» » » » Михаил Вострышев - Патриарх Тихон


Авторские права

Михаил Вострышев - Патриарх Тихон

Здесь можно купить и скачать "Михаил Вострышев - Патриарх Тихон" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Молодая гвардия, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Вострышев - Патриарх Тихон
Рейтинг:
Название:
Патриарх Тихон
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-235-02647-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Патриарх Тихон"

Описание и краткое содержание "Патриарх Тихон" читать бесплатно онлайн.



Книга рассказывает о жизни и великом духовном и человеческом подвиге святителя Тихона, патриарха Московского и всея России. С ноября 1917 года, когда в России было восстановлено патриаршество, ему выпала непомерно тяжелая доля возглавить угнетаемую и разрушаемую Русскую Церковь, сохранить в чистоте православную веру.

Новое издание книги дополнено подробной хроникой первосвятительского служения патриарха Тихона за 1917–1925 годы.

Издание третье, дополненное.






Услыхав это знакомое, еще недавно так часто слышанное ею слово, молодая матушка, приняв его за известный символический призыв, радостно и порывисто кинулась к своему молодому мужу и, крепко обняв, поцеловала его, смущенного и оторопевшего от неожиданности. Он и все присутствовавшие при проводах до невероятности смутились. Не смутился только один владыка. «Вот так и живите», — промолвил он при виде этой нежной пары, поцеловал их сам, благословил и уехал».

Владыка не единожды взывал к своей пастве, пытаясь уберечь ее от презрения к семейной жизни, от лености и стяжательства:

— Если мы обратимся к нашей жизни, то найдем в ней много-много примеров нашей духовной слепоты, которая происходит от наших страстей и пороков. Вот скупость, которая так ослепляет людей, что они только и заботятся о своих приобретениях и не обращают внимания на людей, нуждающихся в их помощи. Вот леность и праздность, которые так овладевают человеком, что он готов продать последнее имущество, чтобы только не трудиться. Вот пьянство, которое так порабощает человека, что он проматывает все свое достояние, удовлетворяя свою страсть к вину. И разве это не слепота духовная, когда люди заботятся только о мирских благах, совершенно забывая, что мы странники и пришельцы в этом мире?..


Но люди продолжали забывать, что их тело тленно, а душа бессмертна. Гордыня почиталась больше, чем добродетель. Участились церковные кражи. Террористические акты стали повседневностью. Часть интеллигенции, в стремлении походить на европейцев, бросилась в политические крайности, презрев народ и ненавидя власть. Экспроприации, а по-русски грабежи, стали получать научное оправдание руководителей плодящихся, как грибы по дождю, «прогрессивных партий». И вдруг среди разгула вседозволенности и презрения начали поступать сообщения о необычном наплыве крестьян-богомольцев в монастыри, создании новых благотворительных обществ, быстром, в сравнении с любой другой страной мира, экономическом развитии России, повышении в городах заработной платы и сокращении рабочего дня.

Так хорошо все в России или все плохо? Кому верить? Как жить? Чего желать? — задавались россияне вечными вопросами.

— Ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33), — поучал владыка Тихон словами Иисуса Христа. — Спаситель не говорит: оставьте всякую заботу о земном — о пище, об одежде, о жилище и прочее. Нет! О всем этом приходится заботиться, так как хлеб сам по себе, мы знаем, не растет, одежда тоже сама не шьется и жилище само не строится. Все требует труда. Трудиться должно, и по заповеди Божией: Шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя.

Но заботы наши о земном не должны быть чрезмерными, безрассудными и преступными. Заботиться о земном нужно постольку, поскольку это необходимо для нас, для нашего земного существования, и поскольку это не вредит главному — нашему спасению.

Главное начало в человеке — душа; душа и должна господствовать над началом земным, то есть над телом.

Заботы о земном, чрезмерные и безрассудные, — тем паче преступные — не угодны Господу. Человек, всецело заботящийся о земном и в земном богатстве полагающий все свое счастье, напоминает нам того евангельского богача, который, по случаю обильного урожая в поле, так рассуждал сам с собой: Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись! Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12, 17–21).

Вот от подобного безумного «скопления» земного, тленного богатства Спаситель и предостерегает нас словами: Ищите прежде царствия Божия и правды Его.

Но что в известных пределах необходимо заботиться и о нуждах житейских, это видно из того, что Спаситель не сказал: «Ищите царствия Божия и правды Его», но присоединил к сему слово «прежде» и сам заповедал нам: первее всего, прежде всего, прежде всякой заботы о телесных и временных своих житейских потребностях искать царствия Божия, первее удовлетворять своим духовным потребностям, запросам души, жить честно, добродетельно, богоугодно, быть исполнительными на всяком поприще своей служебной и общественной деятельности, иметь мир и любовь между собою, быть христианами.

