Жан Флори - Алиенора Аквитанская. Непокорная королева

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Алиенора Аквитанская. Непокорная королева"
Описание и краткое содержание "Алиенора Аквитанская. Непокорная королева" читать бесплатно онлайн.
Алиенора Аквитанская (1124–1204) — одна из самых известных женщин западноевропейского средневековья. История её жизни напоминает бурлескный роман, где на фоне политических интриг и зарождавшейся куртуазной культуры переплелись мотивы любви, ненависти, выгоды и жажды приключений. Внучка и наследница первого трубадура и могущественнейшего правителя Южной Франции, герцога Аквитанского Гильома IX, Алиенора унаследовала непокорный нрав своего великого предка. В эпоху, когда власть принадлежала мужчинам, она шла наперекор устоявшимся традициям и никогда не соглашалась быть не более чем супругой, пусть даже и королей: Алиенора стремилась сама выбирать себе мужа, управлять своими землями, активно участвовала в политических событиях; не случайно одной из самых ярких вершин её жизни стало участие во Втором крестовом походе. Побывав супругой французского короля Людовика VII, она вышла замуж за будущего английского государя Генриха II Плантагенета и вместе с ним основала сильнейшую державу западноевропейского средневековья — «империю Плантагенетов», состоявшую из Англии и доброй половины Франции. Сыновьями Алиеноры были прославленный король-рыцарь — Ричард Львиное Сердце и пресловутый Иоанн Безземельный. Дожив до восьмидесяти лет, Алиенора Аквитанская прошла через горнила многих искушений и испытаний, познала горечь поражений и плена, но всегда шла наперекор судьбе.
642
«Diuulgata fortasse motus opinione».
643
Henri de Huntington, Historia Anglorum, X, 27, éd. et trad. D. Greenway, op. cit., p. 752 (éd. Stubbs, p. 226).
644
Hugues de Poitiers, Histoire du monastère de Vézelay, éd. R. B. C. Huygens, Hugues le Poitevin, Chronique de l’abbaye de Vézelai, Monumenta Vizeliacensa, CCM, Turnhout, 1976, livre IV, pars 4, linea 2996.
645
Pichard de Poitiers (le Poitevin), Chronicon, HF 12, p. 416.
646
Rodert de Torigni, Chronica, a. 1146, MGH SS 6, p. 497.
647
Annales de Waverley, op. cit., p. 232.
648
Hoveden, I, 210 et p. 213–214.
649
Относительно первого крестового похода см. Flori, J., Pierre l’Ermite…, op. cit., p. 283 sq. Относительно крестового похода 1101 г. см. Richard, J., Histoire de croisades, Paris, 1996, p. 84 sq.
650
Edbury, P. G. et Rowe, J. G., William of Tyre, Historian of the Latin East, Cambridge, 1988. На мой взгляд, авторы, охарактеризовав «информацией из вторых рук» (p. 55) те сведения, которые Гильом Тирский мог добыть о втором крестовом походе, чрезмерно преуменьшили их достоинства. Однако именно на его рассказе покоится большая часть наших современных знаний. См. также Constable, G., op. cit., p. 213–279.
651
Guillaume de Tyr, Willelmi Tyrensis Archiepiscopi Chronicon, éd. R. В. C. Huygens, Turnhout, 1986, lib. 16, cap. 27, linea 26. В данном случае я воспользовался электронной версией этого издания и приемлемым переводом в M. Guizot, Histoire de croisades par Guillaume de Tyr, Collection des mémoires…, Paris, 1824, t. II, 2, p. 513.
652
Ibid., (trad. p. 512).
653
Ibid.
654
Ibid., lib. 16, cap. 27, linea 40 sq.
655
Duby, G., Dames du XIIe siècle, op. cit., p. 31–32.
656
Chronicon, lib. 17, c. 8, linea 14–23.
657
Я согласен с предположением М. А. Паппано, связывающей воображаемое отсутствие целомудрия у Алиеноры с недостатком национальной верности. Столь же справедливым мне кажется замечание о том, что мотивировки Раймунда были «чисто политическими, основанными также на желании отомстить». Но, на мой взгляд, автор делает слишком поспешный вывод о том, что в повествовании Гильома Тирского отсутствует чувственный аспект проблемы, возникшей в Антиохии.
658
В данном случае я согласен с точкой зрения Ж. Маркаля, Aliénor…, op. cit., p. 222.
659
Owen, D. D. R., op. cit., p. 110.
