» » » » Александр Никольский - Занимательная зоология


Авторские права

Александр Никольский - Занимательная зоология

Здесь можно купить и скачать "Александр Никольский - Занимательная зоология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Кооперативное издательство «Время», год 1929. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Никольский - Занимательная зоология
Рейтинг:
Название:
Занимательная зоология
Издательство:
неизвестно
Год:
1929
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Занимательная зоология"

Описание и краткое содержание "Занимательная зоология" читать бесплатно онлайн.



Александр Михайлович Никольский (1858–1942) — выдающийся ученый-герпетолог, доктор биологических наук, известный педагог и талантливый популяризатор.

…Судьба не баловала Александра Никольского. Отец — военный врач — умер, когда мальчику исполнилось шесть лет. В семье было десять детей, и мать, несмотря на трудности, поощряла их тягу к знаниям, к образованию. Окончив Астраханскую гимназию, Никольский поступил на естественное отделение Петербургского университета. В 1887 году он успешно защитил магистерскую, а двумя годами позже — докторскую диссертацию.

Более пятидесяти лет Александр Михайлович неустанно исследовал фауну России и ближнего зарубежья. География его научно-изыскательских поездок весьма обширна: Заполярье (первая, еще студенческая экспедиция), Сахалин, Алтай, Сибирь, Поволжье, Казахстан, Средняя Азия и Иран, Байкал и Балхаш, Крым и Кавказ, моря — Аральское, Каспийское, Баренцево, Белое и Черное.

Он изучил и описал свыше семидесяти новых для науки видов, подвидов и родов амфибий, рептилий и рыб как России, так и сопредельных стран.

По рекомендации профессора Модеста Николаевича Богданова, одного из своих любимых университетских учителей, Никольский на третьем курсе стал хранителем зоологического кабинета Петербургского университета, а с 1896 года заведовал отделами земноводных, пресмыкающихся и рыб Зоологического музея Академии наук. В двадцатые годы Никольский многое сделал для создания прекрасного Зоологического музея при Харьковском университете.

Александр Михайлович опубликовал более ста работ, среди которых монографии «Пресмыкающиеся» и «Земноводные», несколько определителей, учебники, в том числе — первая российская «География животных», популярные статьи в журналах «Вестник знания», «Естествознание и география», «Нива», «Природа и люди», «Русское богатство». Готовил он также материалы для словарей и энциклопедий, переводил и редактировал издания зарубежных коллег-зоологов. Будущим естествоиспытателям предназначались его статьи в журналах «Игрушечка», «Родник», «Читальня народной школы», «Юная Россия».

Десятки лет Никольский преподавал биологические дисциплины в университетах и других учебных заведениях Петербурга и Харькова, в 1912 году получил звание заслуженного профессора. По отзывам студентов, он был остроумным лектором и заботливым воспитателем научной смены.

Его именем названы некоторые виды позвоночных животных, открытые другими исследователями. Учреждено Герпетологическое общество имени А. М. Никольского.

Ученый написал несколько научно-популярных книг: «В стране кочевников», «Летние поездки натуралиста», «Мой зоологический сад», «Под открытым небом». Его «Занимательная физиология» и «Занимательная зоология» издавались (в серии «Занимательная наука») трижды.






Слышат ли насекомые?

Этот вопрос вы можете разрешить, если разрешите другой вопрос: разговаривают ли насекомые, т. е. издают ли они какие-нибудь звуки? Если они совершенно немы, то они могут быть и глухи, но если они стрекочут, скрипят, поют, то, очевидно, не затем, чтобы эти звуки слышали другие, а затем, чтобы к ним прислушивались насекомые той же самой породы. Стало быть, они должны иметь способность слышать. Всякому известны эти поющие насекомые. Это — сверчок, разные кузнечики, а в Крыму цикады. У всех у них имеются разные приспособления для того, чтобы издавать звук. У сверчка и кузнечика звук получается вследствие трения зазубренной части задних ног о жесткие крылья или ножки о ножку, а у цикады голосовой аппарат устроен по тому же принципу, как музыкальный инструмент, называемый гармоникой. Цикада выдавливает из особых пузырьков воздух, который, выходя наружу, заставляет дрожать особую пластинку.

Тимпанальный орган на ноге кузнечика.

