Александр Амфитеатров - Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков"
Описание и краткое содержание "Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков" читать бесплатно онлайн.
В Евангелие от Марка написано: «И спросил его (Иисус): как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, ибо нас много» (Марк 5: 9). Сатана, Вельзевул, Люцифер… — дьявол многолик, и борьба с ним ведется на протяжении всего существования рода человеческого. Очередную попытку проследить эволюцию образа черта в религиозном, мифологическом, философском, культурно-историческом пространстве предпринял в 1911 году известный русский прозаик, драматург, публицист, фельетонист, литературный и театральный критик Александр Амфитеатров (1862–1938) в своем трактате «Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков». Опыт был небезуспешный. Его книгой как справочником при работе над «Мастером и Маргаритой» пользовался великий Булгаков, создавая образы Воланда и его свиты. Рождение, смерть и потомство дьявола, бесовские наваждения, искушения, козни, адские муки, инкубы и суккубы, ведьмы, одержимые, увлечение магией и его последствия, борьба Церкви с чертом и пр. — все это можно найти на страницах публикуемой нами «энциклопедии» в области демонологии.
171
Св. Маранд (Моранд) († 1115) — монах-бенедиктинец; покровитель сборщиков винограда.
172
Св. Гудула Бельгийская († 712) — дева, покровительница Брюсселя.
173
Св. Дунстан († 988) — монах-бенедиктинец, архиепископ Кентерберийский. В бытность свою настоятелем монастыря в Гластонбери превратил его в один из центров христианской учености.
174
Св. Антоний Падуанский († 1231) — монах-францисканец, проповедник, Учитель Церкви; покровитель бедных.
175
Св. Маргарита Кортонская († 1297) — монахиня-францисканка, мистик; покровительница бездомных, матерей-одиночек и пр.
176
…Словацкий Юлиуш (1809–1849) — поэт, драматург, один из основоположников польского романтизма.
177
…Тебя искал, чтоб жалобу принес на Дьявола… — Отрывок приводится в переводе К. Бальмонта.
178
Св. Ромуальд. — Трудно определить, кто именно имеется в виду: св. Ромуальд († до 800), мученик, или св. Ромуальд Равеннский († 1027), аббат, бенедиктинец, основатель ордена Отцов Камальдулов.
179
…с несчастным Владимиром Соловьевым. Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900), выдающийся русский философ, поэт, публицист. «Вольный писатель», без дома, без семьи, он умер, проживая в имении у одного из своих друзей.
180
Гертруда Аостская (ван дер Оостен) († 1358) преподобная, бегинка, мистик, стигматик.
181
Христина Стоммельнская — Штоммельн Кристина фон († 1312), блаженная, бегинка, стигматик.
182
Св. Симеон Столпник Младший, Дивногорец († 590) священник.
183
Св. Эверард — Св. Эврар († 869), герцог Фриульский, политик, полководец, один из образованнейших представителей своего времени, владелец библиотеки, к сожалению, не сохранившейся до нашего времени, основатель ряда монастырей.
184
Св. Николая di Rupe опутал ежевикою. — Имеется в виду св. Николай из Флю († 1487), бывший солдат, аскет, отшельник, покровитель Швейцарии.
185
В св. Романа, Лупициния… — Св. Роман Кондатский († 463 или 464) и св. Лупициний (Лупикин) († 480) — братья, основатели Кондатского монастыря.
186
Св. Николай Толентинский († 1305) — монах-августинец, чудотворец.
187
Св. Иоанн di Dio (ди Дио, Божий) († 1550) — основатель ордена госпиталитов Св. Иоанна Божьего (бонифратров).
188
Моисей Эфиоплянин (Мурин) († ок. 407) — святой, бывший раб и разбойник, иеромонах, мученик.
189
Катерина (Екатерина) Шведская († 1381) — преподобная, дочь св. Биргитты Шведской.
190
Св. Вильгельм Роскильдский († 1067) — епископ, капеллан Кнута Великого, английского (с 1016 г.), датского (с 1019 г.) и норвежского (с 1028 г.) короля.
191
Св. Альферий († 1050) — монах, основатель и первый аббат монастыря Св. Троицы в Каве.
192
Св. Доменик († 1221) — основатель ордена проповедников (доминиканцев), активно противодействовал ереси альбигойцев.
193
Св. Николай, патрон города Трани (Транийский), Пилигрим († 1094) — греческий юродивый.
194
…Людовику Германскому. — Имеется в виду Людовик II Немецкий (ок. 804–876), король Восточно-Франкского королевства (с 843 г.), основатель германской ветви Каролингов.
