» » » » Михай Чиксентмихайи - В поисках потока. Психология включенности в повседневность


Авторские права

Михай Чиксентмихайи - В поисках потока. Психология включенности в повседневность

Здесь можно купить и скачать "Михай Чиксентмихайи - В поисках потока. Психология включенности в повседневность" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Альпина нон-фикшн, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михай Чиксентмихайи - В поисках потока. Психология включенности в повседневность
Рейтинг:
Название:
В поисках потока. Психология включенности в повседневность
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-91671-172-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "В поисках потока. Психология включенности в повседневность"

Описание и краткое содержание "В поисках потока. Психология включенности в повседневность" читать бесплатно онлайн.



Как стать хозяевами собственной судьбы? Как получать радость от каждой минуты своего существования и при этом чувствовать, что идешь вперед? Как наполнить рутину смыслом? Выдающийся ученый Михай Чиксентмихайи продолжает тему своей культовой книги «Поток: Психология оптимального переживания» применительно к повседневности. Здесь он показывает важность состояния потока в круге обычных дел, учит выявлять занятия, стимулирующие желание приложить все свои силы, и вносить соответствующие коррективы. Это касается и работы, и досуга, и отношений с окружающими, и воспитания детей. Овладев этими методами, каждый имеет шанс на достойную, содержательную, плодотворную и счастливую жизнь.






Некоторые данные свидетельствуют, что хотя лучше всего люди чувствуют себя, занимаясь чем-то по доброй воле, не так уж им плохо и когда они работает по обязанности. Самая сильная психическая энтропия возникает, если делать что-то лишь из-за того, что больше нечем заняться. Таким образом, и внутренняя мотивация (желание сделать что-либо), и внешняя мотивация (необходимость сделать что-то) предпочтительнее автоматических действий без цели, на которой можно сосредоточить внимание. Значительная часть жизни, в течение которой многие люди испытывают подобное отсутствие мотивации, открывает огромный простор для ее совершенствования.

Намерения нацеливают психическую энергию на короткий срок, тогда как цели ориентированы на длительный отрезок времени. В конечном итоге именно цели, которые мы преследуем, определяют дальнейшее развитие нашей личности. Различие между матерью Терезой и певицей Мадонной — в целях, к которым они стремились на протяжении всей жизни. Без последовательного набора целей, согласующихся друг с другом, сложно стать цельной личностью. Направленное вложение душевной энергии для достижения целей — вот что помогает человеку упорядочить переживания. Этот порядок проявляется в предсказуемости действий, эмоций, решений и в конечном итоге формирует личность, которую можно назвать достаточно уникальной.

Поставленные цели определяют и уровень нашей самооценки. Как говорил более ста лет назад Уильям Джеймс, самооценка зависит от соответствия достижений ожиданиям. Самоуважение может понизиться, если человек ставит перед собой слишком высокие цели или чересчур редко добивается успеха. Поэтому утверждение, что чем успешнее человек, тем выше его самооценка, не всегда соответствует действительности. Вопреки ожиданиям американские студенты азиатского происхождения при отличной учебе оценивают себя намного ниже, чем гораздо более слабые учащиеся других национальностей, так как поставленные ими цели превосходят реальные успехи. Матери, работающие полный рабочий день, имеют более низкую самооценку, чем вовсе не работающие, поскольку, хотя и добиваются большего, их ожидания оказываются еще более амбициозными. Вопреки распространенному мнению из вышесказанного следует, что не всегда следует стимулировать высокую самооценку ребенка — особенно если она достигается ценой заниженных ожиданий.

Относительно намерений и целей существует и множество других заблуждений. К примеру, кое-кто утверждает, что воеточные религии вроде индуизма и буддизма предписывают отказываться от целенаправленных действий, поскольку лишь этим путем можно достигнуть счастья. Они учат, что, лишь отвергнув любые желания, существуя безо всякой цели, мы можем надеяться избежать несчастья. Этот образ мысли повлиял на множество молодых людей в Европе и Америке, которые стали отказываться от поставленных целей, думая, что лишь спонтанное поведение, определяемое настроением момента, приведет их к просветлению.

На мой взгляд, подобное прочтение идеи, лежащей в основе восточных религий, слишком поверхностно. Достаточно сказать, что сам отказ от всех желаний — уже крайне трудная и амбициозная цель. Большинство из нас столь жестко запрограммированы генами и культурными стремлениями на достижение целей, что для отказа от них нам потребовалась бы воистину сверхчеловеческая воля. Те, кто предполагает, что спонтанное поведение поможет им избежать необходимости ставить перед собой какие бы то ни было цели, обычно лишь слепо выполняют задачи, поставленные перед ними инстинктами и образованием. Нередко такие люди становятся настолько жадными, распущенными и ограниченными, что у любого буддийского монаха при встрече с ними волосы встанут дыбом.

