» » » » Коллектив авторов - Новая история стран Азии и Африки. XVI–XIX века. Часть 3


Авторские права

Коллектив авторов - Новая история стран Азии и Африки. XVI–XIX века. Часть 3

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Новая история стран Азии и Африки. XVI–XIX века. Часть 3" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Новая история стран Азии и Африки. XVI–XIX века. Часть 3
Рейтинг:
Название:
Новая история стран Азии и Африки. XVI–XIX века. Часть 3
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
5-691-01366-9, 5-691-01237-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Новая история стран Азии и Африки. XVI–XIX века. Часть 3"

Описание и краткое содержание "Новая история стран Азии и Африки. XVI–XIX века. Часть 3" читать бесплатно онлайн.



Авторы учебника в свете новейших достижений исторической науки рассматривают важнейшие события и проблемы истории стран Азии и Африки в Новое время, предлагают оригинальную хронологию Нового времени, анализируют основные тенденции общественного развития стран Азии и Африки в указанный период.

Настоящий учебник издается в трех частях. В третьей части представлена история арабских стран Азии и Африки, а также история Африки.






В 1878 г. после смерти имама Мухсина бен Ахмада вали смог добиться того, что зейдитским имамом был избран аль-Хади Шарафаддин бен Мухаммад, интересы которого были сосредоточены главным образом в сфере богословия и культовых обрядов. Шарафаддин бен Мухаммад не делал даже попытки каким-то образом вмешиваться в политические вопросы и вполне устраивал турецкие власти. Султанское правительство выделило новому имаму значительную ежегодную субсидию и, прикрываясь его именем, активно проводило мероприятия по укреплению своей власти в стране.

Грабительская политика турецких наместников с первых дней оккупации Йемена встретила сопротивление местного населения. Отдельные племена в различных районах страны неоднократно поднимали восстания против налогового грабежа, ущемления прежних свобод племен, бесчинств турецкой солдатни.

После смерти имама Шарафаддина бен Мухаммада в 1890 г. его преемником был избран популярный проповедник из города Сана аль-Мансур Мукаммад бен Яхья Хамидаддин, ставший родоначальником династии будущих правителей независимого Йемена. По своим взглядам он мало отличался от своего предшественника, но его проповеди, выдержанные в духе правоверного зейдизма, воспринимались населением Северного Йемена как выступления против официальной духовной доктрины Османской империи; тем самым они заложили основу для антитурецкого сплочения зейдитских племен. Группировки племенных вождей и зейдитских богословов, избравших его имамом, связали это избрание с началом антитурецкого выступления. Новый имам невольно стал героем борьбы против иноземного ига. Он тайно бежал из Саны и укрылся в горах северо-западного Джебеля.

В 1891 г. восставшие племена осадили Хадджу, Амран и подошли к Сане. Восстание вскоре распространилось на все зейдитские районы. Только в шафиитских областях турки сохраняли относительно эффективный контроль; однако и здесь, в частности в Тихаме, неоднократно вспыхивали восстания. Скоро положение турок в стране стало критическим.

В 1892 г. Порта послала в Йемен новые воинские подкрепления. Карательная экспедиция, выступив из Ходейды, с боями пробилась к Сане. По пути ею было разрушено около 300 йеменских селений. В результате зверских расправ восстание к 1897 г. было локализовано в горном районе вокруг Саады и Хадджи, где местные племена упорно отражали попытки турецкого командования восстановить контроль турецкой администрации. В других же районах страны к концу XIX в. власть турок была восстановлена, но совсем ненадолго: в 1904 г. разразится новая антитурецкая война и будет она длиться семь лет.

Глава II. Арабские страны Африки

§ 1. Египет

Завоевание Египта турками

В XVI в. большинство арабских стран было завоевано турецкими феодалами и включено в состав Османской империи. В числе первых, кто утратил свою политическую независимость, был Египет, господство в котором находилось в руках мамлюков.

Мамлюки – своеобразная военно-феодальная каста, организованная изначально в качестве султанской гвардии из пленных или купленных рабов и ставшая с течением времени самостоятельной силой. Во главе начальников мамлюкских отрядов, беев, стоял султан, резиденция которого находилась в Каире. Мамлюкские султаны или беи, в основном выходцы из числа гвардейских военачальников, не имели законных наследников, поэтому преемниками мамлюкского султана или бея как правило становились не их потомки. Мамлюкские династии были недолговременными, а не имевшие легитимной защиты потомки султанов быстро низвергались очередным усилившимся мамлюком. Ряды мамлюков по-прежнему пополнялись за счет захваченных, купленных или завербованных выходцев с Кавказа – черкесов, грузин, абхазов. Среди мамлюков встречались и добровольцы – представители различных национальностей Европы. Но мамлюкам никогда не мог стать египетский араб.

