Николай Смирнов - Забайкальское казачество

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Забайкальское казачество"
Описание и краткое содержание "Забайкальское казачество" читать бесплатно онлайн.
Присоединение Забайкалья к России завершилось к середине 60-х годов XVII века. С этого времени началась новая страница в истории огромного края.
Казаки оказались в числе первопроходцев и первых переселенцев Сибири. Они подняли, обогатили и прославили эти далекие окраинные земли Российской империи. О непростой судьбе Забайкальского казачества, его славных делах, героях и атаманах рассказывает книга историка H.H. Смирнова.
Книга издается с сокращениями.
Для борьбы с семеновщиной был образован Забайкальский фронт, который дважды, в феврале и апреле, отбрасывал его отряды в Маньчжурию. Но при поддержке войск восставшего чешского корпуса, Временного Сибирского правительства (адмирал Колчак), наступавших с запада, и японцев, с юго-востока, Семенов со своими отрядами вступил в Читу.
С захватом столицы Забайкалья в области установился белый террор. Контрразведка семеновцев свирепствовала во всю силу, приводя в ужас даже видавших виды белогвардейцев и интервентов. Уничтожались большевики, явные и мнимые. Людей хватали, пороли, расстреливали без суда и следствия. Жертвами белогвардейского террора стали тысячи забайкальцев, поддержавших советскую власть, казаков и неказаков.
В области стали образовываться партизанские отряды, состоящие из всех слоев населения Забайкалья. В эти отряды уходили целыми сотнями фронтовики-казаки, создавая красные казачьи полки. Храбро воевавшие против немцев и турок, казаки-забайкальцы с ожесточением начнут уничтожать друг друга в страшной от классовой ненависти Гражданской войне.
Против семей казаков, ушедших в партизаны, семеновцы развяжут кровавые карательные акции. В одном из приказов атамана Семенова Алтайскому поселковому сходу говорилось: «Потомство этих „героев“ (ушедших в партизаны) будет уничтожено, а имущество реквизировано в доход государства. Семьи, имеющие членами хоть одного большевика, будут лишаться имущества, а также всех льгот, селения сжигаться, дабы не осталось камня на камне».
Командующий американским экспедиционным корпусом назвал атамана Семенова «бандитом и убийцей».
Массовый террор, устроенный атаманом в Забайкалье, оттолкнул от него даже тех казаков, которые выступали против проведения в жизнь основного закона о социализации земли. Для пополнения своих частей Г. Семенов вынужден был прибегнуть к насильственной мобилизации в армию казаков, оставшихся в станицах. Только для наступления на Богдатскую станицу 25 сентября 1919 года атаман сосредоточил восемь казачьих полков, а к октябрю 1920 года армия его насчитывала 35 тысяч человек, 18 бронепоездов и 40 орудий. Принудительно мобилизованные части не могли противостоять войскам ДВР (Дальневосточной Республики) и в конечном итоге были разгромлены.
Таким образом, террор и насилие, развернутые атаманом Семеновым в Забайкалье, способствовали победе советской власти в области.
Другой особенностью Гражданской войны в Забайкалье являлось то, что белогвардейцы опирались на штыки японских интервентов и многие казаки из патриотических побуждений вели борьбу с ними.
После ухода интервентов и разгрома семеновской армии большинство недовольных советской властью казаков ушло в Маньчжурию вместе со своими семьями и хозяйством, следовательно, на бывшей территории войска перестала существовать социально-экономическая база «казачьей Вандеи». Впоследствии, когда советская власть стала проводить репрессии против воевавших по мобилизации у Семенова казаков и даже красных партизан, перераспределение казачьих земель на началах уравнительно-трудового пользования вызвало неприязнь к Советам, увеличилось бегство расказаченных в Маньчжурию, усилилась поддержка некоторой части населения юго-восточных районов семеновских отрядов, проникавших в область из Китая.
Мятежей, подобных тем, что на Дону, здесь не было. Продолжали борьбу против советской власти небольшие отряды казаков в пограничной зоне Забайкалья, которые именовали себя партизанами. Бывший атаман Забайкальского казачьего войска генерал Шильников по реке Аргуни основал сначала казачьи посты, после из них образовали отряды, «переходившие границу и нападавшие на советские учреждения, активистов». Особую известность получили начальники этих отрядов казаки Гордеевы, Мыльников, уничтоженные советскими частями на территории Забайкалья. Большинство партизан составляли крестьяне, казаки, разоренные Советской властью и поэтому непримиримо относившиеся к ней. Партизанские отряды из Китая формировались из людей, хорошо знающих местность и население. Они выбирали малозаселенные, труднопроходимые места, переходили на левый берег Аргуни и доходили до Нерчинска и даже до Борзи.
