» » » » Виктор Стенджер - Бог и Мультивселенная. Расширенное понятие космоса


Авторские права

Виктор Стенджер - Бог и Мультивселенная. Расширенное понятие космоса

Здесь можно скачать бесплатно "Виктор Стенджер - Бог и Мультивселенная. Расширенное понятие космоса" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научпоп, издательство Питер, год 2016. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Стенджер - Бог и Мультивселенная. Расширенное понятие космоса
Рейтинг:
Название:
Бог и Мультивселенная. Расширенное понятие космоса
Издательство:
Питер
Жанр:
Год:
2016
ISBN:
978-5-496-01765-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Бог и Мультивселенная. Расширенное понятие космоса"

Описание и краткое содержание "Бог и Мультивселенная. Расширенное понятие космоса" читать бесплатно онлайн.



На наших глазах фантастика становится реальностью. Новейшие исследования позволяют предположить, что наблюдаемая часть Вселенной — лишь крошечный участок несравненно более обширной и грандиозной Мультивселенной. В этой книге увлекательно и доступно рассказано о формировании современной картины мира, о том, как решительно и болезненно она пересматривалась с развитием науки, о том, какие невероятные горизонты открываются перед космологией, стоит только выйти из плоскости, заданной теорией Большого взрыва и традиционной астрофизикой.

Последняя работа Виктора Стенджера, в которой он фактически подводит итоги своей научной деятельности и жизни, убедительно доказывает, что Мультивселенная могла возникнуть естественным путем, без вмешательства каких-либо высших сил.






Я не вполне понимаю, чем моделезависимый реализм отличается от инструментализма, который я пропагандирую в этой и предыдущей книгах. В обоих случаях нас интересуют только наблюдения, и хотя мы не отрицаем, что они вытекают из некой абсолютной реальности, но и не настаиваем, что модели, описывающие наблюдения, точно соответствуют этой реальности.

Уильям Лейн Крейг, видимо, считает, что моделезависимый реализм эквивалентен онтологическому плюрализму, который означает, что существует много различных и независимо истинных реальностей{364}. Я понимаю, как можно прийти к этой онтологической доктрине, если слишком серьезно относиться к нашим удачным теориям, как поступают многие физики-теоретики и экспериментаторы, и считать их истинной реальностью. Но это неразумно. Во-первых, любые теории всегда со временем заменяются лучшими. Во-вторых, часто, как в случае квантовой механики, у нас есть множество интерпретаций. В обоих случаях различные теории и интерпретации часто логически противоречат друг другу, хотя все они соответствуют одним и тем же данным. Если верна одна из них, то верны и все остальные.

В любом случае, я не думаю, что Хокинг и Млодинов имели в виду именно это, как должно быть понятно из цитаты, приведенной ранее. И все же их выбор термина моделезависимый реализм скорее вводит в заблуждение, чем проясняет их позицию.

Вернемся к связи между множественными мирами и Мультивселенной. На данном этапе, пока из этой дискуссии не следует никаких эмпирических результатов, значение связи между этими двумя понятиями становится вопросом личных философских взглядов. «Реальны» ли множественные миры в квантовой механике Эверетта? «Реальна» ли квантовая волновая функция? Меня, как эмпирика, вовсе не смущает, что коллапсирующая волновая функция «жуткая». Призрак Каспер тоже жуткий, но тоже создан человеком. Все миры в модели Эверетта точно так же созданы человеком: они входят в модель, которая удачно описывает наблюдения, но не дает никаких оснований считать, что они существуют в какой бы то ни было абсолютной реальности. Аналогично математическую реальность Тегмарка и моделезависимый реализм Хокинга и Млодинова не стоит принимать за ту самую абсолютную реальность, которая стоит за нашими экспериментальными данными.


Мультивселенная мормонов

Как мы уже знаем, христианские теологи, начиная с папы Пия XII в 1950-х и заканчивая нашим современником Уильямом Лейном Крейгом, ухватились за Большой взрыв, чтобы подтвердить сотворение конечной Вселенной конечное время назад в соответствии с общепринятой иудейско-христианско-исламской традицией. Даже теперь, когда в картине мира появилась Мультивселенная, Крейг утверждает, что она тоже была сотворена из ничего. Однако, как мы увидели в этой главе, Мультивселенная теперь считается вечной.

Не сомневаюсь, что изящное искусство христианской апологетики всегда найдет возможность примирить христианскую теологию со всем, что бы ни предложила наука, как они сделали с учениями Платона и Аристотеля: выберите то, что вам нравится, и не обращайте внимания на все остальное. Другие религии могут поступать аналогично.

Тем не менее меня восхищает то, что, по словам мормонских богословов, Мультивселенная не только отлично вписывается в их собственную космологию, но и неотделима от нее, а также помогает разрешить некоторые трудности, которые возникают с теорией Большого взрыва и единственной Вселенной{365}.

Согласно мормонскому богослову Хайраму Андрусу{366}, «откровения Смита о природе и порядке космоса указывают, что в пространстве существует бессчетное количество миров, населенных живыми существами разной степени развития»{367}.

