» » » » Д. Макаров - Дорогами ислама Центральной России


Авторские права

Д. Макаров - Дорогами ислама Центральной России

Здесь можно купить и скачать "Д. Макаров - Дорогами ислама Центральной России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Марджани»f7b6f960-e1f0-11e4-afed-0025905a0812, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Д. Макаров - Дорогами ислама Центральной России
Рейтинг:
Название:
Дорогами ислама Центральной России
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-903715-55-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дорогами ислама Центральной России"

Описание и краткое содержание "Дорогами ислама Центральной России" читать бесплатно онлайн.



Книга «Дорогами ислама Центральной России» посвящена крайне редкой и малоизученной теме – истории ислама в самом сердце России. Автор объехал большинство описанных областей и изучал в них историю формирования и современное состояние мусульманских общин. Книга читается легко и интересно, она рассчитана не только на мусульман, но и на всех интересующихся, историей и культурой народов нашей страны.






Тарбаево – деревня XVI в. на р. Тезе. Расположена на территории Ивановского района. Название происходит, предположительно, от имени одного из владельцев – выходца из Казанского ханства. Деревня, вероятно, была дана ему на условиях службы московскому государю, но к моменту первого письменного упоминания уже перешла к Троице-Сергиеву монастырю.

Следующий этап интенсивной миграции татарского населения в регион относится к концу XIX в. Тогда, в период бурного промышленного подъема, татары приезжали в Иваново-Вознесенск (ныне – Иваново) для работы на предприятиях, обычно в качестве сторожей и охранников и торговцев одеждой. Если в 1883 г. в городе их насчитывалось всего 11 человек, то в 1895 г. – уже 283, а в 1909 г. – 342.

Приток переселенцев отмечался также в 1920–1930-е и в 1950-е гг. Основными регионами происхождения татар-мигрантов того периода были Нижегородская область (в наибольшей степени села Камкино, Пошатово, Маклаково, а также Урга, Трёх-озёрка, Семёновка, Уразовка и др.), Буинский и Чистопольский районы Татарстана, Ульяновская область (Старокулаткинский и соседние с ним районы). При этом переселенцы, приезжая к своим родственникам и землякам, быстро адаптировались в новой для них обстановке. Большое число татар осело в частном секторе, где они собственными силами строили себе жилье. Таким образом, в г. Иванове возникло 4 места компактного расселения татар в районах: Глинище, Сортировка, Меланжевый и Ленинский путь. Наиболее крупными среди них являлись два первых. При этом в районе Сортировки проживали главным образом нижегородские, а в Глинище – ульяновские и казанские татары. В городах Шуе, Кинешме и др. также образовались места компактного расселения татар. В Кинешме возникла Татарская улица, Татарская слободка имелась в г. Юже. В ряде школ городов Иваново, Кинешма и др. в 1920–1930-е гг. существовали татарские классы. Особенно много детей обучалось в подобных классах школы № 17 г. Иванова по улице 10 августа. В этот же период работали татарские детские сады.

В 1870-х гг. в г. Иваново-Вознесенске городская управа отвела мусульманской общине специальный участок для захоронений. Мусульманское кладбище находилось на окраине города рядом с типичным рабочим предместьем – Боголюбовской слободой. В начале ХХ в. в связи с увеличением численности мусульман отведенной под кладбище территории стало недостаточно, и она была расширена за счет соседнего земельного участка. Об этом свидетельствует просьба иваново-вознесенского муллы Яруллы Нигматуллина от января 1911 г. Оградой мусульманского кладбища служила неглубокая канава.

Документальное свидетельство о попытке строительства мечети в области относится к началу ХХ в. После обнародования именного высочайшего указа «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 г. активизировалась деятельность неправославных общин, направленная среди прочего на строительство культовых сооружений. Местные татары также поставили вопрос об открытии мечети. Впервые об этом было заявлено в 1906 г. В 1909 г. в Департамент духовных дел иностранных исповеданий (ДДДИИ) поступило прошение от муллы г. Иваново-Вознесенска Яруллы Нигматуллина о разрешении сбора средств на постройку в городе мечети. Департамент дал согласие на сбор 10 тысяч рублей в пределах Владимирской губернии (в которую в ту пору входил Иваново-Вознесенск). Однако Я. Нигматуллин попросил увеличить сумму сбора до 25 тысяч рублей и дать возможность собирать эти деньги по всей России. Эта необходимость была продиктована ростом цен на землю и невозможностью набрать столь крупную сумму в пределах одной губернии. В поступившем 27 апреля 1910 г. ответе ДДДИИ разрешал сбор указанной суммы в течение 5 лет, однако география была ограничена только Владимирской губернией. По причине бедности местного мусульманского населения означенную сумму так и не удалось достать, а с началом Первой мировой войны приток пожертвований и вовсе прекратился.

