» » » » Татьяна Дорофеева - Культурология


Авторские права

Татьяна Дорофеева - Культурология

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Дорофеева - Культурология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Дорофеева - Культурология
Рейтинг:
Название:
Культурология
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Культурология"

Описание и краткое содержание "Культурология" читать бесплатно онлайн.



Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов-бакалавров Пензенской ГСХА по дисциплине «культурология». В нем содержатся разделы, посвященные теории, истории мировой и отечественной культуры. В данном издании содержатся необходимые методические и учебные материалы, облегчающие подготовку студента ко всем формам итогового и промежуточного контроля по данной дисциплине.






Наука. Египет – страна самых ранних научных знаний, развитие которых стимулировалось практической необходимостью: строительством оросительных систем, пирамид, храмов, дворцов, хозяйственными задачами и т.д. Но при этом необходимо отметить, что интеллектуальная элита жрецов облекала знания в одежды мистики и религии, чтобы сохранить свое господство.

Высшим достижением египетской геометрии было вычисление отношения длины окружности к диаметру (число пи), точная формула для вычисления объема усеченной пирамиды с квадратным основанием, площадей треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов.

В результате астрономических наблюдений египтяне составили карты звездного неба, которые сохранились на потолках гробниц фараонов (XIV-XII вв. до н.э.); научились определять время по звездам, пользоваться солнечными и водяными часами. Исходя из практических нужд сельского хозяйства, именно египтяне впервые разделили сутки на 24 часа (12 часов дня и 12 часов ночи) и создали календарь, в котором год состоял из 365 дней (12 месяцев по 30 дней и 5 дополнительных дней в конце года). Египетский календарь был принят в Римской империи (с 45 г. н.э.), сохранял свое значение в средневековой Европе и был использован Н. Коперником в его лунной и планетной таблицах.

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку считают медицинские знания, об уровне которых свидетельствует литература (центральное место занимают папирусы Г. Эберса и Э. Смита), записи на саркофагах, стенах гробниц и пирамид. Высокими для своего времени были познания египтян в области строения тела, что связано с практикой бальзамирования.

Уже в раннем периоде Древнего Египта сформировалась и использовалась письменность, что было обусловлено государственным делопроизводством и наличием крупных хозяйств. Готовились писцы в школах при храмах.

3 Культура Древней Месопотамии

Культура Месопотамии (греч. – Междуречье) – одна из древнейших мировых культур. Она возникла в долине рек Тигра и Евфрата на рубеже IV и III тыс. до н. э.

В Месопотамии сменяли друг друга государства – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Иран:

– образование Шумеро-Аккадского царства – III тыс. до н. э.;

– возвышение Вавилона – II тыс. до н. э.;

– объединение Месопотамии под властью Вавилона – XIX-XII вв. до н. э.;

– усиление Ассирии – IX-VII вв. до н. э.;

– возвышение Вавилона, Нововавилонское царство – VII-VI вв. до н. э.;

– завоевание Вавилона Киром – персидским царем – 539 г. до н. э.

– господство греко-македонских завоевателей – IV-II вв. до н. э.

Религия. Правитель каждого города-государства выполнял одновременно и функции верховного жреца местного культа. С возникновением крупных государственных образований сформировался единый пантеон богов. Главными богами были Мардук, Шамаш, Син , Иштар.

Шумеры, аккадцы и ассирийцы шумно выражали свою скорбь по умершим. Как только человек умирал, члены его семьи начинали раздирать на себе одежду, царапать лицо и грудь, посыпать голову пеплом. Покойников обмывали, обливали пахучими маслами, попроще одевали и хоронили. Умершего снабжали всем: пищей, одеждой, украшениями, утварью. Могилы строились из кирпича. Они представляли собой обширные подземные камеры, в которые были проложены трубы. По ним заботливые потомки возливали воду, поскольку считалось, что умершие постоянно мучаются жаждой.

Жрецы – прислужники храмов, происходили обычно из знатных фамилий, их звание было наследственным. Одним из ритуальных требований, предъявляемых к кандидатам в жрецы, было требование не иметь физических недостатков. Наряду со жрецами существовали и жрицы, а также храмовые прислужницы.

В религии Месопотамии большую роль играли чрезвычайно древние верования в многочисленных низших духов, по большей части злых, губительных. Это духи земли, воздуха, воды – Анунаки и Игиги, олицетворения болезней и всяких несчастий, поражающих человека. Для защиты от злых духов помимо многочисленных заклинательных формул широко употреблялись амулеты – апотропеи (обереги).