И Вселенная вечна. Андрус продолжает:

«Джозеф Смит не разделял господствовавшее в то время заблуждение, что материя была создана из ничего. Напротив, он провозгласил, что материя и разум вечны и что Бог находится во времени и пространстве и является великим Организатором материи и вещей, которые существуют сами по себе. Пророк просветил свою братию о “Вечном бытии материи' утверждая, что “элементы вечны”, что “земля, вода и прочее существовали в элементарном состоянии вечно” и что “ни одна часть или частица великой Вселенной не может быть уничтожена или разрушена”».

В любом случае, так же как космологии Торы, Ветхого Завета и Корана не имеют ни малейшего сходства с современной космологией, его не имеет и космология из мормонской «Книги Авраама», которая, как и «Книга Мормона», считается божественным откровением Джозефу Смиту. Она описывает звезду или планету под названием Колоб у трона Господня, который более поздние мормонские богословы истолковали как центр Вселенной{368}. Не стоит и говорить, что нет никаких эмпирических свидетельств существования Колоба.


Мультивселенная в философии и литературе

Идея множественных вселенных и альтернативных миров стала любимой темой спекулятивной философии и научной фантастики на многие годы{369}. В серии «Звездного пути» из 1960-х под названием «Зеркало, зеркало» капитан Кирк встречается с копией самого себя. В рассказе Филиппа Дика 1963 года «Человек в высоком замке» Америка становится марионеточным государством нацистов{370}. В рассказе Филиппа Рота 2004 года «Заговор против Америки» сторонник нацистов Чарльз Линдберг побеждает Франклина Рузвельта на выборах президента в 1940 году{371}. Роберт Коули составил сборник рассказов видных историков под названием «А что, если бы?», в котором они представляют, какой была бы история, если бы определенные важные события произошли иначе{372}.

Как мы знаем из главы 1, множественные миры входили в космологию античных атомистов. В своем труде «Учение академиков» римский философ Цицерон (106–43 годы до н.э.) написал:

«Или ты полагаешь, что… существуют… бесчисленные другие миры… И как сейчас мы, находясь в Бавлах, видим Путеолы, так существует бесчисленное множество “нас” в тех же самых местах, с теми же именами и званиями, с теми же поступками, с теми же характерами, так же выглядящих, в том же возрасте, ведущих спор о том же самом?»{373}

Из главы 3 мы узнали, что великий философ Лейбниц допускал существование множества других миров. Он оправдывал существование милосердного божества в мире, полном зла и страдания, предполагая, что это все равно «лучший из возможных миров». Он изобразил бесконечную пирамиду с местом для каждого возможного мира, расположив наш мир, единственный истинный, на вершине.

Наконец, множественные миры, которые упоминались в предыдущих разделах и о которых говорили всевозможные исторические личности, не стоит слишком буквально расценивать как предвосхищение концепции множественных вселенных научной Мультивселенной. Эти люди скорее представляли себе другие миры типа Земли, чем другие вселенные.

В последней главе мы рассмотрим теологические следствия существования множества планет и вселенных.

Глава 16.

ЖИЗНЬ И БОГ

Планеты и жизнь

За последнее время появилось немало новых свидетельств того, что Вселенная битком набита планетами. Это еще один гигантский шаг вперед в познании Вселенной, который сыграет важную роль, когда мы будем рассматривать теологическую подоплеку космоса в его современном понимании. Более того, вполне вероятно, что среди этих планет есть большое количество миров, подходящих для поддержания какой-либо формы жизни, имеющей химическую природу. Это даже не учитывая возможности существования нехимических форм жизни.

У нас никогда не было теоретических оснований считать, что планеты немногочисленны. Но найти конкретные свидетельства их изобилия оказалось непросто из-за яркости звезд, вокруг которых они обращаются. Так или иначе, современные технологии в очередной раз справились с этой задачей.

Только около дюжины планет было обнаружено прямым наблюдением, и все они, кроме одной, Фомальгаут b, оказались значительно больше Юпитера. Однако еще тысячи были открыты по косвенным признакам, то есть тому, что движение планеты вызывает видимые изменения в свете родительской звезды. На 6 ноября 2013 года в «Энциклопедии внесолнечных планет»{374} было перечислено 1039 подтвержденных планет.

Космический телескоп «Кеплер» был запущен 7 марта 2009 года специально для поиска планет размером примерно с Землю. По данным на ноябрь 2013 года, «Кеплер» подтвердил обнаружение 167 планет, а еще 3568 кандидатов ожидали подтверждения{375}. 11 мая 2013 года из-за поломки маховиков, которые использовались для управления аппаратом, основную миссию пришлось завершить. Однако остальная часть системы исправна, и сейчас «Кеплер» работает в новом режиме.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Бог и Мультивселенная. Расширенное понятие космоса"

Книги похожие на "Бог и Мультивселенная. Расширенное понятие космоса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Стенджер

Виктор Стенджер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Стенджер - Бог и Мультивселенная. Расширенное понятие космоса"

Отзывы читателей о книге "Бог и Мультивселенная. Расширенное понятие космоса", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.