Другой способ найти разрешение поставленного нами вопроса заключается в том, чтобы отыскать у насекомых орган слуха. У кузнечиков и саранчи найден орган, который, несмотря на его странное устройство и еще более странное положение, приходится считать за орган слуха. У кузнечиков он находится на ноге, а у саранчи на брюшке. — Какое это ухо, если оно сидит на ноге? — спросите вы.

Однако, это есть настоящее ухо. Оно состоит из ямки, прикрытой (см. рис.) упругой выпуклой перепонкой. Перепонка эта вследствие звука дрожит и раздражает находящийся под ней нерв. Ухо это называют тимпанальным органом. Заручившись этими сведениями, возьмите скрипку и пойдите в сад испытывать слуховые способности насекомых. Для этого надо подойти к насекомому, по возможности, ближе и взять какую-нибудь высокую ноту. Кузнечики будут протягивать свои усики по направлению к звуку, чем ясно обнаружат, что звук этот они слышат. Хотя ухо у них находится на ноге, но, по всей вероятности, слуховые ощущения могут восприниматься и усиками. Попробуйте поиграть на скрипке для бабочки или коромысла, и вы не заметите никаких признаков того, что они слышат вашу музыку. Около бабочки можно трубить в трубу, и она не обратит на это никакого внимания. Надо думать, что ни бабочка, ни коромысло ничего не слышат.

Слышат ли пауки?

У пауков слуховых органов не найдено, поэтому принято думать, что они ничего не слышат. Однако, попробуйте поиграть на скрипке около гнезда комнатного паука, и он вылезет из своего убежища. Сперва возьмите самую высокую ноту; если он не появится, возьмите ноту пониже, и так перепробуйте разные ноты, пока он не покажется. Может, впрочем, случиться, что паук не отзовется ни на одну ноту, а почему это бывает, — об этом будет сказано ниже. Обыкновенно же он вылезает из своего гнезда, освидетельствует свою паутину и скоро прячется. Этот опыт показывает, что пауки как будто слышат. На самом деле он этого не показывает.

Известно, что, если в комнате стоят два пианино или два рояля, если на одном инструменте вы возьмете какой-нибудь звук, например — до третьей октавы, то на другом инструменте, до которого вы даже не дотрагивались, начинает дрожать струна тоже до третьей октавы, и не только дрожит, но издает этот самый звук. Комнатный паук строит свои тенета в углу комнат, а сам прячется где-нибудь в стороне в трещину штукатурки или за обои, но от тенет к месту своего пребывания он проводит сторожевую паутинку. Как только муха попадется в тенета и начнет биться и трясти их, это сотрясение по сторожевой паутинке передается пауку. Лишь только он почувствует это, сейчас же отправляется к своей добыче. Сторожевая паутинка бывает натянута, как струна, натянуты бывают и отдельные паутинки в тенетах. По указанному выше свойству звука, звук скрипки заставляет дрожать паутинку, а паук думает, что в его тенета попалась муха, почему и вылезает из гнезда. Но для того, чтобы паутинка начала дрожать от звука скрипки, необходимо, чтобы она могла производить столько колебаний в секунду, сколько колебаний производит струна вашей скрипки, когда вы на ней берете ту или другую ноту. Может случиться, что у паука не найдется паутинки, подходящей к звукам вашей скрипки, и тогда паук не появится.

Слышат ли рыбы?

У рыб существует самый настоящий слуховой аппарат. Правда, он состоит только из самой существенной части уха, именно — только из внутреннего уха, или лабиринта, но лабиринт этот по своему устройству в общих чертах устроен так же, как у человека. Только улитка в нем зачаточна, но улитку считают музыкальной частью уха, т. е. приспособлением для различения высоты тона. Значит, — мы имеем право думать, что рыбы не могут различать высоту тона, но все-таки они слышат, потому что, в противном случае, зачем им лабиринт?