660
Гипотеза, принятая Brooke, C. N. L, «The Marriage of Henri II…», op. cit., p. 3–8.
661
Можно grosso modo, с неизбежными неточностями, порожденными таким подходом, сравнить представления об Алиеноре, бытовавшие среди церковников ее времени, с представлениями о современных девушках из пригородов, бытующими в традиционных мусульманских общинах. Те из них, что объявляют себя «ni putes ni soumises», тем не менее включены в первую из этих категорий.
662
Harvey, R. E., The Troubadour Marcabru and Love, Londres, 1989, в частности, p. 131 sq.: Маркабрюн ссылался на предсказания Серкамона, согласно которому возмутительное поведение Алиеноры стало известно всей Европе, в том числе и Пуату.
663
Жак ле Гофф. Средневековый мир воображаемого. М.: «Прогресс», 2001. С. 8.
664
Flori, J., «Noblesse, chevalerie et idéologie aristocratique en France d’o”l (XIe−XIIIe siècles)», Renovacidn intellectual del Occidente europeo, siglo XII (XXIV Semana de Estudios Medievales, Estella, 14 a 18 de Julio de 1997), Pampelune, 1998, p. 349–382.
665
В литературе того времени «виллан» к тому же является атонимом понятия «куртуазный»: Raynaude de Lage, G., «“Courtois” et “Courtoisie” dans le Roman de Thèbes», Mélanges Jean Frappier, Genève, 1970, t. II, p. 929–933.
666
Flori, J., «Le chevalier, la femme et l’amour dans les pastourelles anonymes des XIIe et XIIIe siècles», dans Farai chansoneta novele, Hommage à Jean-Charles Payen, Caen, 1989, p. 169–179. Перекликается ли с этим видением концепция женщины в «субкультуре» наших пригородов?
667
Hays, H. R., The Dangerous Sex: The Myth of Feminine Evil, New York, 1964.
668
Metz, R., «Le statut de la femme en droit canonique médiéval», La Femme (Recueil de la société Jean Bodin, t. XII, 2), Bruxelles, 1962, p. 59–113.
669
См., например, Herliny, D., «Land, Family and Women in Continental Europe from 700 to 1200», Traditio, 18, 1962, p. 89–120; Bullough, V. L. et Bullough, B., The Subordinate Sex, Urbana, 1973.
670
Aurell, M., «La détérioration du statut de la femme aristocratique en Provence (Xe−XIIIe siècles)», La Moyen Âge, 91, 1985, p. 5–32; id., La Noblesse en Occident (Ve−XVe siècle), Paris, 1996, p. 67 sq.; Bruckner, M. T., «Fiction of the Female Voice: the Women Troubadours», Speculum, 67, 1992, p. 865–891, в частности, p. 869.
671
См. Coppin, J., Amour et mariage dans la littérature française du Nord au Moyen Âge, Paris, 1961; Goody, J., L’Évolution de la famille et du mariage en Europe (trad, fr.), Paris, 1985, в частности, p. 123 sq.; Brooke, C. N. L., The Medieval Idea of Marriage, Oxford, 1989, в частности, p. 122 sq.; Gillingham, J., «Love, Marriage and Politics in the Twelfth Century», Forum for Modem Language Studies, 25, 1989, p. 292–303 (repris dans Gillingham, J., op. cit., p. 243–255); Cartlige, N., Medieval Marriage: Literary Approaches 1100–1300, Cambridge, 1997.
672
Verdon, J., La Femme au Moyen Âge, Paris, 1999, p. 27 sq. Это напоминает положение девушек-иммигранток из мусульманских семей, живущих в городской среде Франции XXI в.
673
Bloch, R. Н., Etymologies and Genealogies. A Literary Antropology of the French Midde Ages, Chicago, 1983, p. 356 sq.
674
Flori, J., «Qu’est-ce qu’un “bacheler”?», Romania, 96, 1975, p. 290–314.
675
Duby, G., «Les transformations socials dans le milieu aristocratique», dans Bautier, R.-H. (éd.), La France de Philippe Auguste, Paris, 1982, p. 711–719.
676
Выражение Moore, J. C, «Love in XIIth Century France. A Faiture in Synthesis», Traditio, 24, 1968, p. 429–443, в частности p. 437–440.
677
См. интересные рассуждения на этот счет в Baldwin, J. W., Les Langages de l’amour dans la France de Philippe Auguste (trad. B. Bonne), Paris, 1997, в частности, p. 182 sq.
