» » » » Семен Федосеев - Самые первые танки


Авторские права

Семен Федосеев - Самые первые танки

Здесь можно купить и скачать "Семен Федосеев - Самые первые танки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Эксмо, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Семен Федосеев - Самые первые танки
Рейтинг:
Название:
Самые первые танки
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-699-48536-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Самые первые танки"

Описание и краткое содержание "Самые первые танки" читать бесплатно онлайн.



«ДЬЯВОЛ ИДЕТ!» — в панике кричали германские солдаты, увидев ПЕРВЫЕ ТАНКИ 15 сентября 1916 года в сражении на р. Сомме. В тот день атака 32 британских танков Mk I позволила прорвать немецкую оборону и овладеть укрепленными пунктами, которые английская пехота безуспешно штурмовала больше месяца.

Новая книга ведущего отечественного специалиста восстанавливает подлинную историю рождения и боевого применения этого «чудо-оружия», совершившего настоящую революцию в военном деле. Знаете ли вы, что на первых танках красовалась надпись «Осторожно, Петроград!» — из соображений секретности их выдавали за емкости для воды, якобы заказанные Россией, а русские журналисты поначалу переводили слово «tank» буквально — как «лохань». Знаете ли вы, что на заре танкостроения эти машины подразделялись на «самцов», «самок» и «гермафродитов» (первые были вооружены пушками, вторые пулеметами, а третьи имели смешанное вооружение), что своим рождением танки обязаны не военному министру Великобритании лорду Китченеру, который обозвал показанную ему новинку «дорогой, нелепой игрушкой», а первому лорду Адмиралтейства У. Черчиллю, взявшему новоявленное «чудо-оружие» под свое крыло. Чутье не обмануло будущего премьера — за неполных три года первые танки, прозванные за характерную форму «ромбами», прошли колоссальный путь от сомнительной экзотики до нового «БОГА ВОЙНЫ».






Экипаж танка Mk V 9-го танкового батальона (батальон I) отрабатывает преодоление насыпи.

Схема тумбовой установки 57-мм пушки «Гочкис», использовавшейся в британских «ромбовидных» тяжелых танках.

Проекции тяжелого танка Mk V «самка» (с широкими гусеницами).


На первые 200 танков ставили уширенные гусеницы. При длине опорной поверхности около 1,4 м ее площадь составляла 9380 см2. Уширили и грязеочистители. Потом пришлось использовать запасы старых «узких» траков. Намного повысить ресурс ходовой части не удавалось — гусеницы выходили из строя после 80 км пробега. Рубку увеличили, в ее крыше выполнили прямоугольный люк с откидной крышкой. Кроме того, в корме на крыше выполнили дополнительную рубку со смотровыми лючками. Это дало круговое наблюдение из танка, а также улучшило вентиляцию. Два больших люка выполнили позади кормовой рубки над радиатором. Еще на Mk II и III пытались прикрыть смотровые щели стеклом, но стекло быстро трескалось и теряло прозрачность. Поэтому на Mk IV стекла заменили откидными стальными щитками с сеткой мелких отверстий. На Mk V щели снабдили небьющимися стеклопакетами типа «триплекс» (ведь автомобильные «триплексы» выпускались в Англии Э.Бенидиктусом с 1912 г.). Направляющие с балкой самовытаскивания были аналогичны Mk IV, но теперь благодаря дополнительной рубке работа с ней стала безопаснее. На направляющих могли крепить также фашину или секцию пехотного штурмового моста. Изменили и буксирные приспособления — вместо проушин с пальцем установили шарнирную серьгу. Вместо сигнальных флажков стали использовать семафор («оптический телеграф») — на крыше за кормовой рубкой крепили стойку с двумя рычагами с красным и белым дисками. Стоит заметить, что Герберт Уэллс еще в 1903 г. предполагал использование семафора для взаимной связи «путешествующих крепостей». Мк V начали поступать в войска в мае 1918 года, и до конца войны изготовили 400 машин — по 200 «самцов» и «самок».

Тяжелый танк Mk V*, остановившийся на марше у обочины дороги из-за обрыва гусеницы. В ожидании ремонта экипаж беседует с шотландскими стрелками. А мимо едет французская артиллерия.


