» » » » Питер Уайброу - Мозг Тонкая настройка. Наша жизнь с точки зрения нейронауки


Авторские права

Питер Уайброу - Мозг Тонкая настройка. Наша жизнь с точки зрения нейронауки

Здесь можно купить и скачать "Питер Уайброу - Мозг Тонкая настройка. Наша жизнь с точки зрения нейронауки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая старинная литература, издательство Альпина Паблишер, год 0101. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Питер Уайброу - Мозг Тонкая настройка. Наша жизнь с точки зрения нейронауки
Рейтинг:
Название:
Мозг Тонкая настройка. Наша жизнь с точки зрения нейронауки
Издательство:
неизвестно
Год:
0101
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мозг Тонкая настройка. Наша жизнь с точки зрения нейронауки"

Описание и краткое содержание "Мозг Тонкая настройка. Наша жизнь с точки зрения нейронауки" читать бесплатно онлайн.








К несчастью, меры, направленные на оздоровление питания подрастающего поколения ради предотвращения диабета и других заболеваний в старшем возрасте, пока не дают существенных результатов, и не только в Америке. В школах двенадцати бедных районов штата Новый Южный Уэльс в Австралии была внедрена тщательно разработанная программа питания и добровольных занятий физкультурой для девочек в возрасте 12–14 лет, однако анализ результатов ее осуществления в течение года не выявил никаких изменений к лучшему. Перед началом реализации программы около 40% детей находились на грани ожирения, а их средний вес составлял примерно 60 кг. Однако всего лишь 25% девочек из задействованных в проекте школ согласились посещать занятия физкультурой, и только каждая десятая приняла участие в домашних программах здорового питания или физической активности. К концу года, что, вероятно, вас не удивляет, набор веса в экспериментальной группе практически ничем не отличался от контрольных показателей, и средний уровень распространенности ожирения по школам в целом был равен 33%.

Из подобных исследований мы можем извлечь болезненные, но ценные уроки. Во-первых, изменить устоявшееся пищевое поведение нелегко, потому что, как я объясню в следующей главе, мы рабы своих привычек: во взрослой жизни мы сохраняем пищевые предпочтения, выбирая еду, которая нравилась нам в детстве, будь она здоровая или нет. Это, конечно же, давно известно дельцам индустрии питания. Комплекты типа «Хэппи Мил» в сети McDonald's служат для закрепления таких предпочтений: детей кормят именно теми вкусными блюдами, которых им хочется, но которые им совершенно не нужны. Подобная программа существует и в сети Burger King, где вместе с гамбургером ребенок получает картонную корону. Эти и другие предприятия обращаются к детским умам и желудкам, потому что такая коммерческая стратегия беспроигрышна. Сейчас, когда общественная озабоченность здоровьем растет, начинают звучать голоса, призывающие запретить рекламу вредных для детей продуктов, однако инициативы такого рода сталкиваются с мощным противодействием со стороны представителей отрасли, особенно тех, кто сам вырос на фастфуде.

В 2010 г. в округе Лос-Анджелес, где каждый день подается 650 000 школьных обедов, случился бунт учащихся, не согласных с заменой традиционного школьного фастфуда здоровыми блюдами, такими как джамбалайя, овощное карри, чечевица и бурый рис. Протест охватил 13% учеников, тысячи детей и подростков отказались от школьных обедов, а подпольный рынок чипсов, конфет и бургеров расцвел пышным цветом. Это еще раз подтверждает, что изменить стандарты питания в рамках культуры, выработавшей у людей привычку, если не привыкание, к фастфуду, трудно, особенно для семей из бедных районов, где мало магазинов со здоровой пищей, а преобладают готовые блюда и полуфабрикаты.

Наши пищевые привычки к юности оказываются уже полностью устоявшимися, поэтому следующий урок состоит в том, что начинать формировать предпочтения нужно как можно раньше. Венди Слассер, педиатр из детской больницы Mattel в Лос-Анджелесе, разработала образовательную программу для родителей, основой которой стало поощрение разнообразия питания, физической активности и обмена опытом. В течение семи недель молодые матери латиноамериканского происхождения с низким доходом, которые имели страдающих ожирением детей в возрасте от двух до четырех лет, собирались в клинике для интерактивных занятий: они учились друг у друга, а затем применяли полученные знания дома. В отличие от австралийской программы этот проект оказался на удивление успешным: средний вес детей в этой группе снизился на 9%, в то время как в контрольной группе, где матери не получали соответствующих консультаций, число детей, страдающих избыточным весом и ожирением, за это же время возросло на 16%. Особое внимание к здоровому питанию маленьких детей, по всей видимости, уже дает свои плоды. Несмотря на то что распространенность ожирения в США в целом остается высокой, Центр по контролю заболеваний в Атланте в 2014 г. сообщил о 43%-ном снижении уровня ожирения среди детей в возрасте от двух до пяти лет — это первое подобное снижение показателей в какой-либо группе за десять лет!

Эксперимент, проведенный в больнице Mattel, демонстрирует одну очевидную вещь, о которой, впрочем, мы склонны легко забывать: развитие каждого человека как уникальной личности во многом определяется привычками, формирующимися семьей, культурой, образованием, рынком, СМИ, иллюзиями и т.д. Однако не столь очевидно то, что многие из социальных привычек мы перенимаем на интуитивном уровне — вне поля зрения радара нашего сознания — и что контакты за пределами семьи также оказывают значительное влияние на формирование нашего поведения. Тем не менее существует множество доказательств того, что, к примеру, ожирение распространяется среди друзей почти так же, как заразные простудные заболевания.

