» » » » Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века


Авторские права

Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Крафт+, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века
Рейтинг:
Название:
Евреи в древности и в Средние века
Издательство:
Крафт+
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-93675-058-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи в древности и в Средние века"

Описание и краткое содержание "Евреи в древности и в Средние века" читать бесплатно онлайн.



Александр Ильич Тюменев (1880-1959) - выдающийся русский историк, специалист по истории древнего мира. В книгу вошли очерки по истории евреев в древности и средневековье, в которых кроме общеисторической канвы исследуются условия жизни, занятия евреев, прослеживаются пути становления еврейского народа и раскрывается его характер. Печатается по изданию: А. Тюменев. Евреи в древности и в Средние века.






капиталы отливали в это время почти исключительно в торговлю, то денежная нужда городского населения, по крайней

мере, в течение первого времени могла удовлетворяться только евреями, капиталы которых, вытесненные из области торговых операций, оставались в силу этого свободными. Вот

почему ростовщическая деятельность евреев не только терпелась, но и признавалась необходимой, в отдельных же случаях даже обязательной. Так, согласно аугсбургскому городскому праву, согласно страссбургскому Judenordnung 1375 года, согласно специальному постановлению винтербургского городского совета в 1340 году еврей не вправе был отказывать

в кредите никому из граждан, раз только у него были в наличности в данный момент свободные суммы, в противном

случае он подвергался наказанию9. Без ростовщической деятельности евреев города, по крайней мере в Германии, не могли обходиться еще и в половине четырнадцатого столетия.

В 1349 году после вспыхнувших против евреев в связи с чер9 Stobbe. S. 113-114, 232 Anm. 102. Точно так же в Базеле еще в

конце тринадцатого столетия евреи обязаны были ссужать городскому совету до пяти фунтов, по его требованию, на полгода без взимания при этом каких-либо процентов (Stobbe. S. 114).

363

ной смертью повсеместных преследований в некоторых городах испрошено было от императора при этом даже специальное разрешение никогда не иметь более в пределах городского

округа евреев. Но прошло всего несколько лет, и евреям вновь

дозволено было вернуться почти во все те же города, из которых они были изгнаны10. При этом, например, в постановлении

о возвращении евреев в город Кельи специально оговаривалось, что это делается в сознании, что евреи служат благосостоянию города11. Точно так же и во Франции ростовщическая

деятельность евреев оказывалась не менее необходимой для

городского населения. Мы уже знаем, насколько широкие размеры получила их деятельность в Париже еще в двенадцатом

столетии, когда во время изгнания их при Филиппе Августе

половина города Парижа оказалась у них в залоге. Точно так

же много позже, во время вторичного изгнания евреев в правление Филиппа Красивого, городское население, по-видимому, несмотря на широкое развитие деятельности ломбардцев во

Франции, все еще продолжало ощущать нужду в еврейском

кредите. Новеллист Жеффруа, являвшийся в данном случае

выразителем мнения парижской буржуазии, восклицал по поводу этого нового изгнания евреев: «Если бы евреи остались

10 Stobbe. S. 24, 55-56, 61,85, 93.

11 Stobbe. S. 93. Еще обстоятельнее та же мысль развита в привилегии, данной нюрнбергским евреям Фридрихом III в 1470 году. Нюрнберг, сказано там между прочим, лежит на песчаной, тощей, неплодородной почве. Торговля и ремесла не могут здесь обойтись без ростовщичества и ссуды под проценты (Wiener. Regesten. S. 103 f). Это признание является, впрочем, уже в данном случае запоздалым. Разрешение евреям взимания роста мотивируется здесь прежде всего тем, что в

противном случае такое разрешение пришлось бы дать христианам, что было бы худшим злом. Однако жизнь разрешила уже к этому

времени данный выбор в противоположном смысле. В пятнадцатом

столетии действовали уже в Нюрнберге, как мы знаем, многие крупные

торговые и денежные фирмы, в том числе фирмы с такими громкими

именами, как Имгофов, Шейерлей и др. Неудивительно поэтому, что

уже в 1473 году, то есть всего только три года спустя после приведенного официального признания необходимости ростовщической деятельности евреев, городской совет возбудил перед императором ходатайство об изгнании евреев из города. Выработанное в 1479 году городское

право заняло определенно враждебную в отношении евреев позицию.

Наконец, в 1408 году последовало окончательное изгнание евреев из

Нюрнберга (Warel. Nachrichten von der Judengemeinde… in… Niirnderg.

S. 83, 148-155; Wiener. Regesten, № 694-701).

364

во Франции, христиане имели бы большую поддержку, какой

они теперь не имеют»12.

