Сергей Кормилицын - Третий Рейх. Гитлер-югенд

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Третий Рейх. Гитлер-югенд"
Описание и краткое содержание "Третий Рейх. Гитлер-югенд" читать бесплатно онлайн.
В советской и восточно-европейской историографии темы молодежной политики Третьего Рейха всегда обходились стороной. Слишком уж бросалось в глаза сходство между практикой Третьего Рейха и реалиями молодежной политики социалистического лагеря. Не только цели, методы и инструменты идеологической обработки, при помощи которых шлифовались незрелые детские умы, но даже атрибуты Гитлер-югенда непременно ассоциировались с пионерской организацией и ВЛКСМ. Любой намек на сходство этих молодежных организаций пресекался немедленно, поэтому сегодня история Гитлер-югенда нам практически неизвестна.
Книга молодого питерского историка и журналиста Сергея Кормилицына, написанная на основе российских и зарубежных исследований, а также многочисленных материалов из немецких архивов, заполняет этот информационный вакуум.
Между тем, необходимость решения проблемы занятости среди немцев назревала все сильнее. Мировой экономический кризис, навалившийся на страну в 1929 году, усложнил и без того непростую ситуацию. К февралю 1932 года число безработных перевалило за 6 миллионов человек. В это время идеей введения трудовой повинности заинтересовались и Имперское правительство и рейхстаг. Правые партии выступали за немедленное создание Службы труда. Левые, которых ликвидация безработицы лишила бы важнейшего политического инструмента, естественно были против. В результате сама идея формирования подобной организации утонула в пустой говорильне, выплеснувшейся за пределы рейхстага и закончившейся, как водится, ничем.
Впрочем, уже к началу 30-х годов в Германии действовало множество мелких союзов, объединений и добровольных образований, работавших под эгидой и покровительством самых разных политических или религиозных организаций — «Народный союз службы труда», «Евангелическое объединение ремесленников», «Профсоюз германской помощи», «Центральное объединение инвалидов войны», «Баварский союз земледельцев» и пр. Они пытались бороться с безработицей на местном или региональном уровне. Следует признать, что эти организации работали неплохо, однако в целом вопроса занятости решить не могли: им не доставало скоординированности действий и, если можно так выразиться, глобальности подхода.
В такой ситуации программные требования национал-социалистов — дать работу каждому, кто в ней нуждается (естественно, что отдельным пунктом всегда рассматривалась забота о судьбах молодежи), преодолеть безработицу, поднять германскую экономику из руин — выглядели достаточно обоснованными. Нельзя сказать, что НСДАП была единственной партией, использовавшей сложившуюся обстановку в качестве политического козыря. Однако ее экономическая программа выглядела разумней и практичнее многих. К тому же требованием «права на труд для всех» руководство НСДАП целило в «ахиллесову пяту» правительства Веймарской республики. Дело в том, что конституцией 1919 года каждому гражданину Германии была обещана возможность зарабатывать себе на жизнь собственным трудом или, если это невозможно вследствие каких-либо обстоятельств, получать необходимую поддержку от государства[234]. Оба эти пункта были неосуществимы в то время и дважды неосуществимы в ситуации экономического кризиса. В середине 20-х годов источником «необходимой поддержки» была система пособий по безработице, однако в начале 30-х она уже дала сбой: для огромного количества безработных (5–6 миллионов человек) элементарно не хватало денег. Пособия, разумеется, продолжали выплачиваться, однако были столь мизерными по размерам, что выглядели скорее насмешкой, нежели попыткой помочь безработному. Добровольные трудовые объединения, о которых шла речь выше, также не меняли ситуацию. Полторы марки в день и тарелка горячей баланды спасли, вероятно, немало жизней, однако, во-первых, были почти бесполезны для тех, кто должен был заботиться о семье, родных и близких, а во-вторых, доставались далеко не каждому. Катастрофически не хватало работы и фондов. Пожалуй, ни в одной другой области жизни Веймарской республики не было столь значительного расхождения между декларацией намерений власти и действительностью[235].
Впрочем, трудовые лагеря под эгидой НСДАП появились сравнительно поздно — в начале 1932 года. Причины такой задержки заключались в том, что среди национал-социалистического руководства не было единства в вопросе о создании службы труда. Представители штрассеровского[236] крыла считали необходимым образование добровольной службы. Круги, приближенные к Гитлеру, и, в частности, один из идеологов трудовой повинности — Константин Хирл[237], придерживались концепции трудовой повинности. Однако ситуация экономического кризиса заставила их предпринять этот шаг: в противном случае лозунги о праве на труд выглядели бы чисто декларативными, что непременно пошатнуло бы позиции НСДАП. Поэтому в 1932 году недалеко от Хаммерштайна в Задней Померании был основан первый трудовой лагерь национал-социалистов. Действовавший, конечно, на добровольной основе, однако имевший большинство черт, присущих подразделениям НСДАП. В нем и ряде появившихся позднее подобных лагерей отрабатывались принципы и методы работы, которые после 1935 года применялись в рамках всей созданной национал-социалистами РАД — имперской службы труда.
Однако нововведение было воспринято далеко не всеми национал-социалистами. Так, руководство СА посчитало, что служба труда может стать подразделением-соперником для штурмовых отрядов. Поэтому, несмотря на то, что организация трудовых лагерей была возложена именно на это структурное подразделение партии, программе их создания оказывалось упорное сопротивление. Так, члены СА, принимавшие в ней участие, выполняя указание партийного руководства, под тем или иным поводом удалялись из рядов штурмовых отрядов.
