» » » » Марина Бутовская - Антропология пола


Авторские права

Марина Бутовская - Антропология пола

Здесь можно купить и скачать "Марина Бутовская - Антропология пола" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Век 2, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Марина Бутовская - Антропология пола
Рейтинг:
Название:
Антропология пола
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-85099-191-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Антропология пола"

Описание и краткое содержание "Антропология пола" читать бесплатно онлайн.



Книга знакомит читателя с современными представлениями о половом отборе, его роли в формировании современных видов животных и человека. Пол и гендер в человеческом обществе представлены как комплексный биосоциальный феномен. Рассмотрены различия мужского и женского тела, особенности физиологии и генетики, психической деятельности и стратегий сексуального и родительского поведения. В книге показана специфика мужского и женского поведения в традиционных обществах, продемонстрирована связь репродуктивного успеха с социальным статусом и экономическим благосостоянием. Обсуждаются причины устойчивости ряда гендерных стереотипов в современном обществе. Подробно рассказано об универсальных и культурноспецифичных идеалах красоты и методах их исследования.

Книга предназначена антропологам, психологам, социологам, историкам, политологам, социальным работникам, широкому кругу читателей, интересующихся вопросами взаимоотношений между полами.






Правда, в силу разных социоэкономических обстоятельств, во многих традиционных культурах мужчины вступают в браки позже, чем женщины. У охотников-собирателей они должны проявить себя в качестве хорошего охотника, способного обеспечить семью. У скотоводов молодые мужчины должны выпасать скот, принадлежащий отцу или группе старших родственников, а также выполнять воинские обязанности (защищать собственный скот и участвовать в рейдах по захвату скота у соседних племен). Так, у масаев Танзании и Кении и прочих пастушеских племен выделяется особый возрастной класс мужчин-воинов, называемых моранами. Как правило, эта группа мужчин проживает в специальных мужских домах или военных поселениях и не может вступать в брак. Это не означает, что мораны должны соблюдать целибат. К примеру, у масайских моранов имеются подружки, с которыми они проводят время на отдыхе и состоят в сексуальных отношениях. Примерно к 35 годам мораны обзаводятся семьями и переходят в класс женатых мужчин. С этого момента они уже не участвуют в военных походах и начинают заниматься собственным хозяйством.

Половозрелые мужчины и женщины достоверно различаются по уровню половых гормонов — уровень андрогенов выше у мужчин, а эстрогенов выше у женщин. Наряду с этим, важнейшим биологическим отличием женского пола является наличие менструального цикла, при котором уровень стероидных гормонов существенно варьирует в течение 28 ± 7 дней.

В отличие от мужчин, у женщин в течение жизни происходят кардинальные физиологические перестройки организма, связанные с угасанием детородной функции. С последним обстоятельством связаны изменения жизненных стратегий и различные поведенческие адаптации, обеспечивающие максимальную включенную приспособленность самой женщины и повышающие приспособленность ее детей и внуков (см. «Гипотеза заботливых бабушек»).

1.9. Адам и Ева

Наши подробные изыскания в плане развития мужского и женского организма, возможно, вызвали в памяти некоторых особо любознательных читателей историю о божественном творении человека. Как известно, Господь вначале сотворил Адама и лишь впоследствии, дабы тому не было скучно, создал из его ребра женщину — Еву. Если рассматривать сюжет формирования полов с биологических позиций и с учетом реальных биологических фактов, о которых шла речь выше, то базовым полом всегда выступает женский, а не мужской. Даже для того, чтобы из зародыша с мужским генотипом развился мужской организм, необходимы значительные энергетические усилия (активация специального участка Y-хромосомы, запуск цепочки гормональных реакций, направленных на развитие мужских половых органов и редукцию зачаточных женских и прочее), тогда как женский организм развивается как исходная данность. Поэтому, возможно, женский организм более устойчив к влиянию окружающей среды, да и поведение женщин отличается большей стабильностью и способностью противостоять социально-экономическим стрессам.

Природа сделала женский пол более устойчивым, так как именно от него зависит воспроизводство и сохранение вида. В природе существуют такие виды животных, у которых в популяциях временно или постоянно отсутствуют самцы. Однако не описано ни одного вида, у которого бы не было самки. Когда в обществе возникают дискуссии о значимости мужчин и женщин, и женщинам отводится второстепенная роль, следует вспоминать эти примеры. Реальные факты истории человеческих обществ недвусмысленно показывают, что при необходимости женщина способна выполнять мужские роли в хозяйственной деятельности, политике и даже военном деле. Женщина может охотиться, строить дома, управлять государством, воевать и вести политические переговоры, но ни при каких условиях невозможно научить мужчину рожать детей. С эволюционной точки зрения в плане воспроизводства женский пол также оказывается базовым, и от него зависит выживание человека как вида.

