» » » » Георгий Шенгели - Как писать статьи, стихи и рассказы


Авторские права

Георгий Шенгели - Как писать статьи, стихи и рассказы

Здесь можно скачать бесплатно "Георгий Шенгели - Как писать статьи, стихи и рассказы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Языкознание, издательство Издательство Всероссийского Союза Поэтов, год 1928. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Георгий Шенгели - Как писать статьи, стихи и рассказы
Рейтинг:
Название:
Как писать статьи, стихи и рассказы
Издательство:
Издательство Всероссийского Союза Поэтов
Год:
1928
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Как писать статьи, стихи и рассказы"

Описание и краткое содержание "Как писать статьи, стихи и рассказы" читать бесплатно онлайн.



Книга содержит рецепты создания статей, стихов и рассказов, приправленных изрядной дозой пролетарских лозунгов. Была написана, судя по всему, для рабкоров. Может служить примером грамотной популяризации и быть полезной для понимания атмосферы времени.

Тем не менее, основу книги представляет классический подход к ремеслу работы с текстом и включает массу полезных практических приёмов, полезных как для начинающих, так и для опытных словесников, поскольку советы весьма конкретные, и многие из них актуальны поныне.






ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Как писать стихи

Стихотворный размер

Слова состоят из слогов: в каждом слоге имеется один гласный звук; таким образом, по числу гласных звуков можно определить число слогов в слове; гласных  звуков в русском языке десять: у, ю, о, ё, а, я, э, е, ы, и. Все прочие звуки являются  согласными, кроме звука й, который будет полугласным. Слог может состоять из одного гласного или из гласного с несколькими согласными; например, слово «уединение» будет делиться на слоги так: у-е-ди-не-ни-е; в этом слове первый, второй и последний слоги состоят только из одного гласного, а прочие из гласного с согласным. В каждом слове, в котором имеется два или более слогов, один слог произносится с особенным усилением голоса, которое называется ударением. Возьмем такую фразу: «я хожу по речному бЕрегу» и такую: «я сижу на речном берегУ». Мы ясно слышим, что в первой фразе в слове «берегу» ударением выделяется первый слог: — бЕ, а во второй выделяется слог последний: — гУ. И начинающему стихотворцу надлежит самым твердым образом, на слух усвоить различие ударных слогов от безударных, — потому что русский стих строится на правильном распределении ударных и безударных слогов. Относительно слов, состоящих только из одного слога, следует помнить, что они имеют ударение, если являются значащими, самостоятельными по смыслу, например: «дом», «сад» и так далее; а односложные слова вспомогательные, служебные по смыслу, ударения не несут, например, слово «и», слово «за» и так далее.

Возьмем строчку стихотворения:

свобОды грОзный дЕнь настАл [1]

Мы, видим, что в ней первый слог — безударный, второй ударный, третий — безударный, четвертый — ударный, пятый — безударный, шестой — ударный, седьмой — безударный, восьмой — ударный. В общем, — каждый нечетный по порядку слог — безударный, каждый четный — ударный; ударные и безударные слоги чередуются между собой. Такое чередование называется стихотворным размером.

Стопы

Приведенную выше строчку мы можем разбить на пары слогов, и в каждой паре первый слог будет безударным, а второй ударным:

свобО/ды   грО/зный   дЕнь/  настАл.

Если мы обозначим безударные слоги знаком: ─, а ударные знаком: ┴, то мы можем написать чертеж нашей строчки, ее схему [2]:

свобО/ды   грО/зный   дЕнь/  настАл.

Чтоб было очевидно

свобО/  дыгрО/  зныйдЕнь/  настАл.

─ ┴ │ ─ ┴ │ ─ ┴ │ ─ ┴ │

Эта схема нам наглядно показывает, как распределены в строке ударные и безударные слоги. И вот такая пара слогов, а в других случаях тройка, в которой ударный слог занимает всегда одно и то же место, и которая повторяется на протяжении всей строчки, называется стопою. Стопа — чисто условная мера; ее граница иногда совпадает с границей слова, иногда нет; в нашем примере первая стопа отсекает два слога от слов «свободы», вторая стопа содержит последний слог этого слова и первый слог следующего, третья стопа содержит последний слог слова «грозный» и слово «день», четвертая стопа содержит целиком слово «настал». Стопы бывают разного строения, и стихотворные размеры отличаются как по строению стопы, так и по числу стоп в строчке; в нашем примере стоп четыре, и размер будет четырехстопным.

Какие бывают стопы

Стопы бывают двухсложные, состоящие из двух слогов, и трехсложные, состоящие из трех слогов; размеры, составленные из двухсложных стоп, называются двухдольниками, a составленные из трехсложных стоп — трехдольниками. Двухсложных стоп две, трехсложных ─ три. Вот их названия, схемы и образцы:

Двухсложные стопы:

1) Хорей: ┴ ─. Пример: сОлнце.

