» » » » Николай Смирнов - Забайкальское казачество


Авторские права

Николай Смирнов - Забайкальское казачество

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Смирнов - Забайкальское казачество" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Вече, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Смирнов - Забайкальское казачество
Рейтинг:
Название:
Забайкальское казачество
Издательство:
Вече
Год:
2008
ISBN:
978-5-9533-2809-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Забайкальское казачество"

Описание и краткое содержание "Забайкальское казачество" читать бесплатно онлайн.



Присоединение Забайкалья к России завершилось к середине 60-х годов XVII века. С этого времени началась новая страница в истории огромного края.

Казаки оказались в числе первопроходцев и первых переселенцев Сибири. Они подняли, обогатили и прославили эти далекие окраинные земли Российской империи. О непростой судьбе Забайкальского казачества, его славных делах, героях и атаманах рассказывает книга историка H.H. Смирнова.

Книга издается с сокращениями.






Кроме того, Указ разрешил собирать со всех людей таможенные пошлины, приказывал отдать «под него Афанасия и под служилых людей суда, которые готовлены для даурской службы»; намечал сроки отправки отряда «и отпустил бы их из Енисейского острога в Илимский острог во 164 году по весне безо всякого задерживания».

Приказом по Великому войску (так назывались казачьи войска) 1913 года № 449 Забайкальскому казачьему войску дано старшинство на основании этой грамоты, с 20 августа 1655 года.

18 июля 1656 г. Афанасий Пашков со «служилыми людьми» выступил из Енисейска. Началось планомерное освоение Забайкалья.

В Енисейске нагнал указ ссыльного Протопопа Аввакума, главу и идеолога русского раскола, ехать с Пашковым в Даурию. Будучи полковым попом, Аввакум Петров (Петрович) в своем «Житии протопопа Аввакума» — этом литературном памятнике Сибири — обессмертил подвиги муки первых даурских «насельников» в словах страшных и прекрасных, нарисовал образ Афанасия Пашкова, человека незаурядного, но и жестокого в своем обращении с казаками. Он писал: «Стало нечева есть; люди учали с голоду мереть и от работныя водяныя бродни. Река мелкая, плоты тяжелые, приставы немилостивые, палки большие, батоги суковатые, кнуты острые, пытки жестокие — огонь да встряска, люди голодные: лишо станут мучить — ано и умрет!.. Все люди с голоду поморил, никуды не отпускал промышлять… Ох, времени тому!»

В 1657–1658 годах были заложены Иргенский, Нерчинский и Телембинский остроги. Грамотой от 20 октября 1659 г. в Нерчинск назначается приказчик (не воевода). Выбор был предоставлен Тобольскому воеводе князю Хилкову, который избрал на эту должность боярского сына Иллариона Толбузина, пробывшего в Забайкалье пять лет, с 1662 по 1667 год. Это была самая тяжелая пора для Даурских острогов, так как во всех трех острогах к концу воеводства Пашкова, в 1662 г., осталось всего 72 казака, измотанных полуголодным существованием и постоянными набегами местных тунгусских племен. При Толбузине число казаков в острогах увеличилось до 114 человек. Не выдержав голода и лишений, 68 из них под начальством Абрама Парфенова в 1663 г. бежали на Амур. После этого побега в трех острогах осталось 46 казаков. Этими силами Толбузин не мог защитить тунгусов, которые в конце концов прекратили борьбу с русскими и согласились платить дань в царскую казну, а не монгольским ханам.

В 1664 году Нерчинский острог подвергся нападению монголов — но храбро сражавшиеся казаки отстояли его. Толбузин постоянно жаловался в Москву на тяжелые условия жизни, вследствие чего в конце 1664 года енисейскому воеводе было дано поручение взять на себя снабжение и защиту Даурских острогов. Было послано жалованье 114 нерчинским казакам за 6 лет службы (1659–1664 гг.) в размере 1380 рублей и, кроме того, «26 половинок гамбургского сукна разных цветов на кафтаны, по 4 аршина на человека; холст в 1000 аршин; 1000 сажень сетей для рыбной ловли и 1200 рублей для покупки хлеба». На подкрепление отправили 60 томских и 20 енисейских казаков.

О побеге 68 казаков на Амур в Енисейске еще не знали. Таким образом, в Даурских острогах установился на долгие годы штат в 200 казаков, но фактически до 1680 года их всегда было меньше.

В Западном Забайкалье образовалось Баргузинское головство с Верхнеангарским, Баргузинским, Баунтовским острогами. Русская волна переселенцев в Западном Забайкалье двинулась на юг.

27 сентября 1665 года в устье Чикоя был поставлен новый острог, названный Селенгинским. Он стал щитом русских поселений за Байкалом от нападения монголов. Начали складываться официальные отношения с Монголией.

В этом же, 1665-м, году был восстановлен на Амуре Албазинский острог, а в 1674 году он был приписан к Нерчинскому воеводству.

За 10 лет — с прибытия Пашкова в Забайкалье и до конца службы Иллариона Толбузина (1667 г.) — русские, временно отказавшиеся от Амура, прочно обосновались за Байкалом.

К 1666 году в трех основных острогах Забайкалья насчитывалось уже 354 казака: в Нерчинском — 194; в Баргузинском — 70; в Селенгинском — 90.

