» » » » Вадим Каргалов - Полководцы XVII в


Авторские права

Вадим Каргалов - Полководцы XVII в

Здесь можно скачать бесплатно "Вадим Каргалов - Полководцы XVII в" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научпоп, издательство Патриот, год 1990. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вадим Каргалов - Полководцы XVII в
Рейтинг:
Название:
Полководцы XVII в
Издательство:
Патриот
Жанр:
Год:
1990
ISBN:
6-7030-0250-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Полководцы XVII в"

Описание и краткое содержание "Полководцы XVII в" читать бесплатно онлайн.



О выдающихся русских полководцах и военачальниках XVII века, об их подвигах во славу Отечества рассказывается в этой книге, основанной на документальных материалах, дошедших до наших дней.

Для массового читателя.






Остальные подчиняются тем, кто их посылает, и должны иметь лук, стрелы и саблю или нечто вроде рогатины. Кроме того, и купцы должны при необходимости снаряжать воинов в соответствии со своими средствами, кто трех, кто четырех, более или менее».

Сообщает Маржерет и о снабжении войска продовольствием. Накануне войны «по всей стране отдается приказ, чтобы, пока лежит снег, все отправляли съестные припасы в города, у которых решено встретить неприятеля. Эти припасы перевозят на санях в сказанные города; они состоят из сухарей, то есть хлеба, нарезанного на мелкие кусочки и высушенного в печке, как сухарь. Затем из крупы, которая делается из проса, очищенного ячменя, но главным образом из овса. Затем у них есть толокно, это — прокипяченный, затем высушенный овес, превращенный в муку; они приготовляют его по-разному, как для еды, так и для питья: всыпают две-три ложки названной муки в хорошую чарку воды, выпивают и считают это вкусным и здоровым напитком. Затем соленая и копченая свинина, говядина и баранина, масло и сушеный и мелко толченый, как песок, сыр, из двух-трех ложек его делают похлебку; затем много водки и сушеная и соленая рыба, которую они едят сырой. Это пища начальников, так как остальные довольствуются сухарями, овсяной крупой и толокном с небольшим количеством соли».

Иноземца-наемника удивляло, что «и во время войны, и без нее император почти ничего не тратит на воинство, разве что на вознаграждение за какие-нибудь заслуги, именно: тому, кто возьмет пленного, убьет врага, получит рану, и тому подобное, так как им в соответствии со званием дарят кусок золотой парчи или другой шелковой материи на платье».

Здесь Маржерет не совсем прав: служилым людям разных чинов выплачивали «государево жалованье», снабжали порохом, свинцом и хлебом, но все эти выплаты, по-видимому, шли на военные расходы их самих; наемниками в западноевропейском понимании этого слова русских ратников нельзя было считать. Но главное он все-таки подметил — все без исключения сословия Российского государства в той или иной мере были связаны военной службой, общим долгом перед Отечеством. Это было исторической традицией, укреплялось долгими столетиями борьбы русского народа с иноземными завоевателями.

Революционер-демократ А. И. Герцен писал, что каждый русский сознает себя частью всей державы, сознает родство свое со всем народонаселением. Оттого-то, где бы русский ни жил на огромных пространствах между Балтикой и Тихим океаном, он прислушивается, когда враги переходят русскую границу, и готов идти на помощь Москве так, как шел в 1612 и 1812 годах.

Князь Бисмарк, предостерегая своих воинственных соотечественников от нападения на Россию, в свое время писал: «Об этом можно было бы спорить в том случае, если бы такая война действительно могла привести к тому, что Россия была бы разгромлена. Но подобный результат даже и после самых блестящих побед лежит вне всякого вероятия. Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах собственно русских. Эти последние, даже если их расчленить международными трактами, так же быстро вновь соединятся друг с другом, как частицы разрезаемого кусочка ртути. Это неразрушимое государство русской нации, сильное своим климатом, своими пространствами и ограниченностью потребностей».[9]

Комментируя эти слова Бисмарка, автор историкопублицистической книги «Связь времен» Ф. Ф. Нестеров писал: «Вот, собственно, ключ к пресловутой русской загадке. Он кроется в особом отношении русского народа к своему государству, в безусловном служении ему… Русские „чувствуют себя частицей одной державы“. Для нее, если требовалось, они оставляли на произвол судьбы нажитое добро, поджигали свои дома, оставляли на гибель родных и близких, отдавали ей столько крови, сколько нужно, чтобы вызволить ее из беды. Взамен платы не спрашивали — они не наемники. Таким-то узлом и завязывалась Россия».[10]

Это высказывание помогает осознать исторически сложившиеся особенности русского войска, ту национальную нравственную основу, на которой формировались личности выдающихся русских полководцев. Чувство принадлежности к единой державе, несмотря на противоречия и неразбериху «Смутного времени», объединяло русских людей под знаменами национально-освободительной войны против интервентов в начале XVII столетия. Идея «безусловного служения» Отечеству определяла деятельность русских полководцев, придавала этой деятельности последовательность и стойкость в самых сложных обстоятельствах, даже при отсутствии единой власти и разброде в правящем классе. Ориентир был один — Россия!

