Тамми Юрваллайнен - Крутые повороты

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Крутые повороты"
Описание и краткое содержание "Крутые повороты" читать бесплатно онлайн.
В повести «Крутые повороты» в память о многих детдомовских ребятах довоенного, военного и послевоенного времени рассказывается о сложной судьбе простого деревенского мальчишки. Почти все события и фамилии большинства лиц реальны.
Схватив оставшиеся от костра ветки, они отогнали собаку к лесу. Подождали. Нет, пока больше не показывается. Вернулись к затухающему костру. Тут Ваня вспомнил:
— Знаешь, Серега? Я днем видел на соседнем поле вешала для льна. Пойдем?
— Пошли!
Действительно, на краю соседнего поля стояло несколько рядов березовых вешал. Часть из них обвалилась. Видно было, что вешала уже давно пустовали. Наломав несколько пучков жердей, Ваня и Сергей стащили их к костру. Теперь дров хватит. И вот уже жарко трещит костер. Стало светать. В деревне встрепенулись петухи, в избах из труб повалили дымки.
Вскоре с воспитателем пришла часть ребят для погрузки картофеля. С первой же повозкой Ваня и Сергей вернулись в деревню. Позавтракали, легли спать. К вечеру с уборкой картошки было закончено, она вся заложена в овощехранилище. Утром бодрые и веселые ребята тронулись в обратный путь. За эти дни обходная дорога в Коношу подсохла. Через два с половиной часа ребята уже были в Коноше. Здесь немного передохнули и направились к себе в поселок.
Сергей только в конце сентября первый раз появился в школе. Сразу же стал ходить на занятия в свой привычный восьмой класс. Первое время учителя с удивлением посматривали на Сергея, ничего не спрашивая. Уже позднее, в октябре, как-то Юрка Рыбко сказал Сергею, что его фамилию в первые дни сентября называли по журналу в девятом классе, но затем прекратили, так как Сергей в школе не появлялся. Поговаривали, что Сергея по уважительной причине перевели в девятый класс с тем, что он в течение года сдаст оставшихся два экзамена. Когда же увидели, что он вернулся в школу и регулярно ходит в восьмой класс, решили: пусть ходит — не помешает. Насколько это верно, Сергей не знал и никто ему ничего подобного со стороны учителей, директора школы и Евгении Ивановны не говорил. Он как бы смирился с положением второгодника.
Смирился Сергей только наружно. Внутри же его, особенно в первое время, все клокотало от возмущения, несправедливости. Как это? Юрка, Эльва и даже Рудольф уже учатся в девятом классе, а он остался в восьмом. Ладно было бы еще, если бы он плохо учился. Учился хорошо, и даже лучше некоторых ребят — и вот результат. Он понимал, что сам виноват. Вовремя не спохватился с пересдачей экзаменов, не настоял, не проявил инициативы, все пустил на самотек. Или глупая гордыня заела? Думал ли о последствиях? На что надеялся? Все — на авось.
Авторитет Сергея среди детдомовских ребят упал. Как же? Многих второгодников сразу же направляли в школы ФЗО или на разные предприятия, а Сергею — особая поблажка. Сергей чувствовал недовольство некоторых ребят, но не обижался на них. А ответ был прост: Евгения Ивановна надеялась, что Сергей со временем одумается и закончит десятилетку.
С бывшими одноклассниками Сергей еще встречался в школе, но более тесных контактов с ними уже не было. В первое воскресенье после начала посещения школы Сергей вместе с тремя более младшими ребятами перекапывал картофельные грядки на частных огородах. Иногда удавалось накопать целую противогазную сумку. В одном из огородов Сергея неожиданно окликнули:
— Эй, парень, подойди сюда!
В дверях дома стоял юноша года на два старше Сергея и махал ему рукой. Другая рука была культей под самый локоть. Сергей удивился, но все же подошел. Парень без обиняков потянул руку:
— Давай знакомиться! Анатолий.
— Сергей!
— Вижу, чем занимаешься. Я еще в первый день появления тебя в школе приметил: кажется, видел такого парня в нашем поселке.
Сергей промолчал, но вспомнил, что видел этого парня в восьмом классе. А Анатолий продолжал:
— Сергей, не обижайся, но занятие твое неважное. Не стыдно?
Сергей не обиделся. Взглянув на своих троих товарищей в неряшливой одежде с жалкими сумками в руках, подумал, что и он примерно так же выглядит со стороны. «Но я же взрослее!» — подумал Сергей, и ему действительно стало стыдно, даже пот выступил на лбу. Анатолий тем временем подхватил Сергея под руку:
— Зайдем ко мне?
В комнате Анатолий и Сергей как-то быстро сблизились. Сергей рассказывал о жизни в детдоме, об учебе в школе и своих мечтах. Фамилия у Анатолия была Жарков. Он появился в поселке недавно и поселился в доме дальних родственников. О причинах появления в здешних местах и полученном увечьи он не распространялся. Из родных остался только один брат. Он был старше Анатолия на три года и служил в армии. Анатолий показывал семейные фотографии и совсем недавно полученную фотографию брата в кругу сослуживцев. Эту фотографию они часто рассматривали вместе, и случайно она навсегда осталась у Сергея. Провожая Сергея, Анатолий набил полную сумку брюквой и репой и просил запросто заходить.