В 1676 году «в пяти днях пути от Нерчинска» на реках Алтаче, Мунгаче и Тузяче, впадающих в Аргунь, было найдено серебро.

В это же время русско-китайские отношения все больше обострялись как на Амуре, так и в Забайкалье, особенно после восстановления Албазинского острога. Не желая дальнейшего продвижения русских по Амуру, Китай стал открыто готовиться к войне с Россией, подстрекая к нападению на Селенгинск и Нерчинск монгольских князей.

В 1680 году на смену приказчикам в Нерчинск был назначен воеводой стольник Федор Воейков (1680–1683 гг.) — тем самым Русское правительство подчеркивало большую значимость предстоящих событий на Амуре и в Забайкалье. В связи с угрозой нападения со стороны Китая надо было готовиться к войне с ним. В этих условиях особо важно стало иметь необходимые запасы продовольствия, свинца, пороха. Свою работу Воейков начал с обеспечения Нерчинского воеводства своим продовольствием. В 1681 году были сделаны первые посевы хлеба, удалось собрать с пуда семенного зерна: 13 пудов пшеницы; 7 пудов овса; 12 пудов ячменя; 17 пудов гречихи. Началось расселение на пашни крестьян из Европейской России. В этом же году Нерчинский острог был усилен земляными оборонительными сооружениями.

Попытки Петра Бекетова и Федора Воейкова обеспечить себя продовольствием за счет забайкальской пашни имели огромное хозяйственное значение, так как доказывали, что хлеб можно выращивать и в условиях короткого забайкальского лета. Это было тем более важно, что доставка продовольствия из России, и прежде всего хлеба, была долгим и трудным делом; стоил он очень дорого.

В 1681 году на реке Аргуни был сооружен Аргунский острог. Благодаря Воейкову улучшилось снабжение казаков, развивалось земледелие, энергично собирались сведения о подготовке Китая к войне, продолжались попытки проникнуть на Амур.

К 1682 году русские владели Амуром до устья Зеи и по Зее. Ниже устья Зеи Амур находился под влиянием Китая, но сами китайцы на Амуре не селились.

В 1682 году китайцы появились на реке Амур, на левом берегу которого, ниже устья Зеи, они построили город Айгун. Положение усугубилось и расколом в Нерчинском воеводстве из-за нежелания албазинских казаков подчиняться Нерчинскому воеводе. Построением города Айгун, имевшего громадное стратегическое значение, китайцы пытались остановить продвижение русских по Амуру в его нижнем течении. Город в инженерном отношении укреплен был хорошо: воздвигнута стена из дерна в сажень, снаружи и внутри имелся палисад, толщина стен между палисадом была в две сажени; протяженность стен по кругу равнялась 600 метрам; снаружи выкопали ров глубиной в один сажень, имелись другие заграждения. В двух воротах стояли по две пушки на станках и колесах. Гарнизон состоял из 2000 человек с 30 пушками. На берегу реки на катках стояли суда.

Вскоре столкновения с китайцами приняли открытый характер. В июне 1684 года Нерчинский острог принял воевода Иван Власов, а Албазинский — боярский сын Алексей Толбузин.

В 1686 году около старого Селенгинского острога был построен деревянный рубленый город. Предпринимались шаги к пополнению гарнизонов острогов людским ресурсом, доставки в остроги пороха и свинца.

5. Албазинская эпопея и Нерчинский договор

10 июня 1685 года 10 тысяч китайцев осадили Албазин, имея 200 полевых и 50 осадных пушек. Конница состояла из 1000 всадников. Пехота была вооружена луками, саблями, и около 100 человек имели ружья.

В первые дни осады Албазина русские потеряли более 100 человек. Казаки сражались умело и мужественно — пока не истощились запасы пороха и свинца. 26 июля начались переговоры о сдаче острога и о переходе оставшихся в живых защитников его с семьями в Нерчинск. Условия сдачи китайцами были приняты. 25 казаков перешли на службу к Богдыхану (богдо-гегены — религиозно-политический сан владыки монголов под властью Китая. — Примеч. ред.)у более 300 отправились в Нерчинск. Посланный на помощь Албазину пятидесятник Анцифер Кондратьев со 100 казаками был вынужден вернуться в Нерчинск.

Амур во второй раз был потерян. Албазинский священник Максим Леонтьев, взятый в плен китайцами, основал в Пекине первую русскую православную церковь. Потомки албазинцев, ушедших в Китай к Богдыхану и обосновавшихся в Пекине, сохранили многие традиции своих предков. Несмотря на то, что они одевались по-китайски, брили голову наполовину и носили косу, то есть внешне уже больше походили на китайцев, чем на русских, продолжали исповедовать православную веру. Уходя из Албазина, казаки взяли из церкви свою святыню — икону святого Николая Чудотворца, которую берегли более двухсот лет. Забайкальские казаки, побывавшие в Пекине после подавления «боксерского восстания» в 1900–1901 годах, видели эту икону и тех, кто ее бережно хранил столетия, группируясь вокруг нее, как воины у боевого знамени.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Забайкальское казачество"

Книги похожие на "Забайкальское казачество" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Смирнов

Николай Смирнов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Смирнов - Забайкальское казачество"

Отзывы читателей о книге "Забайкальское казачество", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.