» » » » Борис Мандель - Всемирная литература. Новое время и эпоха Просвещения. Конец XVIII – первая половина XIX века


Авторские права

Борис Мандель - Всемирная литература. Новое время и эпоха Просвещения. Конец XVIII – первая половина XIX века

Здесь можно купить и скачать "Борис Мандель - Всемирная литература. Новое время и эпоха Просвещения. Конец XVIII – первая половина XIX века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Директмедиа»1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Мандель - Всемирная литература. Новое время и эпоха Просвещения. Конец XVIII – первая половина XIX века
Рейтинг:
Название:
Всемирная литература. Новое время и эпоха Просвещения. Конец XVIII – первая половина XIX века
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-2495-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Всемирная литература. Новое время и эпоха Просвещения. Конец XVIII – первая половина XIX века"

Описание и краткое содержание "Всемирная литература. Новое время и эпоха Просвещения. Конец XVIII – первая половина XIX века" читать бесплатно онлайн.



Данный учебник представляет собой один из вариантов учебного курса «История зарубежной литературы», изучаемого в высших учебных заведениях гуманитарного направления согласно Федеральным образовательным стандартам и образовательным программам. Кроме того, в большей части, материал учебника соответствует также стандартизированным принципам курса «Литература» Учебник освещает основные исторические этапы развития мировой литературы в Новое время, эпоху Просвещения и в начале XIX века, делая упор на художественные особенности, мастерство создателей и краткое описание исторической и общественно-политической обстановки. В учебнике сделана попытка охватить наиболее яркие литературные явления эпохи. Учебник написано доступным языком. Материал расположен в связи с логикой развития исторических событий. Одной из важнейших частей книги является список литературы, вопросы для самостоятельной подготовки к экзаменам и зачетам. «Всемирная литература: Новое время и эпоха Просвещения. Конец XVIII – первая половина XIX века. Иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений гуманитарного направления (бакалавриат, магистратура)» представляется полезным не только для студентов и преподавателей высших учебных заведений, но и для всех, интересующихся историей мировой литературы.






Жан Шаплен

Хотя отрицать безусловные заслуги Шаплена в деле основания французского классицизма нельзя. Еще один академик, Бессмертный, как называют их во Франции, Гез де Бальзак (1597-1654) автор политических трактатов и пьес, писем и поучений, преобразователь французской прозы, безусловный знаток античности и мастер литературной переписки, делает в своих произведениях упор на христианство, требует возведения культа разума. Его трактаты «Государь» (1631 г.) и «Христианский Сократ» (1652), несмотря на явную католическую направленность, вполне отвечают идеям философов-материалистов, и, в частности, Рене Декарта (1596-1650) и Пьера Гассенди (1599-1655). Родоначальники философии Нового времени, герои, вместе с Френсисом Бэконом1, возродившие атомистическую философию Эпикура, сенсуалисты2, этики, возвещавшие о том, что счастье достигается путем добродетели, оказали огромное влияние на представителей литературы. Декарт в своем «Трактате о страстях» (1649) уже заложил основы новой рационалистической эстетики, ставшей основой французского классицизма.

Гез де Бальзак

Резюме: характернейшими чертами французского классицизма XVII века являются: рационалистичность и отвлеченность образов, строгая ориентация на античность, узаконенные раз и навсегда правила композиции литературного произведения, условность в обрисовке характеров, отсутствие индивидуализации; соблюдение закона о трех единствах, недопущение литературной вольности, четкое применение правил стихосложения. Данные требования достаточно последовательно изложены в трактате Буало (см.дальше) «Поэтическое искусство».

§ 1. Пьер Корнель

Пьер Корнель

Высшее художественное проявление и выражение идей прославления государственного долга, как это нам предписывают гениальные положения великого рационалиста Декарта, нашли в трудах Пьера Корнеля (1606-1684), выдающегося французского драматурга. Сын адвоката, закончив иезуитскую школу, он изучает право и затем служит в Руане адвокатом парламента. С 1629 года пишет пьесы, вначале комедии, затем драмы и трагедии, но все они, по сути, являлись перепевами греческих образцов («Мелита», 1629; «Клитандр», «Вдова» и др.). Однако дарование автора проявлялось в этих произведениях уже достаточно заметно. Году в 1634 Корнель переезжает в Париж и очень быстро входит в ближайшее окружение Ришелье. Но – победило желание быть свободным! Отказ от пенсии, возвращение в Руан, и, наконец, в 1636 году появляется создавший ему славу «Сид». «Сид» – первая великая трагедия Корнеля, представившая нам такую свободу в обращении с триединством, что неудовольствие Ришелье вылилось в целую кампанию против Корнеля! Французская Академия устраивает суд над автором «Сида». Но мы понимаем сейчас, что причины неудовольствия Ришелье и Академии не только в формальном отступлении от правил триединства, нет, они в покушении на принципы централизации и регламентации политической и интеллектуальной жизни Франции. Бунтари-феодалы, отец Химены и Родриго, подчиняясь монарху, стоят на грани бунта! Борьба между долгом и страстью, где чаши весов перевешивают друг друга, оканчивается победой любви – героиня прощает убийцу отца во имя чувства к герою. Надо сказать, что следующие трагедии Корнеля уже более спокойны, автор примиряется с абсолютизмом, становится еще одним, хоть и великим, драматургом эпохи французского классицизма. Трагедии «Гораций» (1640), «Цинна» (1640), «Полиевкт» (1643), созданные на основе древнеримских сюжетов, будут строго соблюдать правило трех единств, они расскажут о борьбе семейного долга и гражданского, верх возьмет, конечно же, гражданский, государственный. Автор уже отрекается от своей прежней оппозиционности. Герой превратится из республиканца в ярого монархиста. Конечно же, Корнель является создателем классической драмы Франции XVII века. Драма впервые создается так, что чувства и страсти, нарастая по мере развития действия, ведут к глубочайшим конфликтам героев, позволяя выявить в полной мере их характеры, долг перед государством побеждает все остальное, к сожалению, для нас, и права личности остаются попранными… Ясность, точность, логичность композиций, некая скульптурность образов, опора на разум и этику – все это делает пьесы Корнеля несколько шаблонными, беспомощными перед выражением глубинной психологии героев; ясность стиля и речи часто нарушается излишне пышными фразами с огромным количеством риторических вопросов и повторов; ложные сентенции наполняют высказывания персонажей – да, критиковать сейчас все это легко, но Корнель жил тогда, в далеком XVII веке, Корнель начинал новый театр, отдадим ему должное!