Вскоре Сергей и Анатолий сдружились. Стали вместе ходить в школу, готовить уроки и иногда проводить свободное время. С первого дня их встречи Сергей полностью прекратил походы на поля и огороды, стал более серьезным и внимательным к себе, понимая, что он становится взрослым. Примером такого поведения служил для него Анатолий.
Повторное обучение Сергея в восьмом классе было только видимостью. Сергей как бы «отбывал номер». Он больше стремился задерживаться в школе на разных мероприятиях, в шахматном кружке и просто болтался по Коноше. В поселке же стремился чаще быть с Жарковым, с другими поселковыми парнями, реже — в детдоме. Как-то Ивана пригласил под самый Новый год Сергея к своим знакомым в поселке. Засиделись, время провели весело. Сергея второй раз в жизни уговорили выпить водки. К концу вечера Сергей почувствовал себя плохо. Его мутило и шатало. Ивана с трудом довел его до детдома и уложил в кровать.
В этот раз к встрече Нового года готовились более тщательно. К проведению вечера оборудовали самую большую комнату. К этому времени детдом уже имел такую возможность. Вечер проходил весело: с песнями, танцами, хороводами, с разными мероприятиями. В одном из них должен был участвовать и Сергей. И тут Евгения Ивановна не увидела его. Спросила у ребят его спальни:
— А где Сергей? Почему он задерживается? Да что-то я вообще не приметила его на вечере!
Ребята замялись, опустили головы, молчали. Затем один из них тихо промямлил:
— Он спит.
— Спит? — Евгения Ивановна пошла в спальню, несколько ребят увязались за ней. Да, действительно в углу на своей кровати, разметавшись, спал Сергей. Она наклонилась, тронула Сергея за рукав и отпрянула.
— Фу, да он пьян!
Сергей в это время приоткрыл глаза. Евгения Ивановна с возмущением воскликнула:
— Ну и свинья же ты! — и вышла из комнаты.
Утром Сергей проснулся, удивился — на тумбочке лежал новогодний подарок. Такого стыда Сергей никогда не испытывал ни перед ребятами, ни перед воспитателями и особенно перед Евгенией Ивановной. Почти целый месяц он старался не показываться ей на глаза. Так он больше не услышал от нее ни слова упрека.
К весне в детдоме появился новый завхоз — местный молодой парень Григорий Козловский. Помимо основных обязанностей, он полностью взял на себя уход за лошадью, сформировал новых помощников. Ранее обслуживавшие лошадь ребята подросли и потихоньку самоустранились от этой обязанности. У многих появились другие, более важные дела. Григорий как-то быстро сдружился с ребятами. Он с удовольствием проводил значительную часть своего свободного времени с ними. Обычно утром его сопровождал младший брат Саша, который учился в седьмом классе. После занятий Саша часто заходил в детдом. Здесь он и подружился с Сергеем. Иногда Григорий и Саша приглашали Сергея домой. Домик их был на глухой окраине. Жили Козловские бедновато. Мать и отец были почему-то болезненными и еле справлялись с домашним хозяйством и скотиной. Возвращение Григория из армии вселяло надежду на лучшее.
Быстро пролетела весна. Сергей успешно сдал все экзамены и получил справку об окончании восьми классов. Он быстро стал оформлять необходимые документы для поступления в мореходное училище. Евгения Ивановна как могла помогала ему в этом. Она понимала, что Сергея уже не удержать в детдоме.
В конце июня Сергей оформил все необходимые документы и направил их в Архангельское мореходное училище с просьбой зачислить его на судомеханическое отделение. Через неделю пришел вызов на экзамены.
МОРЕХОДНОЕ УЧИЛИЩЕ
В 1947 году из окончивших в разное время Коношеозерскую школу ребят в Архангельское мореходное училище поступало пять человек: Павел Баранов, Ленька Сердцев, Игорь Савицкий, Сашка Козловский и Сергей. Павел и Ленька ходили в школу со станции Подюга, остальные были местными, поселковыми.
Желающих поступить в мореходное училище было много, до восьми — десяти человек на место. Поэтому условия приема были довольно жесткими. Принимались только мальчики. При первичном отборе требовались: аттестат об окончании семи классов, успешная сдача вступительных экзаменов, рост не менее 150 сантиметров, отсутствие явных признаков заболеваний, нормальное зрение. В училище было четыре отделения: судоводительское, судомеханическое, судостроительное и судоремонтное. На каждое отделение принималось с учетом дальнейшего отсеивания до 30 человек. Таким образом, планировалось принять 100–120 ребят. Подчас некоторые условия приема были слишком жесткими, для того чтобы меньше травмировать неокрепшие души ребятишек при отказе зачисления в училище при огромном наплыве желающих.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Крутые повороты"
Книги похожие на "Крутые повороты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тамми Юрваллайнен - Крутые повороты"
Отзывы читателей о книге "Крутые повороты", комментарии и мнения людей о произведении.