» » » Петр Голубовский - История Северской земли


Авторские права

Петр Голубовский - История Северской земли

Здесь можно купить и скачать "Петр Голубовский - История Северской земли" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Литература 19 века, издательство Литагент «Кучково поле»b717c753-ad6f-11e5-829e-0cc47a545a1e, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Петр Голубовский - История Северской земли
Рейтинг:
Название:
История Северской земли
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-9950-0322-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Северской земли"

Описание и краткое содержание "История Северской земли" читать бесплатно онлайн.



Книга русского историка Петра Васильевича Голубовского (1857–1907) «История Северской земли», написанная на основе тщательного анализа летописных текстов и археологических материалов, – одно из самых обстоятельных исследований по истории данного региона. Труд посвящен истории северян, восточнославянскому племени, издавна жившему по берегам рек Десны, Сейма и Сулы. Автор говорит о северянской колонизации, привлекая свидетельства летописей, арабских и греческих источников, археологические данные. При этом он уточняет, что достоверная история северян начинается со времен подчинения их хазарам задолго до зарождения государственности в Киеве и продолжается до 1356 г., когда Северская земля теряет самостоятельность. Отдельная глава посвящена распространению и развитию христианства, с которым северяне познакомились до принятия его в Киеве.

Новаторская особенность исследования П. В. Голубовского заключается в привлечении археологического материала и сопоставлении его с письменными источниками, что до начала XX в. оставалось редким исключением.






Таким образом, ослабление хазар, наплыв кочевников и другие внутренние причины способствовали подчинению северян полянскому владычеству136.

Захвативши в свои руки Любеч, Белую Вежу, Тмутаракань, киевские князья держали всю промышленность северян в своих руках. Как в период развития хазарского могущества, северяне имели перевес над полянами в споре за Днепр, так теперь он должен был перейти на сторону последних. К этому-то времени относится, по всей вероятности, распространение владений полян на северянской территории и захват ими устья Десны. Все это, вместе взятое, заодно с полюдьем должно было возбудить в северянах ненависть к своим подчинителям и рано или поздно повести к попытке возвратить свою самостоятельность.

В период от 972 г. до 980 г. Северская земля пользовалась некоторой долей независимости, чему способствовала междоусобная борьба, начавшаяся среди сыновей Святослава. Мы не знаем, какую роль играли северяне в этой неурядице, но последующие действия киевского князя заставляют нас предполагать, что одновременно с борьбою между древлянским князем Олегом и киевским Ярополком началось движение и в Северской области. Раздав своим сыновьям области в управление, Святослав оставил северян только со своими наместниками. Такая раздача областей имела целью более привязать различные племена к Киеву. Этому должна была способствовать родственная связь младших князей с киевским; постоянное пребывание князя с наемной дружиной, с целым двором прислуги при его семействе, в главном городе известного племени, постоянные сношения с Киевом – все это должно было действовать подчиняющим образом. Что это именно была такая цель, видно из того, что первый князь был послан к древлянам, племени, которое отличалось своим упорством в борьбе с подчиняющим влиянием Киева137, и в Новгород, который удержать в повиновении было важно для киевских князей, потому что чрез него они вели торговлю с Западной Европой и получали наемные дружины. Впоследствии, когда гнет полянской гегемонии стал более чувствителен для подчиненных племен, между тем родственные связи ослабли, так как это были уже не сыновья, а братья, племянники, двоюродные братья и т. д., то областные интересы соединяются с интересами князей, а далее первые берут даже над вторыми перевес. Как прежде племя желало скорее иметь наместника, при котором подчиняющее влияние было слабее, теперь каждая область стремится иметь своего особого князя. Вероятно, в период, указанный нами, Северская земля имела в своих главных городах, Любече, Чернигове, Курске, Белой Веже и Тмутаракани, княжеских наместников с гарнизоном, но все внутренние распорядки оставлены были независимыми. Северяне сохраняли прочно союз до поры до времени, несмотря на полюдья, гарнизоны и тому подобные стеснения, а потому раздражать их более, как сильное и культурное племя, было опасно. Когда же началось междоусобие, то заодно с древлянским князем сделали попытку и северяне. Но выступить открыто против стремлений Ярополка они не могли, потому что не могли выставить против его постоянного войска свои земские дружины. Новгородцы же со своим князем Владимиром наняли войско и противопоставили его киевской дружине, почему и выиграли дело. Содействие северян Владимиру в его борьбе с Ярополком вполне было естественно еще и потому, что он должен был иметь в их земле большую партию приверженцев, как сын Малуттти, которая была родом из Любеча138. Ярополк погиб, но вместе с ним не могли исчезнуть централизационные стремления киевских князей. Ярополк сменился Владимиром, а политика Киева осталась та же, только получила новую поддержку для достижения своей цели. Эта поддержка явилась в виде христианства.