Но, несмотря на это, трудовая служба продолжала существовать. Мало того, железная дисциплина, насаждавшаяся бывшими солдатами — представителями СА, сказывалась на результатах самым положительным образом: трудовые лагеря национал-социалистов были одними из наиболее эффективных. Контроль, дисциплина и субординация делали из добровольной трудовой структуры нечто подобное воинскому формированию, за исключением того, что вместо оружия в руках пришедших на службу были инструменты вполне мирного свойства. Работа предлагалась не слишком квалифицированная, зато оплачиваемая. Предыдущая профессия значения не имела. Все внутренние отношения регулировались тщательно разработанным уставом.
Успешный проект требовал идеологического обоснования. Поэтому в 1933 году в свет вышло первое описание идеологии Службы труда[238]. Помимо громких фраз о «преодолении либерально-капиталистического экономического мышления» и о «построении немецкого социализма» в этом программном документе присутствовали и вполне здравые мысли о применении человеческих ресурсов для борьбы с экономическим кризисом. Впрочем, хватало и чисто пропагандистских пассажей. Например, о том, что идею создания РАД подал еще Фридрих Великий. Именно в этом издании в первый раз прозвучала фраза, ставшая в дальнейшем главной формулой Службы труда — «почетная служба на благо германского народа».
В конце 1932 года Грегор Штрассер покинул партию. Гитлер мягко избавился от его сторонников в руководстве, переведя их на менее значимые, не ключевые посты (всего через пару лет практически все они были убиты во время «ночи длинных ножей»), а руководство Службой труда перешло к главному сопернику опального партфункционера — Константину Хирлу. С января 1933 года он стал уполномоченным вождя по вопросам Службы труда. Естественно, что этот ярый противник добровольного принципа формирования трудовых лагерей сразу же начал нешуточное наступление на все добровольные организации, действовавшие в этом направлении. Правительственное заявление от 1 февраля 1933 года гласило: «Идея трудовой повинности является одним из основных направлений нашей программы»[239].
Впрочем, единовластия на этом фронте Хирл не получил: Гитлер любил сталкивать подчиненных, поручая выполнение одной и той же работы различным ведомствам или функционерам. Это был его способ «властвовать, разделяя». Поэтому на должность Имперского министра труда в новом министерском кабинете был назначен Франц Зельдте[240] — основатель «Стального шлема» и один из первых теоретиков всеобщей трудовой повинности в Германии. Правда, на этот раз столь любимого вождем «конфликта компетенций» не произошло: Зельдте и Хирл пришли к компромиссу и вместе приступили к реформированию добровольной службы труда в РАД, активно задействуя при этом ресурсы партии и рейхсвера.
В качестве первого шага все национал-социалистические и просто правые трудовые лагеря, а также создающие их организации были собраны под крышей Имперского объединения германских трудовых союзов. Затем были выведены из игры большинство так называемых «открытых» трудовых лагерей, в которых нуждающиеся в работе могли жить на протяжении рабочей недели, возвращаясь на выходные домой. Через короткое время настала очередь конфессиональных или просто поддерживаемых церковью трудовых организаций. Особенно сложно развивались отношения национал-социалистов с католическими лагерями, получившими непосредственную поддержку Ватикана. Борьба с ними затянулась дольше, чем предполагалось партийным руководством, и свелась к постепенному вытеснению их с игрового поля. Сначала последовал запрет на проведение богослужений, затем — постановка этих лагерей под контроль Имперского объединения германских трудовых союзов, и лишь затем — постепенная замена их руководящих кадров выходцами из «Стального шлема» и СА[241]. Трудовые лагеря «Стального шлема» продержались дольше других и были включены в общую организацию последними. Франц Зельдте до последнего оттягивал этот момент, однако добиться автономии для своего детища не сумел. К февралю 1934 года унификация трудовой службы была завершена. 14 февраля 1934 года в Вартбурге состоялся объединительный съезд руководителей всех трудовых лагерей Германии. Были спешно выработаны цели и задачи новой глобальной организации — Национал-социалистической службы труда[242], пришедшей на смену многообразию разномастных союзов. Ее деятельность финансировалась теперь из государственного бюджета. Константин Хирл стремился превратить ее в некий орден, подобный ордену СС, существующий под девизом «Верность, послушание, товарищество». Членами ордена становились все молодые немцы, завершившие обучение в школе и желавшие поступить в вуз. «Каждый немец, кто бы он ни был, богат он или беден, сын ученого или сын фабричного рабочего, должен хотя бы раз в жизни попробовать ручного труда»[243], — считал Адольф Гитлер. Бернгард Руст поддерживал его в этом: он хотел видеть в рядах НСАД как можно больше абитуриентов. С этой целью министр образования даже призвал вождя сделать послабления в правилах приема в ряды Службы. В частности, не требовать от желающих пройти «трудовой год» непременного соответствия всем внешним канонам арийской расы[244].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Третий Рейх. Гитлер-югенд"
Книги похожие на "Третий Рейх. Гитлер-югенд" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Кормилицын - Третий Рейх. Гитлер-югенд"
Отзывы читателей о книге "Третий Рейх. Гитлер-югенд", комментарии и мнения людей о произведении.