Впервые Mk V вышли в бой у Амеля 4 июля 1918 г. и до конца войны вместе с Mk IV были основой Танкового корпуса. Еще после боя Mk IV с германскими танками у Виллер-Бретоне 24 апреля, выявившего беспомощность «самок», решили один пулеметный спонсон на них заменить пушечным. Тасуя спонсоны на уже изготовленных танках, получили Mk V «Композит» или «комбинированный» с одним 57-мм орудием и 5 пулеметами. В войсках эту «кривобоко» выглядящую машину, естественно, тут же окрестили «гермафродитом». Уширение германцами траншей на линии «Зигфрид» и желание уменьшить колебания на ходу привели к идее удлинить танк примерно на 2 м. В Центральных мастерских Танкового корпуса во Франции корпус Mk V разрезали в поперечной плоскости позади спонсонов и вставляли дополнительную секцию длиной 1,83 м. Соответственно наращивали гусеницу, ставили удлиненный карданный вал. В бортах дополнительной секции выполняли двери и шаровые установки, в которые перенесли пулеметы из спонсонов. Облегчилась работа наводчиков. Масса танка возросла на 4095 кг. Не ухудшив продольной жесткости, удалось увеличить ширину перекрываемого рва до 3,96 м, улучшить сцепление гусениц с грунтом, правда, скорость снизилась до 4 км/ч, а из-за удлинения опорной поверхности при той же ширине колеи уменьшилась поворотливость. В измененной кормовой рубке смонтировали шаровые установки. Удлиненный танк получил обозначение Mk V* («Звезда»). Увеличение внутреннего объема позволило перевозить кроме экипажа от 20 до 24 пехотинцев. Теоретически танки должны были доставлять пехоту (а лучше — пулеметные расчеты) через позиции противника к последнему объекту атаки — обычно это была третья линия траншей — и тем самым ускорить прорыв обороны.

Продольные разрезы (в вертикальной и горизонтальной плоскостях) тяжелого танка Mk V «самец».


Mk V* успели даже прозвать «троянским конем Танкового корпуса» (45 лет спустя имя «Троуджен» британцы дадут гусеничному БТР FV432). Но попытка высадить десант 8 августа 1918 г. под Амьеном, оказалась неудачной — солдаты в танке угорали, а тряска вымотала их так, что понадобилось время для отдыха. Mk V* можно считать если не предтечей, то отдаленным прообразом БМП. Серийный выпуск Mk V* путем переделки Mk V и постройки новых наладили в мае 1918 года на заводе «Метрополитэн Кэридж» и до конца войны изготовили 200 «самцов» и 432 «самки». То есть танкам придавалась прежде всего транспортная роль. Модификация Mk V** отличалась двигателем, форсированным до 225 л.с. и смещенным назад. Освободив обитаемое пространство и совместив рубки управления и наблюдательную (с двумя шаровыми установками), получили единое обитаемое отделение. Гусеничный обвод стал более угловатым в задней части. Запас горючего увеличили до 908 л. Всего собрали 25 таких танков. В боях они не использовались. Два Mk V** передали в Королевский инженерный корпус.

Уже после войны к весне 1919 года на заводе «Джон Фоулер энд Компани» в Лидсе на Mk V поставили упругую тросовую подвеску и гусеницу с независимым шарнирным креплением траков системы «Снэйк» («Змея») подполковника Филипа Джонсона. Так испытывали ходовую часть для проектируемого среднего танка Mk D — этот танк считался важным элементом стратегического «Плана 1919». После доклада о результатах применения танков в начале 1918 года на заседании в военном министерстве с участием начальника Генерального штаба программу строительства танков увеличили до 5000. В июне Черчилль сообщил в Генеральный штаб, что текущая рабочая программа позволит британской армии к июню 1919 года иметь 7000 тяжелых и средних танков. Параллельно начали размещать в США заказы на 10 000 тягачей для танковых и артиллерийских частей (часть из них предназначалась Франции).

Танк Mk V «самец» на поле боя. Танк снабжен широкими гусеницами, направляющие для бруса самовытаскивания не установлены.