195
…ибсеновых «Претендентах на корону». — Более известна в переводе А. Ганзен и П. Ганзен под названием «Борьба за престол» (1863; пост. 1864).
196
Людовик Благочестивый (778–840) — сын Карла Великого, франкский император с 814 г.
197
Св. Катерина (Екатерина) Сиенская († 1380) — монахиня-доминиканка, Учитель Церкви, автор произведения «Книга Божественного учения, или Диалоги о Провидении Божием», множества писем, молитв и предсказаний.
198
…под титулом «Ars Moriendi» («Искусство умирать»)… — Автор этого произведения (1500) до сих пор остается неизвестным. Среди предполагаемых — кардинал и епископ Фермо Доменико Капраника, кардинал Матвей Краковский и св. Альберт Великий.
199
Казот Жак (1719–1792) — французский писатель, роялист, мистик-иллюминат, автор нашумевшей в свое время фантастической новеллы «Le diable amoureux» («Влюбленный дьявол»; 1772), сыгравшей в его судьбе еще одну роль, кроме той, что вписала его имя в анналы французской литературы. Биограф Казота Жерар де Нерваль писал, что спустя некоторое время после публикации книги к автору пришел незнакомец и попросил его о приватной беседе. Незнакомец оказался членом одного из тайных мистических обществ, возмущенного невольными и случайными откровениями Казота, и взялся направлять его в вопросах, имеющих отношение к тайным знаниям. Идеи иллюминатов — тайных религиозно-политических обществ — оказались близки Казоту, после этого мистика стала неотъемлемой частью жизни писателя.
200
Преподобный Бэда — св. Беда Достопочтенный († 735), иеромонах, Учитель Церкви, историк, экзегет, агиограф, переводчик Библии, один из образованнейших людей своего времени.
201
Александр VI Борджиа (1431–1503) — папа римский (с 1492 г.); с одной стороны, один из богатейших людей своего времени, меценат, любитель искусств; с другой по выражению французского писателя Стендаля, «самое совершенное воплощение дьявола на земле», его клеймили за жестокость, вероломство и разврат.
202
…Влас грехи свои прочел… — Отрывок из стихотворения «Влас» А. Н. Некрасова.
203
Св. Ильдегарда — св. Хильдегарда Бингенская († 1178 или 1179), бенедиктинка, настоятельница монастыря Рупертсберг, мистик, провидица, автор многочисленных произведений.
204
…И выла жалобно вдали. — Сюжет средневековой легенды, которая легла в основу этой баллады, Р. Саути позаимствовал у английского писателя XVII в. Томаса Хейвуда (1574?—1641).
205
Св. Цельз († 1129) — архиепископ Армы, примас всей Ирландии.
206
Св. Бонаний (Бононий) († 1026) — аббат монастыря Люцедио, бенедиктинец, ученик св. Ромуальда Равеннского.
207
Лев IX († 1054) — святой, папа римский (с 1049 г.); в его понтификат конфликт между Западной и Восточной Церквями достиг своего апогея и закончился Великим расколом 1054 г.
208
Св. Убальд (Теобальд) († 1160) — епископ Губбийский.
209
…историк Феодорит… — Блаженный Феодорит († ок. 466), епископ Киррский, богослов, экзегет, церковный деятель, писатель; автор «Истории Церкви» и др. произведений.
210
Это дело XVII века… — Процесс Грандье и луденских монахинь проходил в 1632–1634 гг.
211
Кальмейль Жюст Луи (1798–1840) — французский психиатр, автор многочисленных специальных научных исследований. Амфитеатров упоминает его капитальный труд «De la folie considérée sous le point de vue pathologique, philosophique, historique et judiciaire depuis la Renaissanse des sciences en Europe jusqu’au dix-neuvième siècle: description des grandes épidémies de délire simple ou compliqé, qui ont attaint les populations d’autrefois et réigné das les monastéres. Exposé des condamnations auxquelles la folie méconnue a souvent donné lieu» (1845), двухтомное сочинение, посвященное истории средневековых психических эпидемий.
212
Шэкеры (букв. с англ. «трясуны») — религиозная секта, выделившаяся из квакеров в 1747 г. в Манчестере и организованная англичанкой Энн Ли в 1774 г. в США. Отвергают брак, присягу и военную службу, признают общность имущества. Название получили от усиленных телодвижений, которыми сектанты сопровождают свои молитвы во время религиозных собраний.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков"
Книги похожие на "Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Амфитеатров - Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков"
Отзывы читателей о книге "Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков", комментарии и мнения людей о произведении.