Строительство мечети не было осуществлено, а мусульманское богослужение в городе проводилось в так называемом Графском саду в центре города. В 1910–1914 гг. был вновь разработан проект возведения мечети в г. Иваново-Вознесенске, не получивший реализации. По некоторым сведениям, в начале 1920-х гг. мусульмане для совершения молитв собирались и в татарских клубах, а в более поздние советские годы – в частных домах верующих без постоянной привязки к одному адресу.

В городских общинах бытование национальной культуры, основанной на исламских традициях, не прерывалось. Так, респонденты старшего возраста утверждают, что еще в 1970-е гг. среди татар – выходцев из Нижегородской области исполнялись мунаджаты, хотя в самой Нижегородчине в этот период они уже почти исчезли.

Мусульманская община на рубеже веков: динамика численности, социальная активность и религиозная жизнь

Согласно статистическим данным на 1989 г. в Ивановской области проживало 9,9 тысячи татар (0,75 % всего населения), они являлись третьим по численности этносом после русских и украинцев. Численность других мусульманских этносов не превышала 1 тысячи человек.

Всероссийской переписью населения 2002 г. общая численность представителей мусульманских этносов оценивалась в 16,8 тысячи человек (1,46 % населения области). По данным активистов мусульманской общины, в 2002 г. число мусульман в Ивановской области составляло 60 тысяч человек с тенденцией дальнейшего ежегодного роста. Значительная разница с официальными данными может быть объяснена, например, неучетом в ходе переписи условно временных и трудовых мигрантов.

Кроме того, в последние годы наблюдается процесс перехода в ислам представителей немусульманских народов. Основной контингент принимающих ислам русских составляют образованные девушки и, значительно реже, юноши из обеспеченных семей с четкой мотивацией жизненных целей. Причиной, побуждающей их к принятию ислама, является инфернальность окружающего общества и стремление создать крепкую семью на основе устоявшихся жизненных правил.

Материалы переписи 2002 г. фиксировали по области 8,2 тысячи татар (0,72 % населения) и 0,5 тысячи башкир. Некоторое снижение численности татар по сравнению с 1989 г. председатель Национально-культурной автономии татар Ивановской области Фярит Усманович Ляпин объясняет их частичной ассимиляцией. Однако объективные данные свидетельствуют, что сокращение практически не вышло за рамки процесса естественной убыли населения, характерного для данного региона. Кроме того, в межпереписной период среди татар области наблюдалась незначительная миграция в Москву, Московскую область и Татарстан. Татары обладают устойчиво высоким социальным статусом, обусловленным как хорошим владением русским языком, так и высоким уровнем образования. Во многом авторитет татар в области поддерживается деятельностью ряда успешных и популярных лидеров, таких как упомянутый выше Ф. У. Ляпин и заместитель главы г. Иваново, депутат Ивановской городской думы И. Ф. Салихов. При оценке уровня религиозности татарского населения Ивановской области следует учесть прежде всего тот факт, что деятельность по организационному оформлению мусульманской общины в этом регионе велась только татарами. Все имамы Ивановской области являются татарами, за исключением собственных шиитских лидеров у азербайджанцев. Неофициальные муллы советского периода также происходили из татар.

Центральной организацией, выражающей интересы татарского населения, является Национально-культурная автономия татар Ивановской области (официально зарегистрирована в 1999 г.). Действует также ряд аффилированных структур: ивановская областная общественная организация Федерация национальной спортивной борьбы «Татарча корэш», руководимая Р. М. Хаеровым; общественная организация Союз татарской молодежи «Нур» Ивановской области (председатель Ш. Н. Алиакбаров); ивановская татарская женская организация «Ак калфак».

Татары Ивановской области активно поддерживают и воспроизводят национальную культуру. Уроженцем области является народный артист Татарстана Мунир Соколов. С 2001 г. в областном центре действует единственный во всем ЦФО (за исключением Москвы) татарский театр-студия «Миллятем». Руководит им заслуженный артист России Мхамет Баширович Кашаев. Театр давал спектакли не только в Иванове, но и в Москве, Казани и др. городах.

В 1994 г. в Иванове была открыта первая государственная воскресная татарская школа, преподавательские ставки в которой были выделены областной и городской администрациями. В настоящее время татарская воскресная школа под руководством М. Б. Ляпиной работает на базе государственной общеобразовательной школы № 18. Помимо татарского, в ней факультативно преподается арабский язык, для желающих – азербайджанский и афганский. На базе воскресной школы проводятся различные мероприятия, в том числе ученические конференции.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дорогами ислама Центральной России"

Книги похожие на "Дорогами ислама Центральной России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Д. Макаров

Д. Макаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Д. Макаров - Дорогами ислама Центральной России"

Отзывы читателей о книге "Дорогами ислама Центральной России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.