, её «диалектики прогресса».
К. У.: Совершенно верно. Но это весьма сложный вопрос. Основная причина любого экологического разрушения, как мы отмечали, состоит в простом невежестве. Только имея научные знания о биосфере, о том, как именно взаимосвязаны все холоны в биосфере, включая и биологические холоны человека, только лишь вооружившись таким знанием, мужчины и женщины могут сонастроить свою деятельность с биосферой. Простого уважения к природе и почитания её святости недостаточно. Почитание святости природы не спасло множество племён от того, чтобы загрязнить окружающую среду из-за своего простого и невинного невежества. Оно не спасло майянскую цивилизацию от вырубки дождевых лесов и не спасёт нас от того же самого, опять же из-за невежества.
Рошак указывает, что именно современная наука (и только лишь современная наука) — например, науки об экологии и науки о системах — способна показать нам, как и по каким причинам наши действия подрывают биосферу. Если бы первобытные племена знали, что подсечно-огневое земледелие разрушит ареал их обитания и поставит их собственную жизнь под угрозу, если бы они это знали с научной достоверностью, тогда они, по крайней мере, уделили бы больше времени раздумьям, прежде чем приступить к разрушению биосферы. Если бы майя знали, что уничтожение дождевых лесов приведёт к их собственному уничтожению, они бы незамедлительно прекратили этим заниматься или же, по крайней мере, хорошенько подумали о том, что делают. Но невежество есть невежество: неважно, от невинности оно происходит или из жадности; сакральное оно или профанное — невежество уничтожает биосферу.
В.: Но изменились инструменты, при помощи которых это осуществляется.
К. У.: Это и вправду второй момент. Невежество, вооружённое первобытно-племенной технологией, способно лишь на малые разрушения. Не так уж много вреда можно нанести биосфере при помощи лука и стрел. А вот атомная бомба — это уже иные масштабы. То же самое невежество, но имеющее теперь на службе промышленность, способно уничтожить весь мир. Так что нам нужно обособить эти два вопроса: невежество и средства, при помощи которых это невежество действует в мире. Ведь впервые в истории благодаря современности и имеющейся у нас науке мы обладаем реальной способностью преодолеть своё невежество. В то же самое время мы создали и средства, которые могут разжечь это невежество до масштабов тотального глобального геноцида.
В.: Таковы хорошие и плохие новости.
К. У.: Да, таково затруднительное положение современности. В итоге мы прекрасно всё понимаем. И при этом если мы не будем действовать согласно своему знанию, то в конечном счёте мы все погибнем. Это придаёт совершенно новый смысл старинному конфуцианскому проклятию: «Желаю вам жить в эпоху перемен».
4. Великая постсовременная революция
В.: Итак, мы только что рассмотрели технико-экономический базис каждой эпохи. А что насчёт соответствующих мировоззрений?
К. У.: Общий момент достаточно прост: разные стадии развития сознания имеют различный взгляд на мир. Мир выглядит по-разному — является разным — на каждой из стадий. По мере того как разворачиваются и эволюционируют новые когнитивные способности, Космос начинает смотреть на себя обновлённым взглядом и видит совершенно другие явления.
Для удобства я обобщённо называю эти мировоззрения архаическим, магическим, мифическим, рациональным и экзистенциальным, причём потенциально возможны ещё более высокие стадии. Вы можете с ними ознакомиться на рис. 5.2.
В.: Стало быть, это разные способы рассмотрения мира?
К. У.: Да, но нам нужно быть предельно осторожными здесь. Это может показаться занудством, однако на самом деле это крайне важно: дело не в том, что есть некий один-единственный предзаданный мир, на который мы смотрим по-разному. Скорее, по мере того как Космос всё более полно себя познаёт, возникают разные миры.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткая история всего"
Книги похожие на "Краткая история всего" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Кен Уилбер - Краткая история всего"
Отзывы читателей о книге "Краткая история всего", комментарии и мнения людей о произведении.