Этот могучий патриотический заряд в конце концов обеспечил победу…

Вместе с тем, нельзя не указать и на слабые стороны русского войска в начале XVII столетия. Дворянская поместная конница, составлявшая большую часть вооруженных сил страны, не была постоянным войском, не проходила регулярного военного обучения; мобилизация ее, особенно во время внутренних потрясений, была связана с немалыми трудностями, проходила медленно. Дворянская поместная конница не имела единообразного вооружения, не отличалась крепкой воинской дисциплиной (самовольные отъезды дворян и «детей боярских» в свои поместья были обычным явлением). Отсутствовало централизованное обеспечение ратников оружием, боеприпасами, продовольствием. Огромные обозы снижали маневренность войска. Большие трудности существовали в подборе на командные должности способных и опытных военачальников в связи с сохранившимся местничеством[11]. Поместная конница не знала «стройного боя», атаковала преимущественно густой «лавой», от чего регулярные армии уже отказались. Более организованным и обученным являлось стрелецкое войско, но в мирное время стрельцы были разбросаны по многим городам, согласованные действия большими массами в сражениях были для них непривычными. Русским полководцам приходилось перестраиваться буквально на ходу, осваивая новую тактику и новые приемы боя, творчески воспринимая и применяя к русским условиям передовые достижения военного искусства. Они учились сами и обучали по-новому своих ратников, используя кратковременные передышки между сражениями. Русская освободительная армия, вышвырнувшая иноземных интервентов из России в начале XVII столетия, создавалась буквально в ходе войны. Тем больше заслуги выдающихся русских полководцев того времени, которые выступали не только в роли военачальников, но и создателей вооруженных сил, способных на равных сражаться с регулярными армиями интервентов…

Начало XVII века, время народных бедствий и героических подвигов во славу Отечества, выдвинуло много замечательных полководцев. На памятнике «Тысячелетие России», что стоит в центре Новгородского кремля, в барельефном ряду «Военные люди и герои» к XVII столетию относятся пять изображений.

Вот они, герои, навечно запечатленные в бронзе:

Молодой князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, талантливый полководец, реорганизатор русской армии, превративший за считанные недели феодальные ополчения в непобедимые полки, неистощимый на военные хитрости. Польские и литовские полковники и ротмистры были бессильны против острожков, которые по приказу Михаила Скопина-Шуйского строили русские ратники перед сражениями.

Новгородский купец и земский староста Козьма Минин, создатель народного ополчения, освободившего Москву от польских интервентов в 1612 году.

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский, выдающийся полководец, военный руководитель народного ополчения, освободившего Москву.

Келарь Авраамий Палицын, автор патриотического «Сказания об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах», участник многих сражений.

Костромской крестьянин Иван Сусанин, народный герой, отдавший жизнь за Отечество.

К этому «официальному списку» по праву следовало бы добавить героя «Смоленской обороны» (1609–1611) воеводу Михаила Борисовича Шеина, который впоследствии попал в опалу и был казнен по ложному обвинению, воевод Алексея Никитича Трубецкого и Юрия Алексеевича Долгорукова, прославившихся в победоносной войне с Речью Посполитой в середине XVII столетия, Григория Григорьевича Ромодановского — героя Чигиринских походов, полководцев начала петровского времени — Алексея Семеновича Шеина и Бориса Петровича Шереметева.

Достойны памяти потомков и славные донские атаманы, совершавшие смелые рейды на турецкие и крымские крепости, захватившие и удерживавшие несколько лет сильнейшую турецкую крепость Азов; русские «береговые» и «полевые» воеводы, оборонявшие южную «украину» России, водившие полки против турок, татар, шведов, польских шляхтичей.

Источники XVII столетия не балуют биографов подробностями личной жизни даже выдающихся людей того времени. Они появляются на страницах летописей и исторических повестей, в записях разрядных книг и посольских «статьях» преимущественно в связи с какими-либо значительными историческими событиями. Не много прибавляют и записки современников-иностранцев. Не всегда удается установить даже внешность исторического героя, черты его характера, степень образованности. Но о самих исторических событиях, в которых они участвовали и которые порой направляли, мы знаем достаточно много, и это помогает воссоздать образы наших великих предков. Ведь личность исторического героя проявляется через деяния его, запечатленные и в письменных сочинениях, и в устной памяти народной.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Полководцы XVII в"

Книги похожие на "Полководцы XVII в" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вадим Каргалов

Вадим Каргалов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вадим Каргалов - Полководцы XVII в"

Отзывы читателей о книге "Полководцы XVII в", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.