Как мне кажется, истинная идея восточных религий отнюдь не в отказе от любых целей. Они всего лишь пытаются убедить нас, что к большинству наших спонтанных намерений, следует относиться с подозрением. Чтобы мы могли выжить в опасном мире с его вечной нехваткой ресурсов, наши гены запрограммировали нас быть жадными, стремиться к власти, доминировать над окружающими. По тем же причинам члены социальной группы, в которой мы выросли, убеждали нас доверять лишь людям, говорящим с нами на одном языке и принадлежащим к той же религии. Инерция прошлого диктует нам, что большинство наших целей должно определяться генетикой или культурными традициями. Именно от этих целей, учат буддисты, нам надо научиться отказываться. Однако для этого требуется очень сильная мотивация. Парадоксально, но цель игнорировать запрограммированные задачи требует от нас постоянных душевных затрат. Йогу или буддийскому монаху все его внимание нужно, чтобы не пускать в сознание запрограммированные желания, поэтому у него мало остается психической энергии на что-либо другое. Таким образом, практика восточных религий почти диаметрально противоположна тому, как ее трактуют на Западе.

Научиться управлять своими целями — значит сделать важный шаг к достижению совершенства в повседневной жизни. Для этого, однако, не годится ни чрезмерная спонтанность, ни жесткий контроль. Наилучший способ — понять корни вашей мотивации, а затем, разобравшись в истоках своих желаний, смиренно выбирать цели, которые наведут порядок в вашем сознании, не внося при этом избыточного беспорядка в ваше социальное и материальное окружение. Стремиться к меньшему означает заранее упустить шанс развить собственный потенциал, желать большего — значит заранее обречь себя на поражение.


Третий компонент сознания — когнитивные умственные процессы. Мышление — столь сложная тема, что системно рассмотреть ее здесь, вне всякого сомнения, нереально — вместо этого мне кажется разумным упростить предмет, чтобы обсудить его применительно к повседневной жизни. То, что мы называем мышлением, — это одновременно процесс, требующий затраты психической энергии. Эмоции фокусируют наше внимание, мобилизуя весь организм на притяжение или, напротив, отталкивание. Цели заставляют нас действовать, рисуя перед нами картины желанного результата. Мысли направляют внимание, продуцируя согласованную последовательность образов, связанных между собой в некую значимую картину. Рассмотрим для примера одну из простейших мыслительных операций — установление связи между причиной и следствием. Мы можем легко видеть, как начинается этот процесс в жизни человека, наблюдая за тем, как ребенок впервые обнаруживает, что может, подняв руку, позвонить в колокольчик, висящий над колыбелью. Эта простая связь создает парадигму, на которой во многом строится весь дальнейший процесс мышления. Со временем, однако, связь между причиной и следствием становится все более абстрактной и отделенной от материального мира. Электрик, композитор, биржевой маклер одновременно просчитывают сотни возможных взаимосвязей между абстрактными символами, которыми они мысленно оперируют, — ваттами и омами, нотами и ритмом, ценой покупки и продажи акций.

К настоящему времени можно считать доказанным, что эмоции, намерения и мысли не проходят через сознание тремя отдельными потоками переживаний: они постоянно переплетаются, по ходу дела изменяя друг друга. Юноша, влюбляясь в девушку, испытывает весь спектр эмоций, который несет с собой любовь. Намереваясь завоевать ее сердце, он размышляет, как лучше достичь этой цели. Он решает, что, купив шикарную новую машину, сможет привлечь ее внимание. После этого неотъемлемой частью цели ухаживания становится задача заработать денег на автомобиль. Однако необходимость работать больше может вступить в противоречие с желанием отправиться на рыбалку и тем самым вызовет негативные эмоции, которые, в свою очередь, разбудят новые мысли, способные примирить цели юноши с его эмоциями. Поток переживаний постоянно несет в себе множество подобных информационных единиц.

Чтобы осуществлять умственные операции достаточно интенсивно, человек должен научиться концентрировать внимание. Без фокусирования нормальное состояние разума являет собой картину информационного беспорядка: случайные мысли цепляются одна за другую, вместо того чтобы выстроиться в логический причинно-следственный ряд. Если человек не умеет концентрироваться и не желает тратить на это силы и энергию, его мысли беспорядочно мечутся и ни к чему не ведут. Даже мечтания — то есть соединение приятных картин в единое подобие киноленты — требуют способности к концентрации. Многие дети не в состоянии научиться контролировать себя настолько, чтобы иметь возможность мечтать.

Концентрация требует больших усилий, когда приходится вступать в борьбу с эмоциями и мотивацией. Студент, ненавидящий математику, с огромным трудом сосредоточивает внимание на учебнике с задачами достаточно долго, чтобы воспринять учебный материал, причем для этого ему требуются мощные стимулы (к примеру, стремление закончить курс). Как правило, чем труднее интеллектуальная задача, тем труднее сосредоточиться на ее решении. Однако когда человеку нравится работа и его мотивация достаточно сильна, концентрация дается ему легко и без усилий, даже если этому препятствуют многочисленные внешние факторы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "В поисках потока. Психология включенности в повседневность"

Книги похожие на "В поисках потока. Психология включенности в повседневность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михай Чиксентмихайи

Михай Чиксентмихайи - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михай Чиксентмихайи - В поисках потока. Психология включенности в повседневность"

Отзывы читателей о книге "В поисках потока. Психология включенности в повседневность", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.