Продольный разрез тяжелого танка Mk V* («звезда»).

Погрузка танков Mk V на железнодорожные платформы с помощью специальной насыпи. Обратим внимание на вдвинутые внутрь корпуса спонсоны.

Переброска танков Mk V* («звезда») железнодорожным транспортом.

Схемы трансмиссии опытных танков, проходивших испытания 3 марта 1917 г. в Олдбери. Вверху — «Вилкинс Малтипл Клатч Тэнк»: 1 — двигатель, 2 — конические шестерни, 3, 4 и 5 — ведущие шестерни передач хода вперед, 6 — шестерня заднего хода, 7, 8, 9 и 10 — ведомые шестерни передач, 11 — промежуточная шестерня заднего хода, 12 — бортовая передача, 13 — внутреннее зацепление ведущего колеса.

Ниже — «Фостер-Даймлер Петройл Электрик Тэнк»: 1 — двигатель, 2 — облегченный маховик, 3 — генератор, 4 и 5 — электродвигатели, 6 — муфта, 7 и 8 — шестерни бортовой передачи.

ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ МК VI — МК VII

При разработке танка Mk VI попытались отказаться от спонсонов. В лобовой части установили одну 57-мм пушку (боекомплект — 130 выстрелов), так что водитель должен был бы работать вместе с наводчиком — снова влияние французских средних танков. Для круговой обороны служили 4 пулемета «Гочкис» с общим боекомплектом 10 000 патронов. Двигатель «Рикардо» сместили к борту, обитаемое отделение приподняли, компактно разместив экипаж. Танк должен был иметь массу 33 т, экипаж 8 человек, длину 8,11, ширину 3,2 и высоту 2,75 м, толщину брони 14-6 мм, максимальную скорость 6,3 км/ч, запас хода 80,5 км, преодолевать те же препятствия, что и Mk V. Гусеницы планировали уширить до 750 мм. Подготовили заказ на 600 танков Mk VI для формируемого американского танкового корпуса. Но заказ аннулировали, выбрав Mk VIII. A Mk VI не пошел дальше деревянного макета в натуральную величину. В июле 1918 года на заводе «Браун Бразерз» в Эдинбурге начали сборку танка Mk VII с регулируемой гидростатической передачей «Уильямс-Дженни». Заказано 75 танков, но собрали только три. Гидравлическая «муфта Дженни» к тому времени была известна как регулятор скорости наведения в морских (опять морских!) башенных установках. Двигатель через шестеренчатые редукторы приводил в действие два гидравлических насоса, каждый из которых соединялся шлангами с гидромотором соответствующего борта. Выходной вал гидромотора соединялся с бортовой передачей. Конструкция насоса и гидромотора была в принципе одинакова — установленная на валу под углом шайба соединялась шатунами с продольно перемещающимися поршнями. Регулирование скорости производилось изменением угла наклона шайбы насоса, реверс — ее наклоном в противоположную сторону, холостой ход — установкой перпендикулярно валу. Водитель получил штурвал, требовавший меньше усилий, чем рычаги механических трансмиссий. Гидравлическая трансмиссия позволяла плавно и в широких пределах регулировать радиус поворота и скорость хода, предотвращала остановки двигателя при переключении передач, но оказалась громоздкой, с меньшим КПД, дорогостоящей и очень чувствительной к износу. Потребовался дополнительный радиатор для охлаждения масла в трансмиссии. Решетки радиаторов перенесли на крышу для уменьшения засорения и запыления. В крыше корпуса и рубки выполнили вентиляционные купола. Танк оснастили также электростартером. Ходовая часть — типа «Тэдпол», уже опробованная на единичных Mk IV и Mk V. Вооружение состояло из двух 57-мм пушек и 5 пулеметов. Увеличение емкости баков до 454 л увеличило запас хода до 80,5 км. То, что Mk VII не пошли в серию, объясняется меньшей стоимостью и большей надежностью уже выпускавшихся Mk V.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Самые первые танки"

Книги похожие на "Самые первые танки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Семен Федосеев

Семен Федосеев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Семен Федосеев - Самые первые танки"

Отзывы читателей о книге "Самые первые танки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.