» » » » Николай Устрялов - К вопросу о русском империализме


Авторские права

Николай Устрялов - К вопросу о русском империализме

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Устрялов - К вопросу о русском империализме" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
К вопросу о русском империализме
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "К вопросу о русском империализме"

Описание и краткое содержание "К вопросу о русском империализме" читать бесплатно онлайн.








Устрялов Николай

К вопросу о русском империализме

Николай Устрялов

К ВОПРОСУ О РУССКОМ ИМПЕРИАЛИЗМЕ

     Служение родине налагает на каждого мыслящего гражданина обязанность выяснить смысл этого служения, продумать и оправдать его мотивы.

     "Великая Россия" -- таков лозунг, объединяющий собою ныне самые широкие и разнообразные круги русской общественности. Мы боремся за честь и достоинство родной страны, "нам нужна Великая Россия". Каково же реальное содержание этого продиктованного жизнью лозунга, как мыслятся основные условия его осуществимости, в чем сущность той идеологии, исповедание которой логически приводит к нему? Только тогда может быть разрешена проблема Великой России, когда будет отчетливо уяснен самый характер ее постановки. Настоящая статья ставит себе целью наметить в этом направлении определенные перспективы.

1.

     Вера в "Великую Россию" есть прежде всего вера в русское г о с у д а р с т в о. Иначе говоря, "В е л и к о ю" Р о с с и я м о ж е т б ы т ь л и ш ь в к а ч е с т в е г о с у д а р с т в а. К этому убеждению одинаково неизбежно приводят и данные "теории", и живые факты эмпирической действительности.

     Человечество настоящей исторической эпохи существует и развивается под знаком государственности. Жизнь современных "народов" есть жизнь государств. И, конечно, это явление не случайно, оно коренится глубоко в природе вещей. Народная "личность", национальная "идея", как всякая духовная монада, для своего проявления требует определенного е д и н с т в а. Нужен ц е н т р духовной энергии, действующей по целям, необходим оформляющий п р и н ц и п деятельности. Единое целостное начало должно скреплять собою то сложное многообразие, каким представляется историческая жизнь того или другого "народа". И вот государство и явилось таким объединяющим, оформляющим, скрепляющим началом.

     Государственная организация родилась на определенной стадии всемирно-исторического развития, когда низшие формы социального быта перестали соответствовать степени достигнутого человечеством культурного возраста. Быть-может, первоначально или, по крайней мере, в первоначальной своей "идее" государство было непосредственно связано с племенем, расой, народностью. Но с течением времени эта связь существенно ослабела[,] и государство приобрело независимое, самодовлеющее значение. Единство по принципу породы, племени, словом, "физиологии", оказавшись чересчур узким и бедным, сменилось единством более высокого порядка. Правда, однородное племенное ядро полезно и для современного государства; но все же оно отнюдь не является его необходимою особенностью. Даже "нация" в том смысле, в каком ее теперь принято понимать наукою *), не может считаться его конститутивным признаком. Если теоретически нельзя отрицать, что нация способна создать государство, то в действительности несравненно чаще наблюдается обратный процесс: государство создает единую нацию. Благодаря объединяющей силе государства, прежде чуждые друг другу группы людей сживаются, взаимно сближаются, приобретают "множество общих своеобразных культурных элементов и общее историческое прошлое". Так, напр.[имер], нередко бывает с покоряемыми путем внешней силы областями: проходят годы, и население этих областей, раньше сторонившееся и ненавидевшее своих победителей, привыкает к ним, иногда даже вполне сливается с ними. В этом отношении до последней степени поучителен и ярок стоящий ныне у нас всех перед глазами трагический пример Польши: пусть душа ее доселе едина, но разве не троится она, подобна телу, в котором обитает? Разве секрет, что если русские поляки всецело преданы России, то поляки австрийские, в общем, верны Австрии, а немецкие -- Германии?...

     В самой государственности, в самой "эссенции" государства, очевидно, имеется какой-то крепкий фермент, способный удерживать в державном единстве элементы, подчас весьма разнородные. Государство современности претворяет в себе целую сложную совокупность различных национальных, расовых, этнографически, исторически и культурно своеобразных особенностей, пронизывает многообразное содержание единою творческою формою, объединяет отдельные элементы в некий высший синтез и под знаком этого синтеза являет себя человечеству и всемирной истории.

     Государства -- те же организмы, одаренные душою и телом, духовными и физическими качествами. Государство -- высший организм на земле[,] и не совсем неправ был Гегель, называя его "земным богом". Оно объемлет собою все, что есть в человечестве ценного, все достояние культуры, накопленное веками творчества. Государство -- необходимое условие конкретной нравственности, через него осуществляется в жизни Добро.