2) Ямб: ─ ┴ » закАт.

Трехсложные стопы:

1) Дактиль: ┴ ─ ─. Пример: сОлнышко.

2) Амфибрахий: ─ ┴ ─ » закАты.

3) Анапест: ─ ─ ┴ » серебрО.

Размеры, составленные из перечисленных стоп, носят те же названия, что и стопы, с указанием числа стоп: если, например, размер составлен из четырех хореических стоп, то его название — четырехстопный хорей, если из трех дактилических, — то трехстопный дактиль, и так далее. Вот образцы некоторых размеров:

Трехстопный хорей:

                   тИхо/ плЕщет мО/ре.

Трехстопный ямб:

               печА/льно  плЕ/щет мО/ре.

Трехстопный дактиль:

               мЕдленно/  тЯнется/ врЕмечко.

Трехстопный амфибрахий:

               замЕдлен/но  тЯнет/ся  врЕмечко.

Трехстопный анапест:

               утомИ/тельно  тЯ/нется  врЕ/мечко.

Мы ясно видим из этих примеров, что ямб есть тот же хорей, только с лишним безударным слогом вначале; что амфибрахий — тот же дактиль, с лишним безударным слогом вначале, а анапест есть дактиль с двумя лишними безударными слогами вначале, или амфибрахий — с одним. При этом сходстве, между размерами все же существует большая разница, и начинающий поэт должен научиться безупречно различать размеры на слух. Для этого следует упражняться, читая стихи и определяя размер. Укажем, что Пушкинские «Бесы» написаны четырехстопным хореем, его же «Полтава» — четырехстопным ямбом, его «Анджело» — шестистопным ямбом; его «Песнь о вещем Олеге» — четырехстопным и трехстопным амфибрахием; Некрасовская «Псовая охота» — четырехстопным дактилем; его же «Огородник» — четырехстопным анапестом.

Окончания

Последняя стопа в каждой строке может подвергаться некоторым изменениям, не нарушая этим самого размера. Возьмем наш образец трехстопного дактиля:

                   мЕдленно/  тЯнется/  врЕмечко,

Мы можем построить строку так:

                   мЕдленно/  тЯнется/  врЕмя.

т. е. отсечь от последней стопы один слог; или построить ее так:

                   мЕдленно/  тЯнется/  нОчь,

т. е. отсечь от последней стопы два слога. Мы отлично слышим, что размер не изменился сам по себе, изменилось только окончание строки.

Мы видим, что те стопы, в которых за ударным слогом следуют безударные, могут в конце стиха усекаться: хорей и амфибрахий на один слог, так как у них имеется только один безударный, следующий за ударным, а дактиль на один или на два слога. Но анапест и ямб, кончающиеся ударными слогами, — усекаться не могут. Наоборот, к последней стопе могут быть прибавлены  безударные слоги, — один, два, три и более: такая прибавка, такое наращение тоже не меняет размера самого по себе, и эти наращенные слоги в общий счет стоп не входят. Наращенными могут быть все стопы. В наших примерах образец трехстопного ямба и амфибрахия был наращен на один слог, а образец анапеста — на два слога. Но наращенными могут быть и хорей и дактиль. Вот две строки четырехстопного хорея:

И зав/Од  гу/дИт  ма/шИна/ми,
От  за/рИ  и / дО за/рИ.

Мы видим, что первая строка — наращенная на один слог, а вторая — усеченная. Вот две строки четырехстопного ямба:

плылА/ над  мО/рем  дАль/  опА/ловая,
вечЕ/рний  вОзд/ух  пО/лон  лА/ски,

здесь первая строка наращена на три слога, а вторая — на один. Разнообразие в окончаниях придает стиху особенно гибкое звучание, и поэты часто «играют» окончаниями, изобретая самые прихотливые их сочетания. Строки, оканчивающиеся на ударный слог, называются строками с мужским окончанием, на один безударный слог с предыдущим ударным — с женским окончанием, на два безударных — с дактилическим окончанием (для всех размеров), кончающиеся на три безударных слога и более — со сверхдактилическим окончанием. Самое длинное окончание, возможное в русском языке, — шесть безударных слогов; например: свЕшивающиеся.

Необходимо иметь в виду следующее: рассматривая наращенные или усеченные строки, мы можем поддаться соблазну сказать, что последняя стопа — иная, чем предыдущие. Например о строчке:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Как писать статьи, стихи и рассказы"

Книги похожие на "Как писать статьи, стихи и рассказы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георгий Шенгели

Георгий Шенгели - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георгий Шенгели - Как писать статьи, стихи и рассказы"

Отзывы читателей о книге "Как писать статьи, стихи и рассказы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.