Тамми Юрваллайнен - Крутые повороты

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Крутые повороты"
Описание и краткое содержание "Крутые повороты" читать бесплатно онлайн.
В повести «Крутые повороты» в память о многих детдомовских ребятах довоенного, военного и послевоенного времени рассказывается о сложной судьбе простого деревенского мальчишки. Почти все события и фамилии большинства лиц реальны.
Директором детдома была Евгения Ивановна Белорукова. Низенькая женщина, довольно плотного телосложения, но очень шустрая и энергичная. Она была строгой, подчас очень строгой к порядкам, поведению ребят, к обслуживающему персоналу. Ребята побаивались лишний раз попадаться ей на глаза, а про ответственность за проступки и говорить нечего. Однако ее уважали и часто искали у нее защиты, старались беседовать по наболевшим вопросам. В душе Евгения Ивановна была очень добрым и отзывчивым человеком, и ребята это чувствовали. У нее был семилетний сын Юра. Жила без мужа. Где он есть и есть ли вообще — ребята не знали, да и не интересовались. Юра почти все свободное от школы время находился среди ребят в детдоме. Здесь ему было весело и интересно. Иногда он засиживался с ребятами до позднего вечера и ночевал в детдоме. Обычно матери с трудом удавалось увести сына домой.
Вскоре приезжих ребят распределили по спальням. Потом воспитательница вывела их в общий коридор и сказала выбежавшим из разных спален детям:
— Вот к вам приехали новенькие. Познакомьтесь с ними и не обижайте.
Как только воспитательница ушла, на новеньких посыпалось столько вопросов, что они даже не успевали отвечать и растерянно сбились в кучку у стены. Среди любопытных ребят особенно отличался Славка Звягин, или, как его попросту звали, Звяга. Он был шустрым, задиристым парнем лет одиннадцати. Жилистый, сильный, он ни минуты не мог стоять на месте и молчать: все выдумывал какие-нибудь проказы. Он с ходу оценил обстановку и с возгласом: «О, это будет мой конь!» подбежал к Сергею. Сергей не успел опомниться, как Звяга вскочил ему на спину, обхватил шею руками и, ударив коленками по бокам, закричал:
— Ну, моя лошадка, поскакали!
И тут случилось неожиданное. Сергей плашмя упал на спину. Звяга не успел отцепиться, оказался внизу и, придавленный телом Сергея, больно ударился об пол. Охая, он быстро перевернулся, ударил Сергея в бок и попытался встать. Но не тут-то было! Сергей крепко уцепился за ногу Звяги, и тому трудно было подниматься. Наконец он встал и только хотел ударить освободившейся ногой Сергея в бок, как тот слегка дернул другую ногу, и Звяга снова с грохотом рухнул на пол. С остервенением Звяга бил Сергея, не разбирая куда. Но Сергей крепко держал одной рукой ногу Звяги, другой — прикрывал голову от ударов. Звяга был сильнее хилого Сергея, увертливее, но здесь никак не мог освободиться и вопил:
— Отцепись, зараза! Это какой-то звереныш непонятный!
Кругом уже начали посмеиваться над Звягой. И чем бы этот поединок кончился — неизвестно, если бы не появился рядом гроза ребят — Ивана, рослый, симпатичный парень лет четырнадцати. Он поднял Звягу за шиворот, оттолкнул Сергея, разогнал ребят и увел Звягу в спальню. Сергей медленно встал и побрел в свою спальню. Он не рыдал, но слезы непроизвольно капали из его глаз то ли от боли, то ли от обиды.
Это была первая и последняя драка, если ее так можно назвать, для Сергея. После этого случая никто не посмел драться с Сергеем, даже поднять руку на него. И это в большей мере связано не с этой дракой, а особыми, неписаными правила поведения в детдоме. У Сергея за плечами уже был семилетний опыт жизни в детдоме, да и тяжкие невзгоды последних месяцев сформировали в нем стойкий характер. И об этом вскоре уже знали все ребята. Сергей научился трезво оценивать обстановку, не лезть на рожон, не унижать достоинства своего и ребят, гасить конфликтные ситуации, избегать лишний раз драк и потасовок. Да и сам Сергей со временем стал взрослее и сильнее большинства ребят в детдоме.
Вот и вновь потекла детдомовская жизнь. Сергей продолжал учебу в четвертом классе. И хоть было у него некоторое отставание, но учебный год он закончил успешно.
Шел первый год войны. О ходе ее ребятам рассказывали воспитательницы и учителя в школе. Успехами нашей армии ребята восхищались, при неудачах — огорчались. Время было тяжелое, информация к ребятам поступала скудная, радио и газет не было. Здесь, в глубоком тылу, в глухом поселке война казалась чем-то отдаленным. Да и дети есть дети. Им в любых условиях свойственно стремление к буйной энергии, жизнерадостности, подвижности, озорству. Условия военного времени проявлялись здесь в более скудном питании и одежде, меньше было увеселительных мероприятий, чаще приходилось выполнять тяжелую мужскую работу, самим обеспечивать детдом всем необходимым.