678
Rocher, D., «Le débat autour du mariage chez les clercs et les écrivains “mondains” à la fin du XIIe et au début du XIIIe siècle», Cahiers d’études germaniques, 1987. Согласно J. Ch. Payen, упадок куртуазной идеологии стал причиной нового кризиса в сфере брака в конце XIII века. Cf. Payen, J. Ch., «La crise du mariage à la fin du XIIIe siècle d’après la littérature française du temps», dans Duby, G. et Le Goff, J. (éd.), Famille et parenté dans l’Occident médiéval, Rome, 1977, p. 413–426.
679
См. Oulmont, Ch., Le Débat du clerc et du chevalier dans la littérature poétique du Moyen Âge, Paris, 1911. В гипотезу этого автора были внесены некоторые изменения: Faral, E., Recherches sur les sources latines des contes et romans courtois du Moyen Âge, Paris, 1913, p. 191 sq.; Lejeune, R., «L’extraordinaire insolence du troubadour Guillaume IX d’Aquitaine», Mélanges Pierre Le Gentil, Paris, 1973, p. 485–503; Gouiran, G., «”Car tu es cavaliers e clercs” (Flamenca, v. 1899): Guilhem ou le chevalier parfait», Le clerc au Moyen Âge (Senefiance, № 37), 1995, p. 198–214; Grossel, M.-G., «”Savoir aimer, savoir le dire”, notes sur les débats du Clerc et du Chevalier», ibid., p. 279–293; Kay, S., «Courts, Clerks and Courtly Love», dans Krueger, R. L. (éd.), The Cambridge Companion to Medieval Romance, Cambridge, 2000, p. 81–96.
680
Bezzola, R. R., «Guillaume IX et les origines se l’amour courtois», Romania, 66, 1940–1941, p. 145–237; см. также тонкие замечания Mancini, M., «Guglielmo IX “esprit fort”», dans Kraus, H. et Rieger, D., Mittelalterstudien Erich Köhler zum Gedenken, Heidelberg, 1984, p. 179–191.
681
Paterson, L. M., The World of the Troubadours. Medieval Occitan Society, c. 1100–1300, Cambridge, 1993, p. 70 sq. (trad. fr. Le Monde des Troubadours. La société médiéval occitane, 1100–1300, Montpellier, 1999): в своем сравнении автор опирается на мой собственный анализ произведений, написанных на старофранцузском языке, cf., Flori, J., «La notion de chevalerie dans les chansons de geste du XIIe siècle», Le Moyen Âge, 81, 1975, 2, p. 211–244 et 3/4, p. 407–444; см. также id., «La notion de chevalerie dans les romans de Chrétien de Troyes», Romania 114, 1996, 3–4, p. 289–315.
682
Lazar, M., Amour courtois et fin’amors dans la littérature du XIIe siècle, Paris, 1964; автор, однако отличает fin’amors, почитаемую еретический и аморальной, от куртуазной, более нравственной любви Кретьена де Труа, поскольку последний сумел, по крайней мере, в некоторых романах, примирить куртуазность и супружескую любовь. Напротив, A. Pulega (Amore cortese e modelli ideologici. Guglielmo IX, Chrétien de Troyes, Dante, Milan, 1995) полагает, что Кретьен де Труа принял куртуазную модель и защищал fin’amors во всех своих романах. См. также похожее мнение у Beltrami, P. G., «Chrétien, l’amour, l’adultère; remarques sur le “chevalier de la charrette”», Actes du 14e congrès international arthurien, Rennes, 1984, p. 59–69.
683
Ribard, J., Chrétien de Troyes, le chevalier de la charrette, essai d’interprétation symbolique, Paris, 1972. Автор недавно обобщил свою гипотезу в других произведениях: см. id., Du mythique au mystique, la littérature médiéval et ses symboles, Paris, 1995.
684
Jeanroy, A., La Poésie lyrique de troubadours, Paris, 1934.
685
Rougemont, D. de, L’Amour et l’Occident, Paris, 1971, passim, в частности p. 27 sq.
686
См. Nelli, R., La vie quotidienne des Cathares du Languedoc au XIIIe siècle, Paris, 1969, в частности p. 59 sq.; Nelli, R., L’Éique des troubadours, Toulouse, 1963.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Алиенора Аквитанская. Непокорная королева"
Книги похожие на "Алиенора Аквитанская. Непокорная королева" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Жан Флори - Алиенора Аквитанская. Непокорная королева"
Отзывы читателей о книге "Алиенора Аквитанская. Непокорная королева", комментарии и мнения людей о произведении.