» » » » Коллектив авторов - Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1900–1945. Часть 1


Авторские права

Коллектив авторов - Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1900–1945. Часть 1

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1900–1945. Часть 1" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1900–1945. Часть 1
Рейтинг:
Название:
Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1900–1945. Часть 1
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
5-691-00645-6, 5-691-00644-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1900–1945. Часть 1"

Описание и краткое содержание "Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1900–1945. Часть 1" читать бесплатно онлайн.



Учебник посвящен истории стран Азии и Африки в 1900–1945 гг. В специальной главе рассматриваются основные тенденции развития народов этого региона. Основное внимание авторы уделили социально-экономической и политической истории отдельных стран. Учебник является частью учебно-методического комплекса «Новая и новейшая история зарубежных стран».






За каждой из перечисленных группировок, в свою очередь, стояла какая-то из иностранных держав, пытавшихся извлечь выгоду из сложившегося положения. Так, например, Япония финансировала деятельность фэнтянской и аньхуэйской группировок, Англия – чжилийскую и т. д. Выразителем интересов юго-западных группировок был президент Ли Юаньхун, премьер Дуань Цижуй ориентировался на бэйянцев. Все это приводило к острым противоречиям внутри правящего лагеря, о чем уже говорилось выше.

Прояпонски настроенные деятели северных группировок враждебно отнеслись к победе большевиков в России. По их требованию пекинское правительство закрыло границу с Внешней Монголией, а в марте 1918 г. отозвало из России своего посланника. В мае было подписано соглашение с Японией об участии китайских войск в военных акциях на российском Дальнем Востоке. В конце лета 1918 г. эти войска были направлены в Сибирь.

В это время на Юге ситуация складывалась не в пользу Сунь Ятсена. После того как парламент в Гуанчжоу 20 мая 1918 г., выражая интересы гуансийской группировки дуцзюней, постановил вместо правительства Юга образовать новый руководящий орган из семи человек, Сунь Ятсен подал в отставку и переехал в Шанхай, где на время отошел от активной политической деятельности и завершил написание одного из своих главных трудов – «Программы строительства страны». В ней он попытался обосновать необходимость политического объединения Китая, прекращения внутренних междоусобиц, развитие экономики на путях преимущественно государственного сектора с привлечением иностранного капитала. Однако в тот момент его призывы еще не были услышаны.

Движение за «новую культуру»

В годы Первой мировой войны независимо от деятельности Сунь Ятсена в Китае, переживавшем глубокий идейный кризис, ряд радикально настроенных деятелей из числа интеллигенции стали искать выход из создавшегося положения. Их стали называть сторонниками «новой культуры».

В те времена передовая часть китайского общества активно перенимала достижения мировой культуры. В журналах были широко представлены переводы работ русских и западных философов, европейских писателей. Параллельно происходил и рост национального самосознания. Особенно восприимчивой к новому оказалась молодежь. Перед ней встала проблема соотношения китайских и западных культурных традиций. Консерваторы настаивали на отпоре культурному влиянию Запада, возвращении к конфуцианским культурным ценностям как хранителям китайской цивилизационной самобытности. Их оппоненты заявляли, что опасаться надо не европеизации, а, наоборот, сохранения отживших свой век культурных традиций, мешающих Китаю вступить в число передовых государств.

Наибольшую известность приобрели в то время имена философа Ху Ши, получившего образование в США и ставшего ярым проводником западного культурного влияния в Китае, профессоров Пекинского университета Ли Дачжао и Чэнь Дусю, писателя Лу Синя (которого современники называли «китайским Горьким»), Лян Шумин и др.

Ху Ши прямо заявлял в своих работах, что Китай – это отсталая страна, уступающая Западу не только в материальном и техническом отношении, но и в том, что его культура и даже физическое здоровье нации так же на порядок ниже. На вопрос о дальнейшем пути Китая он давал однозначный ответ: «на Запад», ибо западная культура – это культура трамвая и автомобиля, а китайская – «культура рикши».

Ему возражали Чэнь Дусю и Ли Дачжао, считавшие, что к своей культуре необходимо относиться более бережно и осторожно. Она слишком специфична для односторонних негативных оценок. Так, например, Чэнь Дусю проводил различия в культурах Запада и Востока по трем направлениям: если на Западе основой жизни наций является война, то на Востоке – мир; силой западной цивилизации выступает право и материальная выгода, а восточной – чувство и бескорыстие. Все это, по его мнению, и предопределило специфику обоих миров.