Глава IV

Христианский период

Сверх нового государственного устройства с постоянным войском, сверх других исторических условий политика киевских князей находила еще себе поддержку в общественном складе племен. Наш очерк промышленности и торговли северян достаточно, я думаю, показал, что племена к периоду зарождения у полян нового государственного строя были далеко не в диком состоянии. По своей культуре они нисколько не уступали современной Западной Европе. Но обширная торговля, как бы она ни была свободна и доступна для всех членов племени, должна была возвысить благосостояние отдельных личностей, меньшинства. Что это было так, лучше всего видно на Новгороде, где очень давно явилось распадение на «черных» и «житых» людей, хотя одинаково свободных, но по принципам совершенно враждебных одни другим. Торговля же ознакомила это меньшинство с византийскими идеалами, совершенно несходными с идеалами родной обстановки. Недаром хазарское правительство запрещало кому бы то ни было иметь наемные войска. Этот-то класс людей киевские князья постарались привлечь на свою сторону, принимая в свою дружину, делая своими приближенными. Самый прекрасный пример этого факта мы видим на Добрыне, который происходил из Любеча и поступил в княжескую дружину, а его сестра Малуша была наложницей Святослава139. Последнее по языческим понятиям было совершенно возможно, но нам здесь важен факт, указывающий на стремление выдающихся людей сблизиться с княжеским домом. В 988 г. в Киеве христианская религия была признана официальной, т. е. государственной, и князья приняли на себя распространение ее света в областях других племен. Вот тут явилась для Киева опасность при введении христианства у отдаленных племен в их сопротивлении. Но первоначально киевские князья и не стараются навязывать новой религии отдаленным областям, а ограничились утверждением ее в ближайших местностях. Вскоре был поставлен в 992 г. епископ, Неофит, Чернигову140, значит, ровно через четыре года после принятия христианства в Киеве. Такое быстрое распространение христианства в области северян, причем образуется отдельная епархия, вполне невозможно, если бы не было предварительной подготовки к этому факту. Она была несомненно.

Припомним, что юго-западные области северян примыкали к греческим провинциям на берегах Азовского и Черного морей, с которыми велась обширная торговля хлебом и мехами и по смежности владений должен был происходить постоянный обмен не только произведений ремесл, но обычаев и идей. Мы видели уже, что в Хазарском царстве была полная веротерпимость и что христиане там имели двух своих судей. Так говорят нам арабские источники об Итиле, но то же должно допустить и для других важных торговых пунктов Приазовья.

По моему мнению, нельзя иметь не малейшего сомнения в том, что такие города, как Тмутаракань и Керчь – древние Фанагория и Пантикапея, заключали в своем народонаселении и христиан, так как эти города издавна были населены греками. Следовательно, приморские области северян должны были очень давно ознакомиться с христианством и иметь его членов среди собственного населения. Отсюда христианская религия путем постоянных сношений с северными областями Северской земли должна была проникнуть к нашим предкам и приобресть среди них себе сторонников. Но отсюда она проникла еще далее. Мы видели, что византийские произведения проникали далеко на север, и, между прочим, найденные кресты141 дают возможность предполагать, что и среди мери были члены христианства. Сверх этих соображений мы имеем еще и другие доказательства. «Едва ли можно, – говорит Макарий, – согласиться, чтобы до пр. Кукттти вятичи были вовсе незнакомы с верою христианскою. В Курске и некоторых окрестных городах существовало христианство еще в начале XI века»142. Действительно, когда Феодосий пришел в Киев, во время Ярослава, то со времени официального принятия христианской религии в Киеве прошло приблизительно не более 70 лет. Невозможно, чтобы в такой короткий срок в столь отдаленных от Киева местах, как Курск, явилась страсть к пилигримству, которое следует за твердо привившимися христианскими идеалами, чего не могло быть в Курске по отдаленности его. А мы действительно встречаем развитие странничества в этой местности еще во время малолетства св. Феодосия, т. е. приблизительно в начале XI в.143 Единственное объяснение этому факту можно найти уже в указанном нами значении Курска как торгового центра144. В нем как в связующем центре для южных и северных областей земли северян должны были давно появиться христианские идеи и проникнуть в окрестное население.

Другая дорога, которою проникало к северянам христианство, была торговая дорога Чернигова с Византией. Последняя влияла на северян не только в культурном отношении, но и в религиозном и политическом. Сношения с нею дали славяно-русским племенам много идеалов, и прежде всего христианских. Как давно началась торговля, мы видели; параллельно с нею должно было развиваться и усиливаться в Северской земле и христианство. Мы еще в конце X в. видим в Любече будущего великого подвижника Антония, который с молодых лет был склонен к иночеству. Такую ревность к христианской религии можно объяснить только влиянием твердо укоренившейся веры, которой не могли ему дать его родители, сами недавно принявшие новую религию, если только они не были христианами раньше, если в Любече не было христиан – туземцев и иностранцев. Вспомним торговое значение Любеча145.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Северской земли"

Книги похожие на "История Северской земли" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Петр Голубовский

Петр Голубовский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Петр Голубовский - История Северской земли"

Отзывы читателей о книге "История Северской земли", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.