«И сия вся», то есть все необходимые для нас и имеющие второстепенное значение блага земные: пища, одежда, жилище и прочее приложатся нам, присоединятся, как бы в придачу и воздаяние за труды и искание царства Божия.

И опыт жизни свидетельствует, что истинный христианин есть в то же время и лучший гражданин, и добрый семьянин и что истинно ищущие царства Божия, которое, по Апостолу: Несть брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17) — пошлине вполне и во всем довольны своим внешним состоянием и живут вся дни, «о Господе радуяся».


Но чтобы поучать, нужно было и самому постоянно учиться. Архиепископ Тихон набирался мудрости не только из книг, но и из бесед со священнослужителями и мирянами, из переписки с друзьями, с настоятелями монастырей и епископами.

В 1908 году владыка Тихон посетил отца Иоанна Кронштадтского. Это было незадолго до кончины больного Батюшки. Оба сели рядышком, побеседовали, наконец Батюшка встал и сказал: «Теперь, владыка, садитесь вы на мое место, а я пойду отдохну». И вышел. Архиепископ Тихон не посмел сесть на место отца Иоанна.

Прошло несколько месяцев, и январским зимним днем архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, добравшись на лошадях до Успенского женского скита, совершил заупокойную божественную литургию в сороковой день по кончине в Бозе почившего устроителя скита протоиерея Иоанна Ильича Сергеева Кронштадтского.

«Теперь, владыка, садитесь вы на мое место, а я пойду отдохну», — вспоминал Преосвященный Тихон слова прозорливого старца, не сознавая еще их смысл до конца. Ведь не мог же он, архипастырь епархии, заменить того, кому поклонялась вся Россия?..


Архиепископ Тихон в короткий срок приобрел любовь ярославской паствы. Те личные качества, которые так высоко отмечали его в Холмской Руси и в Америке, не могли не привлечь к нему местных богомольцев, его торжественные богослужения стяжали ему глубокую признательность мирян и клира. Он был не только любимым пастырем, но и умелым администратором. Правда, и в эту работу привносил частицу духовности. Например, обратился к ярославской пастве с предложением анонимных писем-доносов ему не присылать, ибо таковым не только не будет придаваться значение, но они не будут читаться им.

«Благодарю судьбу, — пишет 25 сентября 1907 года преподаватель Ярославской духовной семинарии, — что она послала мне в лице архиепископа Тихона такого прекрасного начальника, который вполне и до конца терпелив был к моим метаниям: даже больше, он, очевидно, прекрасно понимает и участливо входит в психологию людей моего положения. Уже пять раз я имел удовольствие говорить с ним: в результате у меня — одно очарование его личностью».


1907–1913 годы, на которые пало служение владыки Тихона в Ярославской епархии, ознаменовались в России множеством событий, суть которых стала понятна позже, если вообще стала понятна. Среди них работа Второй, Третьей и Четвертой дум, реформы Столыпина («Дайте нам двадцать лет спокойной жизни, и вы не узнаете России») и его убийство, столкновение русских и немецких интересов на Балканском полуострове. Эти же годы остались памятными множеством дат, которые отмечала вся Россия: 200-летие Полтавской битвы (1909), 200-летие со дня кончины святителя Димитрия Ростовского (1909), 30-летие со дня мученической кончины императора Александра II (1911), 50-летие освобождения крестьян (1911), 100-летие Бородинского сражения (1912), 300-летие царствования дома Романовых (1913). Все эти праздничные и скорбные годовщины не прошли мимо Ярославской епархии. Но особое торжество пришлось на май 1913 года, когда государь император Николай II, государыня императрица с наследником и великими княжнами и царская свита посетили Ярославль и Ростов.

21 мая весь день сияло солнце. Жители Ярославля протянулись по всему пути от пристани до Успенского собора и с криками «ура!» встретили императора. Ликовал весь город, люди радовались, что сподобились лицезреть царя-батюшку, что верными оказались разговоры, будто он богобоязнен, скромен и не сребролюбив. И совсем весело было оттого, что дал ему наконец Бог наследника — значит, за будущее можно не беспокоиться.

В Успенском соборе архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон обратился к всероссийскому императору с приветственным словом:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Патриарх Тихон"

Книги похожие на "Патриарх Тихон" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Вострышев

Михаил Вострышев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Вострышев - Патриарх Тихон"

Отзывы читателей о книге "Патриарх Тихон", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.