Так именно и думали, можно сказать, все зоологи. Но вдруг появилась работа австрийского зоолога Крейдля, в которой автор доказывает, что рыбы совершенно глухи. Крейдлю многие поверили, так что даже в учебниках появились сведения о том, что рыбы ничего не слышат. Однако другие зоологи думают, что Крейдль ошибается, почему вопрос остается нерешенным. Разрешению этого вопроса очень могут посодействовать любители природы, в особенности любители ужения, и, может быть, кто-нибудь из вас возьмется за это дело. Мнение Крейдля основано на следующих его наблюдениях. Он опускал в воду аквария металлический стержень и смычком приводил его в столь большое сотрясение, что получался довольно сильный звук. При этом оказалось, что жившие в акварии рыбы ничем не обнаруживали того, что они этот звук слышат, т. е. продолжали плавать, как раньше, не обращая внимания на эти звуки. Правда, если по стенке аквария ударить палкой, то рыбы пугаются, но Крейдль объясняет этот испуг тем, что удар палкой производит сотрясение воды, которое рыбы чувствуют посредством кожи, т. е. при помощи органа осязания. Крейдлю было известно, что в некоторых местах, где разводят золотых рыбок в пруду, этих рыбок вызывают из глубины воды для кормления звоном колокольчика. Поэтому он сделал проверку, в действительности ли они плывут на звон. Оказалось, что они подплывают только в том случае, если видят человека, который собирается их кормить. Если же к пруду подойти незаметно, так, чтобы рыбы не видели человека, то никакой звон не заставит их выйти из глубины.

Из этих наблюдений Крейдль сделал вывод, что рыбы совершенно глухи. Однако при таком убеждении необходимо еще ответить на вопрос: зачем же в таком случае существует у рыб лабиринт, который у человека, без сомнения, является органом слуха? И Крейдль дает ответ на этот вопрос. Уже давно известно, что лабиринт, кроме главного своего назначения служить органом слуха, служит еще для другой цели. Это постороннее назначение выполняют три канала при лабиринте (см. рис.). Каналы эти имеют полукруглую форму, почему и называются полукружными. Они расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Один — в плоскости вертикальной и параллельной продольной оси тела животного, другой — тоже в вертикальной плоскости, но перпендикулярной оси, а третий — в горизонтальной плоскости. Такие же каналы имеются в ухе человека и птиц.

Опыты с голубями показали, что если повредить какой-нибудь один канал, например, параллельный длине тела, то именно в этой плоскости голубь постоянно теряет равновесие; он припадает головой или всем телом вперед или назад. Если повредить каналы вертикальный и перпендикулярный длине тела, то голубь припадает на бок. Эти опыты указывают на то, что полукружные каналы, хотя они находятся при слуховом аппарате, служат органом чувства равновесия. При повреждении их птица не чувствует ненормальности положения своего тела относительно горизонта. Такое же значение они имеют и у человека, что доказывается поражением чувства равновесия у человека, у которого эти каналы повреждены, например, вследствие раны.

Лабиринт уха. I — рыбы; II — птицы; III — млекопитающего. С — улитка. Полукружные каналы изображены на правой стороне рисунков.

Крейдль думает, что лабиринт рыб служит только как орган равновесия, но не как орган слуха.

В своих наблюдениях в природе вы и попытайтесь проверить, насколько мнение Крейдля справедливо. Надо думать, что он все-таки ошибается, и так надо думать по следующим основаниям: наблюдения его над рыбками в акварии не доказывают того, что они не слышат. Они могли просто не обращать никакого внимания на звук, издаваемый стержнем, потому что он не обещал им ничего ни дурного, ни хорошего. Золотые рыбки, на которых ссылается Крейдль, может быть, в действительности привыкли выплывать не на звон колокольчика, а только в то время, когда они увидят фигуру человека, но это не доказывает того, будто они ничего не слышат. Наблюдения рыбаков, наоборот, показывают, что рыбы слышат. Некоторые способы лова основаны на том, что рыбы различают звуки. На Волге сомов ловят на крючья, наживленные лягушкой, а для того, чтобы приманить сома, рыбак бьет по поверхности воды деревянной рюмкой, вследствие чего получается звук, похожий на квакание лягушки. Этот способ употребляется с незапамятных времен, и совершенно невероятно, чтобы рыбаки сотни лет продолжали пользоваться этим способом только по недоразумению. Уральские казаки, у которых существует крупный рыбный промысел в реке Урале, запрещают стрелять по берегам реки на том основании, что выстрелы отпугивают рыбу. Запрещают стрелять также рыбаки на Мурманском берегу в то время, когда они ловят мелкую рыбу, служащую для наживки при ловле трески.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Занимательная зоология"

Книги похожие на "Занимательная зоология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Никольский

Александр Никольский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Никольский - Занимательная зоология"

Отзывы читателей о книге "Занимательная зоология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.