Летняя пора — самое прекрасное время года для детей, особенно в сельской местности. Почти все свободное время дети старались быть на природе. Им была дана полная свобода. Не разрешалось лишь уходить в Коношу и очень далеко от детдома. А если и уходили, то должны были оповестить воспитателей или близких друзей. В детдоме № 1 свобода передвижения была более ограниченной, и ребята двух детдомов редко общались друг с другом.
Походы на поля, в лес, на озеро обычно начинались с ранней весны, когда дни становились теплее. Ходили самостоятельно, по своему усмотрению, группами по два — шесть человек. Одним далеко от детдома удаляться не разрешалось, слишком большой группой ходить было неудобным, можно было легко растеряться. Заводилами были мальчишки, девчонок с собой не брали. Девчонки — плаксы, нытики, неумехи, капризны, быстро устают. С ними одна маята. Поэтому девочки выдумывали свои занятия и далеко от детдома не уходили.
Уже в апреле ребята лакомились соком. Березовый сок использовали редко. Нужно иметь какую-нибудь посудину, привязывать ее к вырезам в коре и ждать, когда сок накапает. Оставив свои вырезы на следующий день, нет уверенности, что кто-нибудь не использует твою добычу. А вот с соком осины проще. У молодых осинок осторожно снимаешь слой коры и ножичком соскабливаешь ленточки заболони. Сок обильно стекает по ленточке, капает на руки. Быстро запихиваешь ленточку в рот и жуешь как жвачку. Сладкий сок наполняет рот. Затем использованную ленточку выплевываешь и берешься за другую. Напивались соком вдоволь.
В начале мая начинались походы за щавелем, или, как называли ребята, за кисликой. На полянках вдоль глухих речушек ее было особенно много. Наедались вдоволь. Как-то повариха сказала:
— Вы, ребята, хоть бы на кухню щавель принесли. Смотришь, свежие щи для всех бы сварили.
И ребята стали часто приносить кислику с собой. Щи действительно у поварихи получались отменные.
Кормили в детдоме три раза в день: завтрак, обед, ужин. На завтрак давали кашу, чай и 100 г хлеба; на обед — суп, небольшие кусочки мяса или рыбы с картошкой, компот или молоко, 200 г хлеба; на ужин — вареные горох или брюкву, чай или обрат, 100 г хлеба. Вроде бы питание нормальное. С голоду не умирали. Но и сытыми вдоволь почти не были. Слишком все было постным и малокалорийным. Недаром часто ребята говорили: «Сегодня в супе крупинка за крупинкой бегают с дубинкой». Дети росли, мужали, вели подвижный образ жизни, были на природе, и им, естественно, требовалось хорошее питание. Но они понимали, что в тяжелое для страны время лучшего питания пока ожидать трудно. Поэтому с ранней весны до поздней осени ребята шныряли в поисках дополнительной пищи. Как-то в четвертом классе учительница попросила ребят:
— Дети! Напишите одним-двумя предложениями, что для вас было самым интересным, запоминающимся в прошлое воскресенье.
Дружный смех и понимание вызвала запись одного мальчишки: «Я лежал на траве и гладил свой наполненный животик».
Часто ребята занимались рыбной ловлей. Уходили к глухим, небольшим речушкам. На удочки здесь обычно ловить было сложно — слишком мелко, да и коряг полно. Ухитрялись ловить так. Один из парнишек на небольшую удочку привязывал струну с петлей. Двое других длинными палками с разных берегов били по воде — вспугивали рыбу. Вот щуренок выплыл из зарослей и быстро поплыл. Затем останавливался около травинки и замирал. Парнишка с удочкой тихонько подходил к месту стоянки щуренка, заводил с головы рыбины петлю. И как только петля заходила за жабры, резко вскидывал удочку. Петля затягивалась — и вот уже рыбина лежит на траве, трепыхаясь. Особенно такой способ подходил для щук. Остальные рыбы все время находились в движении, и завести леску было весьма сложным. Выдумали другой способ. Заранее брали простынь и шили из нее мешок. Уже на месте вырезали ивовый прут, изгибали его полукругом и заводили в простынь. Получалось подобие невода. Опускаешь простынь на узком участке речушки на дно, как бы перегораживая русло. Опять по берегам ребята вспугивают рыбу. Смотришь — пять-шесть рыбешек шмыгнут в простынь. Быстро поднимаешь верхнюю часть простыни и вытягиваешь на берег. Улов есть. Перебираешься дальше по берегу и все повторяется. Иногда уловы были значительными. Но вся беда в том, где взять простынь, как бы ее не порвать, как ее отстирать, как оправдаться перед воспитателем за утерянную или порванную простынь.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Крутые повороты"
Книги похожие на "Крутые повороты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тамми Юрваллайнен - Крутые повороты"
Отзывы читателей о книге "Крутые повороты", комментарии и мнения людей о произведении.