Господство мамлюков характеризовалось нещадной эксплуатацией феллахов и бедуинов при игнорировании нужд сельского хозяйства, что особенно пагубно отражалось в районах поливного земледелия, где система искусственного орошения требовала постоянного внимания. Постоянное усиление податей также приводило к сокращению сельскохозяйственного производства, к ухудшению положения населения и к росту недовольства среди феллахов и бедуинов. Эти факторы облегчали турецким феодалам завоевание Египта.

Вначале мамлюки оказывали турецкой армии довольно упорное, хотя и безуспешное сопротивление. Новый султан Туман-бей, бывший раб, стал преемником Кансу Гурии, погибшего в битве в Северной Сирии летом 1516 г. По его приказу на границе пустыни был построен укрепленный военный лагерь, который, однако, турки обошли. Планируя остановить турок на подступах к Каиру, Туман-бей приобрел у венецианцев 80 пушек, которыми, как оказалось, мамлюки не умели пользоваться.

Вступив в Каир в начале 1517 г. и не встретив сопротивления, турецкая армия Селима I подвергла грабежу египетскую столицу. Мамлюкские отряды отступали до Верхнего Египта, где были окончательно разгромлены турками. Туман-бей, выданный Селиму египетскими бедуинами, был повешен в Каире.

Следствием завоевания Египта стало установление турецкого господства в Хиджазе, священной для мусульман стране, центре паломничества, который полностью зависел от продовольственных отношений с Египтом. Перекрыв продовольственное снабжение Хиджаза, правители Египта могли в любое время вызвать в стране голод, что неизбежно повлекло бы за собой волнения как среди паломников, так и среди местного населения, которое в основном существовало за счет доходов от паломников. Поэтому с переходом Египта под турецкое господство, Хиджаз неизбежно разделял его судьбу. В год завоевания Египта Селим I получил ключи от мекканского храма Каабы, главной святыни мусульман, и среди прочих титулов получил почетное звание «слуга обоих святых городов», т. е. Мекки и Медины. Много позже, во второй половине XVIII в., в период распада Османской империи, была создана легенда о том, что аббасидский халиф Аль-Мотаввакиль, состоявший в придворном штабе мамлюкского султана в Каире, передал турецкому султану Селиму I титул и прерогативы халифа всех мусульман.

Египет под турецким господством

Установление турецкого господства не внесло существенных изменений в общественный строй Египта. Населению приходилось выдерживать двойной гнет – как мамлюкских, так и турецких феодалов. Мамлюкские беи и высшее мусульманское духовенство по-прежнему составляли верхний слой класса феодалов. Турки оставили значительную долю власти в руках беев, владевших крупными поместьями: еще в год завоевания Египта Селим I признал за 24 беями их прежние права на владение землями и подтвердил их привилегии.

Правил Египтом от имени султана турецкий паша, которого султан назначал на пост сроком на 1 год, хотя обычно этот срок увеличивался до 2 и 3 лет. Местопребыванием паши служил Каир. Паша правил с помощью дивана из министров и окружал себя гвардией из янычаров и мамлюков. Высшим командирам этой гвардии он раздавал во владение земли, ранее принадлежавшие мамлюкским султанам, и назначал их на различные административные посты. Таким образом турецкие феодалы пытались создать себе опору в завоеванной стране.

Несмотря на то, что за прежним господствующим классом сохранялись земельные владения и феодальные привилегии, власть турецкого паши фактически ограничивалась Каиром и его окрестностями. Каирский паша превратился в посредника между турецким султаном и египетскими феодалами. Его основной (а нередко и единственной) обязанностью стала доставка податей в султанскую казну.

Уже в первые годы турецкого господства появились признаки народного недовольства, выражавшиеся в волнениях и восстаниях в различных районах страны. В 1525 г. турецкий султан Сулейман Кануни направил своего фаворита Ибрахима-пашу в Египет для «наведения порядков». Ибрахим, прибыв во главе большого вооруженного отряда, провел ряд карательных экспедиций. В Египте был введен составленный при Сулеймане I свод законов – «канун-наме», определивший формы землепользования, права землевладельцев, а также статус городов, ремесла и торговли. Свод подтвердил прикрепление крестьян к земле.

В соответствии с принципом феодально-государственной собственности на землю все орошаемые и возделываемые земли считались собственностью турецкого султана. Фактическими же владельцами земли были феодалы – мультазимы, которые получили ее во владение от каирского паши как представителя султана. В качестве мультазимов выступали мамлюки различных рангов, арабские шейхи, т. е. представители бедуинских племен и их родственники, командиры турецкого войска, а также местные купцы и ростовщики. Размеры земельной собственности, а также ее доходы варьировались: от владения целыми округами с сотнями деревень и несколькими городами до одной деревни.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Новая история стран Азии и Африки. XVI–XIX века. Часть 3"

Книги похожие на "Новая история стран Азии и Африки. XVI–XIX века. Часть 3" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Новая история стран Азии и Африки. XVI–XIX века. Часть 3"

Отзывы читателей о книге "Новая история стран Азии и Африки. XVI–XIX века. Часть 3", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.