Чрезвычайно развита была система мантики – различных гаданий. Среди жрецов были особые специалисты-гадатели (бару). Они толковали сны, гадали по животным, по полету птиц, по форме масляных пятен на воде, по внутренностям жертвенных животных, особенно по печени.

Ритуал жертвоприношений богам был сложным: там было и воскурение благовоний, и возлияние жертвенной воды, масла, пива, вина; на жертвенных столах резали овец и других животных. Специально обученные жрецы аккомпанировали молящимся игрой на лирах, арфах, цимбалах, бубнах, флейтах и других инструментах.

Государственной религией Ирана был зороастризм (имеющий несколько названий: авестизм, маздаизм, митраизм, парсизм, огнепоклонство), по имени основателя этой религии Зороастра (Заратуштры). Священная книга зороастризма «Авеста», включающая 5 «книг»: Вендидад, Ясна, Висперед, Яшты, Бундехиш. В пантеоне различаются боги добрые – боги во главе с Ахурамаздой и злые духи во главе с Ахриманом. Популярные боги: Митра, Хумо, Хубби, Анахита, Миррих. В религии выделяется культ огня и погребальные традиции. Умерших помещали в высоких башнях – дакмах, затем высохшие кости сваливали в колодец и помещали в оссуарии.

Архитектура. Архитектура Месопотамии из-за постоянных войн была, в основном, архитектурой крепостей. Своими размерами выделялись городские укрепления. Например, двойные стены города Урука имели ширину 5 м и общую длину 9 км, 800 башен усиливали их оборонительную мощь. В Месопотамии были созданы башни, купола, архитектурная арка и своды. Большие города Месопотамии имели часто регулярную сеть улиц и канализацию. Дома строились из глины или обожженных кирпичей. В Месопотамии каждый властитель строил для себя новый дворец. Такой дворец мог иметь около двухсот комнат, окружавших внутренние дворы.

Важнейшими религиозно-культовыми и хозяйственными центрами городов были храмы, расположенные в центре города. Классической формой месопотамских храмов была высокая ступенчатая башня – зиккурат, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от четырех до семи. Зиккураты были раскрашены, причем нижние уступы делались более темными, чем верхние; террасы были, как правило, озеленены. В главном внутреннем зале храма помещали статую бога, изготовленную, как правило, из ценных пород дерева и покрытую пластинками из золота и слоновой кости; статую одевали в пышные одежды и венчали короной. Доступ в зал был открыт только узкому кругу жрецов. Все прочие жители могли видеть божество только в короткое время праздничных церемоний, когда статую проносили по улицам города, – бог тогда благословлял город и округу.

Одно из значительных архитектурных сооружений Вавилона – «Висячие сады Семирамиды», почитаемые как одно из семи чудес света. То было многоярусное сооружение с прохладными покоями на уступах, засаженных цветами, кустами, деревьями, орошавшимися при помощи огромного водоподъемного колеса, которое вращали рабы.

Изобразительное искусство. Динамичное и монументальное по размерам вавилонское искусство практически лишено статичности и уравновешенности. Рельефы и росписи дворцов, статуи царей и скульптуры животных – все полно движения.

Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храма), так и о повседневных делах (доении коров, сбивании масла из молока и т. д.). Все персонажи били одинакового роста – только царя всегда изображали крупнее других.

Статуи царей, жрецов, воинов из камня устанавливались в храмах, чтобы им молились за основателя святыни. Развивалась пластика в металле – бронзе и золоте (в комбинации с ляпис-лазурью, серебром, раковинами и бронзой). Бронзовые двери на воротах, бронзовые львы, стоящие с двух сторон от дверей – Вавилонское изобретение.

Литература. Важнейшие памятники шумерской литературы – первая в истории человечества поэма – «Золотой век», цикл сказаний о Гильгамеше (легендарном царе города Урука), предания о всемирном потопе, «Поэма об Атрахасисе» (о происхождении человека). Шумеры составили первый в мире библиотечный каталог.

Музыка. Народы Месопотамии сложили песни самых разных жанров (песни-заклинания, плачи, свадебные песни и др.). Они создали очень высокую инструментальную культуру: дуговые и угловые арфы, двойные гобои, большие барабаны. Первыми музыкантамипрофессионалами были храмовые жрецы. Впоследствии вместе с распространением профессиональных музыкантов в светских кругах, музицирования в быту аристократов появились и музыканты-рабы, призванные игрой и пением услаждать слух господ.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Культурология"

Книги похожие на "Культурология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Дорофеева

Татьяна Дорофеева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Дорофеева - Культурология"

Отзывы читателей о книге "Культурология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.