В свою очередь, Лян Шумин и его сторонники отстаивали идею превосходства китайской культуры над западной, мотивируя свою точку зрения тем, что лишь конфуцианство может дать миру единую универсальную культуру будущего. По его мнению, суть проблемы не в том, что Китай в своем развитии двигается медленнее Запада. Просто Китай на протяжении своей многотысячелетней истории двигался в совершенно ином направлении, и все дело во внешней экспансии, затормозившей позитивные в целом культурные процессы, происходившие в его стране. Стремление к гармонии и скромности у китайцев и объясняет тот факт, почему тут никогда не возникало идей демократии.

В сентябре 1915 г. в Шанхае Чэнь Дусю начал издавать журнал «Циннянь» («Молодежь», в 1916 г. переименован в «Новую молодежь»). Этим названием издатель хотел подчеркнуть особую роль молодежи в китайском обществе, силы, способной к свежему восприятию действительности и готовой к переменам в обществе. Все статьи в новом журнале стали выходить на понятном простому народу языке байхуа (соответствовавшего разговорному), вместо практиковавшегося до этого малопонятного абсолютному большинству китайцев старого письменного языка.

Вскоре в Пекинском университете возникла еще одна группа сторонников этого движения, критиковавшая идеологию конфуцианства и желание тогдашних пекинских властей придать ему статус официальной религии, как это было при маньчжурах.

К моменту окончания Первой мировой войны некоторые из представителей движения за «новую культуру» (Ли Дачжао, Чэнь Дусю и др.) вплотную подошли к идее перенесения на китайскую почву марксистского учения.

Китай после окончания Первой мировой войны

Первая мировая война и последовавшие за ней события еще больше обострили противоречия внутри китайского общества. Несколько окрепли позиции национальной китайской буржуазии, воспользовавшейся ослаблением внимания к их стране со стороны держав Антанты в период боевых действий в Европе. Тем не менее иностранный капитал сохранял свои позиции в важнейших отраслях. Просто произошло его перераспределение в сторону усиления позиций Японии.

Так, например, на долю японского капитала к тому времени приходилось до половины всего производства угля, три четверти добычи железной руды, девять десятых выплавки стали, до 60 % производства хлопчатобумажных тканей и т. д. Большинство железных дорог и банков также продолжало находиться в собственности иностранцев. Внешняя торговля, средства связи и таможенные сборы тоже контролировались ими.

До восьмидесяти процентов земли находилось в руках крупных собственников, составлявших около одной десятой части сельского населения. На долю остальных приходилось соответственно менее четверти. Земельные крестьяне вынуждены были брать землю в аренду на кабальных условиях.

Победа октябрьской революции в России и последовавшая вслед за этим отмена заключенных ранее с Китаем неравноправных договоров (в частности, отказ Советской России от доли «боксерского протокола» 1901 г.), породили у части политической элиты и в среде интеллигенции надежды на помощь новых российских властей в деле освобождения страны от иностранного господства. Теперь Россия, из государства отсталого и реакционного, в глазах значительной части общества стала примером для подражания в деле свершения подлинной народной революции.

Летом 1918 г. Сунь Ятсен послал из Шанхая приветственную телеграмму главе советского правительства В. И. Ленину с предложением об установлении между Гоминьданом и большевиками равноправных взаимовыгодных отношений для ведения борьбы с общими врагами. Сунь Ятсен, вдохновленный сообщениями об успехах большевистской России, собирался даже послать туда своих ближайших соратников для изучения опыта, но тогда эта поездка так и не состоялась.

«Движение 4 мая» 1919 г.

Особенно серьезный оборот приобрели студенческие волнения в Пекине, затем распространившиеся и на другие районы, известные как «движение 4 мая»

1919 г. Они были вызваны прежде всего недовольством решениями Парижской мирной конференции по вопросу передачи Японии бывшей германской сферы влияния на Шаньдунском полуострове.

В Китае в общественном мнении существовали иллюзии, что после победоносного окончания для Антанты войны, территория бывшей сферы влияния Германии в провинции Шаньдун будет возвращена Китаю, так как их страна являлась союзником антигерманской коалиции. Однако в Париже участники мирной конференции считали по иному, и было принято решение оставить Шаньдун под контролем Японии. Это вызвало массовые выступления протеста, охватившие вначале Пекин, а затем и другие районы Китая.

С 4 мая 1919 г. в течение двух недель вначале студенчество Пекина, а затем и представители других слоев населения выражали свой протест и негодование под лозунгами: «Отечество в опасности», «Аннулировать 21 требование!», «Защитим государственный суверенитет!» и др. Участники требовали отставки прояпонски настроенных министров пекинского правительства, начался стихийный бойкот японских товаров. В результате правительство отказалось подписать Версальский мирный договор, а затем вынуждено было уйти в отставку.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1900–1945. Часть 1"

Книги похожие на "Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1900–1945. Часть 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1900–1945. Часть 1"

Отзывы читателей о книге "Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1900–1945. Часть 1", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.