Иллюстрация к трагедии «Гораций»

В 1647 году Корнель становится членом Французской Академии, Бессмертным. С 1662 года и до конца жизни драматург и царедворец живет в Париже, попав под влияние иезуитов. Последние трагедии не вызывают восторга у публики, может быть, еще вспыхнет интерес к Корнелю в связи с постановкой «Эдипа», но все дальнейшие пьесы уводят зрителя в мир риторических упражнений и любовной тематики, так не характерной для великого Корнеля!

§ 2. Никола Буало

Сегодня уже можно смело назвать Никола Буало (1636-1711) одним из величайших после Аристотеля представителей эстетики, создателем законченной теории классицизма. Буало был и поэтом – автором многочисленных дидактических сатир, посланий и поэм, и литературным критиком. Для нас, как и для современников Никола Буало важнее всего его замечательная поэма «Поэтическое искусство» 91672-1683), где четко и ясно автор сформулировал все основные положения классицизма. К поэме естественным образом примыкает и «Диалог о герое романа» (1664). Теперь уже можно было увидеть воочию, как философия Декарта воплощается в искусстве! Отвергая материализм Декарта, Буало, тем не менее, принимает рационализм, объявляя разум верховным судьей любой истины. Мало того, по Буало, истина и красота едины и присутствуют в природе, а лучшие образцы истины в искусстве – в творчестве античных авторов. Буало догматично устанавливает раз и навсегда эстетические законы, долженствующие регламентировать все искусство, и законы эти, направленные как против грубости демократического искусства, так и против барокко3, общеобязательны и неизменны. «Поэтическое искусство» Н.Буало подвело итог многолетним исканиям целой эпохи, став одним из самых крупных ских документов, чье влияние прослеживается не только во Франции XVII века, но и многих других европейских странах еще, по крайней мере, целое столетие.

Никола Буало

Резюме: Никола Буало в поэме «Поэтическое искусство» устанавливает ряд законов, согласно которым из сферы искусства удаляется все, что неразумно и своевольно. Абстрактная типизация становится абсолютным законом. Индивидуализация полностью устраняется. Главное везде и во всем – строгость, порядок, обезличенность. Долой галантность литературы дворянства, долой грубый натурализм Мольера! Единственный образец – античные авторы. Буало разрабатывает правила стихосложения до самых мельчайших деталей, виды и жанры приведены в систему и порядок, триединство строго обязательно, язык чист и тоже подчиняется законам. Однако удивительное дело: Буало не может не требовать от писателя страсти, не может отрицать изучение природы в качестве образца и канона, не может умалять значение правды в искусстве. Тем самым великий труд Никола Буало сыграет значительную роль в дальнейшем развитии не только теорий искусства, но и самого литературного, музыкального, живописного, архитектурного развития в Европе.

Выдающийся перевод трактата Буало, сделанный замечательным русским поэтом В.К.Тредиаковским

§ 3. Жан-Батист Расин

Франция середины-конца XVII столетия. Расцвет царствования Людовика XIV. Мир, покой и процветание во Франции под властью Короля-солнце! Изысканный аристократизм во всем, придворные интриги и условности – такая атмосфера, казалось, царит не только в Лувре, но и по всей стране.

Жан-Батист Расин

Жан-Батист Расин (1639-1699). Нам известно огромное влияние, которое оказали на него янсенисты4, в чьем монастыре Пор-Рояль он длительное время изучал античную культуру. Однако приезд в Париж, после мрачной религиозной обстановки севера резко меняет и настроение Расина. Теперь он весел и радостен, теперь жизнь и природа – вот основные его соратники! Одна за другой появляются сразу ставшие знаменитыми трагедии «Александр Великий» (1665), «Андромаха» (1667), «Британик» (1669), «Баязет» (1672), «Федра» (1677) и множество других. В 1673 году Расин становится членом Французской Академии, в 1677 году вместе с Буало он назначен придворным историографом. Это время наивысшего расцвета творчества Расина. Однако вскоре наступает перерыв почти на десять лет, сопровождавшиеся глубокими потрясениями в жизни Расина, драматург вновь обращает свой взгляд к религии, пишет глубоко религиозные кантаты и мрачные трагедии «Эсфирь» (1689) и «Гофолия»(1691).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Всемирная литература. Новое время и эпоха Просвещения. Конец XVIII – первая половина XIX века"

Книги похожие на "Всемирная литература. Новое время и эпоха Просвещения. Конец XVIII – первая половина XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Мандель

Борис Мандель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Мандель - Всемирная литература. Новое время и эпоха Просвещения. Конец XVIII – первая половина XIX века"

Отзывы читателей о книге "Всемирная литература. Новое время и эпоха Просвещения. Конец XVIII – первая половина XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.