1.10. Пол по воспитанию 

Этот признак, определяющий психологический статус индивида, Д. Мани назвал: пол по воспитанию, предписанному гендером. Когда ребенок появляется на свет, родители и другие родственники внимательно обследуют новорожденного и выясняют по строению гениталий, какого он пола. С этого момента к ребенку начинают относиться как к мальчику или девочке. Отношение к детям разного пола — различное. Наблюдения в разных культурах показывают, что мальчиков чаще берут на руки, но обращаются с ними менее осторожно, чем с девочками. Напротив, матери чаще говорят с девочками и делают это более нежным голосом.

Различное отношение к новорожденным мальчикам и девочкам можно трактовать двояко. Во-первых, как производное сложившихся культурных гендерных стереотипов (на этой точке зрения, как правило, стоят психологи и социальные антропологи). Во-вторых, как следствие реальных физических и поведенческих различий, демонстрируемых мальчиками и девочками с первых дней жизни (на этот факт обращают внимание этологи, эволюционные психологи и специалисты в области поведенческой экологии). В настоящее время принято считать, что избирательность по отношению к детям мужского и женского пола представляет собой биосоциальное явление — культурные стереотипы складывались не на пустом месте, а с учетом исходных биологических различий между новорожденными мальчиками и девочками. Действительно, мальчики, в среднем, рождаются более крупными и сильными, а девочки, в большинстве случаев, более отзывчивы к голосу матери, раньше начинают следить за ней глазами, улыбаться и радоваться ее приближению.

Хотя избирательное отношение взрослых к мальчикам и девочкам оказывает определенное влияние на формирование стереотипов поведения малышей, решающую роль в гендерной дифференциации играют, по-видимому, взаимоотношения со сверстниками. В возрасте примерно 3-4 лет дети начинают проявлять выраженные предпочтения лицам своего пола, формируют игровые коллективы по половому признаку. Выраженность гендерных стереотипов в детских коллективах часто носит подчеркнутый характер, и дети следуют им более жестко, чем стереотипам, насаждаемым взрослыми. Девочки, придя из детского сада, просят у родителей такую же куклу (или такое же платье), как у подружки, а мальчики — похожую машинку, робота-трансформера или пистолет.

Дети гораздо более нетерпимы к сверстникам, непохожим на других, чем взрослые. Каждый ребенок, нарушающий ожидаемые гендерные стереотипы, будет в лучшем случае немедленно высмеян, а то и окажется изгоем. Причины, по которым ребенка не принимают в компанию сверстников, с точки зрения взрослых могут бьггь совершенно незначимыми. Например, у всех мальчиков в детском саду короткие шорты, а у Саши — ниже колен, или у всех девочек волосы заплетены в две косички, а у Маши — собраны в один хвостик на макушке и т. п.

Выраженный конформизм служит мощным фактором приобщения ребенка к конкретным культурным нормам, а стремление к подражанию сверстникам и взрослым представителям своего пола — обеспечивает успешность адаптации его в обществе. Поскольку эти качества проявляются у детей во всех культурах, есть основания думать, что они в какой-то мере являются врожденными.

Многие психологи и социальные антропологи уверены, что гендерные роли, равно как и гендерная идентичность, не зависят от биологических различий между мужчинами и женщинами. «Гендерная идентичность — это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определенному полу/гендеру, осознание себя мужчиной, женщиной или существом какого-то другого, «промежуточного» или «третьего» пола» (Кон, 2003). Гендерная идентичность не дается человеку при рождении, она «вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и гендерной социализации», и может меняться в течение жизни с мужской на женскую и наоборот. Иногда индивид вообще оказывается не в состоянии сформировать мужскую или женскую идентичность на основании своего анатомического пола, и в таких случаях говорят о расстройстве гендерной идентичности.

В каждой культуре присутствуют характерные гендерные стереотипы — расхожие представления о том, как должны выглядеть и вести себя мужчины и женщины, имеется регламентированная гендерная стратификация и распределение труда, гендерные различия в отношении к власти и другим социальным институтам. К примеру, еще в 60-е гг. XX века в СССР считалось неприличным для женщин носить брючные костюмы, и в такой одежде не пускали в рестораны, а длинные до плеч волосы у молодых мужчин являлись объектом активных нападок со стороны официальных органов. Профкомы, парткомы, комсомольские комитеты всячески обличали и высмеивали (и преследовали) мужчин с «женскими» прическами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Антропология пола"

Книги похожие на "Антропология пола" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Марина Бутовская

Марина Бутовская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Марина Бутовская - Антропология пола"

Отзывы читателей о книге "Антропология пола", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.