Наиболее интересное исследование этого феномена было проведено в Фрамингеме (штат Массачусетс), где ученые свыше 50 лет наблюдали за группой семей, которая сегодня превратилась в своего рода социальную сеть из более чем 12 000 человек. Проект начали реализовывать в 1948 г., в нем тогда участвовали 5000 человек, и изначально целью было отслеживание истории сердечно-сосудистых заболеваний; в 1971 г. в проект включили первое поколение потомков, в 2002-м — второе, что сделало его наиболее обширным долговременным исследованием состояния здоровья в США.

Помимо данных о поведенческих и физических параметрах, включая индекс массы тела, во фрамингемском исследовании на протяжении более чем 30 лет собиралась детальная информация о социальных взаимоотношениях между соседями, друзьями и родственниками. В 2007 г. Николас Кристакис из Гарварда и Джеймс Фаулер из Калифорнийского университета в Сан-Диего, использовав этот уникальный объем данных, провели анализ распространения ожирения во Фрамингеме с 1971 по 2003 г. Эти временные рамки очень важны, потому что практически точно соответствуют периоду нарастания эпидемии ожирения в Америке. Анализ в очередной раз подтвердил, что наше окружение сильно влияет на риск развития ожирения: мы перенимаем наши привычки от тех, кому доверяем.

В начале исследования в этой тесно переплетенной социальной сети, состоящей из 12 067 человек, легко выявлялись кластеры людей, страдающих ожирением. За последующие три десятка лет распространенность ожирения в выборке увеличилась, так же как и по стране в целом. Удивительно то, что этот рост не был распределен случайно, а зависел от социальных связей между людьми. Среди факторов прогнозирования ожирения социальные связи, особенно между близкими друзьями, оказались гораздо более значимыми, чем географическая удаленность и даже кровное родство. Если кто-то из близких друзей человека страдает от ожирения, шансы на то, что у него самого разовьется эта болезнь, увеличиваются на 57%. У взрослых братьев и сестер этот показатель составляет 40%, а у супругов — 37%. Это воздействие сохраняется вне зависимости от того, живут ли друзья или дети из одной семьи рядом или в разных городах. И напротив, среди живущих по соседству семей, между которыми отсутствует тесное общение, такого эффекта не наблюдается.

Итак, мы можем заключить, что ожирение передается в дружеской среде подобно инфекционному заболеванию. И действительно, как показал последующий анализ, проведенный Николасом Кристакисом и его коллегами с использованием модели распространения инфекционных заболеваний, распространение ожирения через сеть социальных связей стало важным фактором в развитии эпидемии. В 1971 г. лишь 14% участников фрамингемского исследования страдали ожирением, но затем этот показатель стал увеличиваться примерно теми же темпами, что и в американском обществе в целом. «Исходя из нашего анализа, можно сказать, что люди с 1971 г. достигли больших "успехов" в наборе веса, но не добились никаких результатов в борьбе с ним», — заключает ведущая исследовательница Элисон Хилл. Вероятность развития ожирения для взрослого американца в течение года составляет 2%, и этот показатель за последние годы вырос. Если среди его близких друзей есть страдающий ожирением, вероятность возрастает на 0,5%. Таким образом, наличие четырех друзей с ожирением увеличивает шансы человека на развитие у него ожирения вдвое. Основными факторами набора веса в сегодняшней Америке остаются высокий уровень стресса, короткий сон, доступность вредного фастфуда и низкий уровень физической активности, но жизнь в среде, где приверженность вредным привычкам широко распространена, также увеличивает риск ожирения. Учитывая, что две трети населения Америки уже имеет избыточный вес, подобная «субкультура» встречается повсеместно. В наших привычках мы подсознательно повторяем поведение людей, которые нам небезразличны.

В США, где изобилие пищи нас окружает повсеместно, переедание и набор веса также управляются малозаметными стимулами среды. Брайан Уонсинк, профессор Корнеллского университета, специализирующийся на изучении потребительского поведения, продемонстрировал, как множество факторов мощно влияют на формирование и поддержание наших пищевых привычек и на то, сколько пищи мы потребляем каждый день. В своей книге «Бездумная еда» (Mindless Eating) профессор Уонсинк на основании ряда экспериментов, проведенных как в его лаборатории, так и в домах, ресторанах, кинотеатрах — в общем, везде, где люди едят, — показал, что аппетит и потребление могут сильно зависеть не только «от семьи и друзей, но и от упаковок и тарелок, названий и цифр, наклеек и освещения, расцветок и свечей, форм и запахов, отвлекающих факторов и расстояний, кухонных шкафов и коробок». На первый взгляд совершенно посторонние факторы — например, где мы храним еду, насколько она доступна или как она подается, — могут служить рефлекторным пусковым механизмом наших привычек и оказывать значительное влияние на то, что и когда мы едим. И действительно, я замечал подобные особенности и в моих собственных предпочтениях: чашечка утреннего кофе запускает у меня сильное желание поесть пончиков, а делая тосты с яйцами, я с детства не могу обойтись без дрожжевой пасты.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мозг Тонкая настройка. Наша жизнь с точки зрения нейронауки"

Книги похожие на "Мозг Тонкая настройка. Наша жизнь с точки зрения нейронауки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Питер Уайброу

Питер Уайброу - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Питер Уайброу - Мозг Тонкая настройка. Наша жизнь с точки зрения нейронауки"

Отзывы читателей о книге "Мозг Тонкая настройка. Наша жизнь с точки зрения нейронауки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.