Сергей Лозунько - «Уродливое детище Версаля» из-за которого произошла Вторая мировая война

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Уродливое детище Версаля» из-за которого произошла Вторая мировая война"
Описание и краткое содержание "«Уродливое детище Версаля» из-за которого произошла Вторая мировая война" читать бесплатно онлайн.
Вторая мировая война — как принято считать — началась с агрессии Гитлера против Польши. В сентябре 1939-го Польское государство фактически перестало существовать, а его территория была «переустроена»-перераспределена между Германией, СССР и Литвой. Одним из результатов войны стали миллионы жертв среди поляков. Однако то, что Польша пострадала, не снимает с нее значительной доли вины за произошедшее, в частности — за Вторую мировую войну, стоившую человечеству 60 миллионов жизней. Ибо война — продолжение политики иными средствами. Мировая война — продолжение мировой политики. Предпосылки к войне были заложены гораздо раньше, при самом непосредственном и активном участии Польши…
«Многих немцев, — пишет Райле, — таким и подобными способами выживали из отошедших к Польше земель». Он же поведал, как в районе Зольдау староста официально уведомил немецких оптантов (лиц, имеющих право выбирать гражданство), что им следует как можно быстрее покинуть Польшу. А «кто к 1 января 1923 года еще будет оставаться в своих хозяйствах, того силой выселят и вышлют из страны»[165].
Подходы, которыми руководствовались польские власти, хорошо отображает высказывание Станислава Грабского, заявившего на собрании познанской организации своей партии в октябре 1919 года: «Мы хотим основывать наши отношения на любви. Но существует одна любовь к соотечественникам, а другая — к чужакам. Их процентная доля у нас слишком велика. Познань показывает нам путь, каким образом можно снизить количество чужаков с 14 или 20 процентов до полутора процентов. Чуждый элемент должен задуматься, не будет ли ему лучше где-нибудь в другом месте. Польша — только для поляков».
При том что немецкими историками цифры Грабского ставятся под сомнение, по их данным, на рубеже XIX–XX веков в Познани проживало 42 % жителей немецкой национальности[166].
Отношение к неполякам как чуждому элементу! Можно себе представить, какую политику проводила Польша в отношении нацменьшинств, если вышецитированное изречение от «а» до «я» нацистского толка принадлежит политику, занимавшему пост министра образования и религии!
По немецким данным, в 1919–1925 годах Познань и Восточную Пруссию покинули около 1,25 миллиона немцев. В это же время из восточной части Верхней Силезии выехало 100 тысяч немцев. Бежали от польских порядков.
На познанских землях в Шиперно и Стшалкове поляки после Первой мировой войны основали первые концлагеря в Центральной Европе, порядки в которых мало чем отличались от тех, которые впоследствии будут царить в гитлеровских концлагерях. В Шиперно в переполненных бараках содержалось 1500 человек немецкого гражданского населения.
Прусский комиссар по поддержанию общественного порядка так описывал условия существования немецкого меньшинства в сентябре 1920 года: «Современная Польша старается перещеголять ужас „Торуньского кровавого суда“, который 200 лет назад вызвал гнев и отвращение тогдашнего мира. (В 1724 году в Торуне отрубили головы немецкому бургомистру и еще 9 жителям города). Ежедневно проявляется страшная жестокость, совершается насилие над немецкими женщинами и девушками, проводятся допросы, которые напоминают ужасные средневековые пытки. В отдельных частях Западной Пруссии немецкое сельское население так напугано польскими отрядами самообороны, что ночует на улице, чтобы иметь возможность быстро убежать от приближающейся польской орды».
Если в Торуне в 1910 году при общей численности населения в 46 227 жителей немцы составляли 30 509 человек, то в 1921 году из общего числа 39 424 жителей немцами были лишь 4923. Немецкий Рейхстаг в ноте, направленной правительству Польши 20 ноября 1920 года, приводя множество конкретных примеров, когда немцев лишали имущества, мучили, пытали, насиловали, убивали, отмечал: «немцы в Польше не пользуются торжественно обещанным равенством. Они практически официально изъяты из-под защиты законов».
Немецкие погромы происходили в Острове, Быдгоще (где вместе с окрестностями в начале XX века проживало 67 % немецкого населения), других городах, отошедших к Польше.
И июля 1921 года староста Оссовский заявит на хелмском рынке (недалеко от г. Торунь): «Если какой-то немец или еврей осмелится сказать что-нибудь против государства польского, то свяжите его веревкой и тащите по улицам». Листовки в Познани, распространявшиеся в 1921 году, гласили: «кто тут еще из немецкой голытьбы остался, будут ликвидированы все без исключения… Теперь пришел черед немецких врачей, адвокатов, пасторов, колонистов, владельцев чего бы то ни было, кто является немцами или евреями»[167].