     "В е л и к а я Р о с с и я" д о л ж н а б ы т ь п р е ж д е в с е г о г о с у д а р с т в о м.

     Между тем, общеизвестно, что именно в русской культуре идеям государственности было очень трудно добиться признания. Не только славянофильская линия русской мысли, но и другие ее течения нередко относились к государству как-то недружелюбно: или с абсолютным, откровенным отрицанием, или с враждебною подозрительностью, или несколько презрительно, "свысока". Это широко распространенное недружелюбие могло даже дать повод к заключению, что русский народ -- народ аполитический, безгосударственный, неспособный к организации, дисциплине и правопорядку. Однако, подобное печальное заключение опровергалось фактом великого и все растущего русского государства **).

     Из всех "критиков" принципа государственности лишь Толстой неуклонно и до конца последователен. Вместе с государством он отрицал и всякое принуждение, "осудил" даже всю вообще "культуру", а, главное, имел мужество отрицать и "Великую Россию". Его проповедь приобрела от этого значительную моральную возвышенность и чистоту, но зато уже совершенно отрешилась от конкретной жизненной обстановки, прошла целиком "мимо жизни".

     Славянофилы верили в "русскую идею", но связывали ее не с государством, а с общиною, "миром", с "Землею". Но глубоко ошибочно[й] должна быть признана их теория, резко отделяющая "Государство" от "Земли". Эти начала нераздельны и принципиально, и фактически. Государство есть познавшая себя в своем высшем единстве, внутренно просветленная Земля. Земля без Государства -аморфная, косная масса, Государство без Земли -- просто nonsens, голая форма, лишенная всякой реальности.

     "Дух жизни", в свое время воспетый Хомяковым, заставил Россию выйти на единственно достойный великого народа путь -- путь смелого и широкого государственного строительства. Вопреки бесчисленным внешним препятствиям, вопреки некоторым собственным нашим национальным свойствам, мы создали мощный государственный организм: повидимому, мы нужны всемирной истории, и она не дала нам погибнуть.

2.

     Внутри каждого государства творится особая культура, универсально ценная, но индивидуально окрашенная; быть-может, универсально ценная именно своею индивидуально-своеобразною окрашенностью. Все те элементы, сложная совокупность которых составляет душу и тело государства, не исчезают в его конкретном единстве. Напротив, чем совершеннее государство, тем полнее и явственнее они сохраняются, придавая объединяющему их целому специфический, оригинальный облик. Каждая держава имеет свою собственную культуру, ряд особенных, только ей принадлежащих отличительных признаков. В этой культуре, равно как в этих печатью индивидуальности запечатленных признаках, и лежит источник того обаяния, которое присуще "отечеству", "родине" в глазах каждого гражданина. Патриотизм объясним лишь через высшие категории эстетики, -- идеей своеобразного конкретного синтеза.

     Каждый государственный организм призван, таким образом, по своему оплодотворить собою историческую жизнь человечества, сказать миру свое особое слово. Каждый живет этим своим "словом" и стремится, чтобы оно звучало мощнее и громче. Каждый добивается, чтобы оно прозвучало на весь мир.

     В области международной жизни есть глубоко знаменательное соответствие между авторитетом духовного порядка и мощью внешнею, политическою. Развитие духовной культуры государства как-то интимно связывается с ростом его политической силы. Этот общий закон государственного бытия, подтверждающийся постоянными фактическими примерами, в истории русской мысли отмечался еще Хомяковым: "по тайному (но, может-быть, понятному) сочувствию между духом человека и объемом общества -- читаем мы у него, -самое величие ума и мысли принадлежит только великим народам" ***).

     Да, это несомненно: в е л и к а я к у л ь т у р а м о ж е т п р и н а д л е ж а т ь л и ш ь м о г у щ е с т в е н н о м у н а ц и о н а л ь н о-г о с у д а р с т в е н н о м у ц е л о м у.

     И отсюда перед каждым государством встает практический императив: стремись к расширению, будь могучим, если хочешь быть великим! Здесь -- не только голос биологически естественного и ценного инстинкта; здесь -- веление нравственного разума, завет и требование исторического Духа. Сущее и должное здесь совпадают воедино, как два аспекта одного и того же явления.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "К вопросу о русском империализме"

Книги похожие на "К вопросу о русском империализме" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Устрялов

Николай Устрялов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Устрялов - К вопросу о русском империализме"

Отзывы читателей о книге "К вопросу о русском империализме", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.