На первых этапах их действий основная задача ставилась на поднятие населения для борьбы против советской власти и только позже, при приходе в Маньчжурию японцев, они привлекались к ведению разведки.
Некоторые слои населения Забайкалья поддерживали эти отряды, укрывали их от советских карательных органов, но на открытую борьбу с существовавшей властью выступить не решились. Советская впасть прочно укрепилась на бывшей территории Забайкальского казачьего войска и пресекла все попытки восстать против себя.
5. Возрождение Забайкальского войска, проблемы и перспективы
Казачество возрождается, и это бесспорный факт в новой истории России.
Ученые продолжают спорить о происхождении казаков и на этой основе пытаются понять, что же возрождается сейчас: то ли особая этническая группа людей, то ли социально-сословный слой общества, заявивший свои права на существование в современных условиях. Одно не вызывает сомнения у большинства исследователей, что казачество — это чисто славянское явление, которое не имеет аналогов в среде других народов. «Свободолюбивый рос», как называли представителей восточнославянских племен византийские и арабские путешественники, в силу различных причин ушедший от племенной опеки в далекие враждебные края и обосновавшийся там, стал казаком. Поэтому, вероятнее всего, правы те, кто видит в казаке не представителя какой-то неизвестной науке народности, неизвестно откуда взявшейся, а вполне реальную славянскую этническую общность.
Естественно, что вначале казаки представляли собой обособленную этническую группу этой общности, образовавшуюся из различных славянских племен, но в процессе эволюции славянства, последующего притока беглых на казачьи земли в период централизации государственной власти на Руси, племенные различия исчезали и в конце концов казаки превратились в уникальный однородный социальный слой общества, отличающийся от других слоев своей сословно-статусной ролью. Живя бок о бок с враждебными или мирными народами-соседями, казаки перенимали их культуру, быт, обычаи и нравы, вступали в семейные отношения с «инородцами», все больше приобретая характерные, отличительные черты, присущие той или иной области их расселения.
Образовалась новая общность людей, не потерявшая при этом свое главное славянское начало — самобытность культуры и языка. Значительно позже появились казачьи формирования нерусского происхождения, созданные волей российских монархов. Встав на защиту границ России, казаки верой и правдой служили ей, совершив немало героических подвигов на полях сражений.
В истории казачества было все: и слава, и позор, бунты против государственной власти и безупречное послушание ей, вершили суд, расправу цари и коммунистические вожди. Большевикам удалось ликвидировать «казачью Вандею» путем обмана и большой крови, но несмотря ни на что дух казачества оказался неистребим. С падением коммунистического режима во всех исторических областях России, считающихся исконно казачьими, стало набирать силу движение за возрождение казачества.
В июне 1990 года в Москве официально, на Большом круге казачьих организаций, сформировался Союз казаков, куда вошли казаки Донского, Кубанского, Оренбургского, Забайкальского, Терского, Сибирского, Уральского, Амурского, Семиреченского, Астраханского, Енисейского и Уссурийского казачьих войск.
К сожалению, казачество возрождается как общественная организация, а не как историческая воинская структура. В этом видится одна из главных причин того, что может затормозить процесс возрождения. Казак немыслим теперь без государственной службы, следовательно, во многом его судьба будет зависеть от отношения правительства к казачьим войскам. История России вновь вернула казаков на свои границы, которые они охраняли много веков, поэтому ее и нужно доверить им. Заявление Президента России о том, что «пограничным войскам России — быть», вселяет надежду на возвращение казаков к своим исконным обязанностям. Для этого казачьи войска должны стать неотъемлемой частью Российских Вооруженных Сил. Если этого не произойдет, то казачество будет представлять собой опереточное войско, щеголяющее в военной форме, но не приносящее никакой пользы для державы. Городские казаки с успехом могут охранять общественный порядок в городах в системе МВД России. Исходя из этого, необходимо издать закон, определяющий все стороны служебной и хозяйственной деятельности казачьих войск. Земля, на которой проживают казаки, согласно закону, должна быть передана безвозмездно в их пользование, а они сами решат, как владеть ею: то ли коллективно, то ли единолично. Не следует навязывать казакам, какие органы власти им иметь, они сами решат, что им лучше подходит, — Советы или традиционное казачье самоуправление. Закон должен только точно определить правовые нормы сосуществования казачьего и неказачьего населения, исходя из реально сложившихся условий.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Забайкальское казачество"
Книги похожие на "Забайкальское казачество" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Смирнов - Забайкальское казачество"
Отзывы читателей о книге "Забайкальское казачество", комментарии и мнения людей о произведении.