До 1931 года в Польше действовали большинство из дискриминационных законов в отношении еврейского населения, су-шествовавших еще со времен Царства Польского (т. е. при царе). Существовала негласная процентная норма в средних и высших учебных заведениях на количество учащихся-евреев. В университетских аудиториях в последних рядах устанавливались специальные «еврейские скамьи». В Варшавском университете в 1920—30 гг. было всего два еврея-профессора. Ограничивался прием евреев на госслужбу. Имела место дискриминация евреев на занятие предпринимательской деятельностью.
В конце концов власти Польши приступили к разработке программы широкой еврейской эмиграции, подготавливались законы, которые бы лишали гражданских прав около полумиллиона польских евреев, разрабатывались планы по введению принципа национальной пропорциональности в отдельных профессиях[168]. Опять вмешался фактор времени — Польша не успела реализовать свои антисемитские планы из-за начала Второй мировой войны.
Как пишет Ллойд Джордж, преследования еврейского меньшинства особенно усилились с 1929 года, с началом мирового экономического кризиса, принимая все более отвратительные формы: «если не центральное правительство, то во всяком случае местные власти снисходительно допускали, если не поощряли, травлю евреев, переходившую в открытое насилие. Нельзя также отрицать, что установилась общая дискриминация еврейского меньшинства во всех без исключения сферах, что является грубым нарушением договора о национальных меньшинствах».
Наконец, Варшава открыто на весь мир заявила, что намерена осуществить этническую чистку в отношении евреев: «эти преследования непрерывно усиливались, пока польское правительство не заявило совершенно открыто в Женеве, что оно должно избавиться по крайней мере от 2,5 миллиона из общего числа 3,25 миллиона евреев, живущих на территории Польши»[169]. Это как раз тот путь, по которому шел Гитлер. Ведь нацистский фюрер тоже не сразу додумался до газовых камер и крематориев — первоначально планировалась как раз массовая эмиграция евреев из Германии.
Как видим, отнюдь не третий рейх, но межвоенная Польша — пионер в деле «окончательного решения еврейского вопроса».
Этнические чистки и полонизация активно проводились на захваченных Польшей литовских землях. С 1924-го польский язык был объявлен официальным языком Виленского края. В массовом порядке закрывались непольские учебные заведения. К 1937 году, если руководствоваться польскими данными, на этих землях проживало только 0,8 % литовцев! Хотя еще в 1930-м таковых было 25 %. Прямо противоположная картина с поляками — 35 % в 1930-м и 66 % в 1937-м (большинство среди остальных составили евреи — 28 %)![170].
Особую ненависть Польши вызывало все, что напоминало о России. Здесь доходило до актов вандализма, несвойственного цивилизованным нациям. В 1921 году в Варшаве был взорван построенный перед Первой мировой войной (возводился 16 лет) кафедральный собор Александра Невского — творение рук великого русского зодчего Леонтия Бенуа, имевший в своем собрании более десяти тысяч произведений и предметов мировой художественной ценности.
Газета «Голос Варшавски» по этому поводу писала: «уничтожив храм, тем самым мы доказали свое превосходство над Россией, свою победу над нею»[171].
Расправа над православной церковью продолжилась массовым разрушением храмов или переделкой их в католические соборы. К примеру, только в одном Люблинском воеводстве за период 1918–1938 гг. было уничтожено 119 православных церквей, а 141 православный храм преобразован в римско-католические костелы.
Так Польша «исполняла» свое обязательство обеспечить право любого жителя пользоваться религиозной свободой.
Когда в июне 1919-го верховный совет Антанты позволил Польше временную оккупацию Восточной Галиции, то создание там польских органов гражданской власти было обусловлено заключением с союзными и объединившимися странами «соглашения, которое гарантировало бы, насколько возможно, автономию данной территории, равно как и политические, религиозные и личные свободы населения». Кроме того, Антанта оговаривала, что «это соглашение должно основываться на праве свободного волеизъявления, к которому жители Восточной Галиции могут прибегнуть как к последнему средству для разрешения вопроса о своей принадлежности к тому или иному государству»[172].
В начале 1923 г. Польша поставила перед союзниками вопрос о полном признании за собой прав на Восточную Галицию. Правительство УССР в ноте от 13 марта 1923-го на имя правительств Франции, Великобритании и Италии высказало протест. В числе прочего обратив внимание на то, что условия, созданные в Восточной Галиции польскими оккупационными властями, даже хуже, чем были во времена габсбургской монархии: «после победы союзников, объявивших себя сторонниками самоопределения наций, свыше 4 миллионов украинцев, пользовавшихся при реакционно-клерикальной габсбургской монархии политической, административной и культурной автономией, были волей союзников поставлены в худшие политические условия, чем до войны»[173].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Уродливое детище Версаля» из-за которого произошла Вторая мировая война"
Книги похожие на "«Уродливое детище Версаля» из-за которого произошла Вторая мировая война" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Лозунько - «Уродливое детище Версаля» из-за которого произошла Вторая мировая война"
Отзывы читателей о книге "«Уродливое детище Версаля» из-за которого произошла Вторая мировая война", комментарии и мнения людей о произведении.