Если первоначально услугами евреев-ростовщиков пользовались исключительно высшие круги светской и духовной

аристократии, если впоследствии деятельность их распространилась также на города и на верхи городского населения, то с течением времени, по мере прогресса денежного хозяйства, захватывавшего все более и более широкие круги городского, а вслед за тем и сельского населения, евреи-ростовщики начали находить себе клиентов одинаково и среди

низших классов населения. Мало того, под влиянием растущей конкуренции, главным образом, со стороны итальянцев

евреям все в большей мере приходилось сосредоточивать свою

деятельность именно в этой среде, ограничиваясь областью

мелкого ростовщичества.

Во Франции все крупные операции уже во времена Филиппа Красивого сосредоточиваются преимущественно в руках ломбардцев13. В четырнадцатом столетии евреи дают взаймы незначительные суммы, большею частью на короткий срок, причем главный контингент их клиентов составляют ремесленники и крестьяне14. В Германии в четырнадцатом и пятнадцатом столетиях мы видим ту же картину.

В 1385 году, когда в городе Нюрнберге, в числе прочих

швабских городов, все долговые обязательства перед евреями

были частью уничтожены, частью переведены на имя города, среди ссуд наряду со ссудами, выданными графам, государям

и рыцарям, встречаются также и ссуды слугам, служанкам, женщинам и т.п. Размеры долговых сумм предполагают значительное раздробление, незначительную величину выданных

ссуд. Так, только у десяти евреев выданная в ссуду сумма

превышала 1000 флоринов у каждого, у восемнадцати, напротив, было выдано по 1000 флоринов и менее15. В пятнадцатом

столетии главную категорию должников, занимавших мелкие

суммы у евреев-ростовщиков, составляли уже, преимущественно, ремесленники, сапожники, портные, шорники; в большинстве

случаев они берут краткосрочные ссуды под заклад материа12 Цитировано по: Lavisse. Histoire de France. Т. Ill, 2. P. 296.

13 Ehrenberg. Zeitalter der Fugger. Band I. S. 45.

14 Pigeonneau. Т. I. P. 247 suiv.; ср. факты, сообщаемые d’Avenel’eм: Hostoire 6conomique de la propro6t6. Т. I. P. 80 suiv.

15 Chroniken der deutschen Stadte. Band I. S. 120-123.

365

ла16. К концу столетия все чаще среди должников евреев начинают фигурировать также крестьяне окрестных пригородных сел17. С этой целью некоторые, очевидно, более мелкие

ростовщики-евреи сами переселяются в деревню. «Евреи так

грабят и обирают бедного человека, - жаловался в 1487 году

шенк Эразм Эрбахский, - что этого нельзя дольше выносить.

Евреи-ростовщики поселяются везде до самых мелких деревень, и если они дают в долг пять гульденов, то берут на сумму в шесть раз большую и взимают проценты на проценты, а

с них опять проценты, так что бедный человек теряет все, что

у него есть»18. Что именно бедные люди чаще всего прибегают к еврейским ссудам, это видно из установления недельных

процентов, «как наичаще встречающихся», и определения их

за самые мелкие суммы, до 30 процентов19. Имперский полицейский закон 1530 года точно так же жалуется на то, что

евреи не только распространяют свою ростовщическую деятельность на владельцев замков, но разоряют также и простой бедный и нуждающийся народ20.

Наконец, и в Англии мы видим евреев занятыми «в деловых

сношениях со всеми слоями населения, с баронами и бюргерами, с духовными и светскими кругами»21. Насколько здесь так

же, как и во Франции, их деятельность широко была распространена среди городского населения еще в конце двенадцатого

столетия, показывает факт учреждения отделения еврейского

казначейства во всех сколько-нибудь значительных городах

Англии. О том же свидетельствует и враждебное отношение к

евреям, проявившееся с полной силой еще в конце двенадцатого

столетия в царствование Ричарда, причем мы имеем несомненное доказательство, что такая вражда в данном случае обусловливалась именно выданными им долговыми обязательствами.

16 Более подробные данные см. у Stobbe; ср. также факты, характеризующие кредитные операции и ростовщическую деятельность

венских евреев в конце четырнадцатого и в начале пятнадцатого столетия, у A Goldmanria (Der Judenbuch der Scheffstrasse zu Wien, 1908).

17 Knipping. Kolner Stadtrechnungen. Band I. S. LXXI.

18 Из Bodmanns Nachlass см. у Janssen’a: Geschichte d. deutschen Volkes im Ausgange d. Mittelalters. Band I. S. 458-459. Цитировано

по русскому переводу: Экономическое, правовое и политическое состояние германского народа накануне реформации. СПб., 1898. С. 119.

19 Там же.

20 Stobbe. S. 109.

21 Goldschmidt. S. 26.

366

Конкуренция итальянских купцов и банкиров, оттеснившая

евреев в область мелкого кредита и проникшая частью даже и

в эту последнюю область22, в конце концов делала роль евреев


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи в древности и в Средние века"

Книги похожие на "Евреи в древности и в Средние века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Тюменев

Александр Тюменев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века"

Отзывы читателей о книге "Евреи в древности и в Средние века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.