» » » » Коллектив авторов - Интернет и идеологические движения в России. Коллективная монография


Авторские права

Коллектив авторов - Интернет и идеологические движения в России. Коллективная монография

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Интернет и идеологические движения в России. Коллективная монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Новое литературное обозрение, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Интернет и идеологические движения в России. Коллективная монография
Рейтинг:
Название:
Интернет и идеологические движения в России. Коллективная монография
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-4448-0428-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Интернет и идеологические движения в России. Коллективная монография"

Описание и краткое содержание "Интернет и идеологические движения в России. Коллективная монография" читать бесплатно онлайн.



Книга исследует динамику развития российских идеологических движений в драматический период 2011–2014 гг., когда возникшие в связи с масштабными антиправительственными митингами либеральные надежды вскоре были развеяны реакцией в государственной политике, а также ростом проимперских настроений. Медиа и общество находятся в сложной взаимосвязи отражений и влияний, поэтому данная книга использует двойную призму: Интернет для авторов не только зеркало, но и один из важнейших факторов социальных процессов, оказывающий на последние существенное воздействие.






Данное обстоятельство обусловлено уже упомянутым выше особым характером российского идеологического строительства, которое испытывает сильное влияние советского прошлого, прервавшего развитие идеологических течений, партий и движений. Постсоветские российские левые, в большинстве своем социалисты и коммунисты[194], не прошли огранки политической эволюцией ХХ века в рамках реальной представительной демократии, но несут в себе советский – то есть, с одной стороны, утопический, но одновременно с этим ретроспективный – элемент. И в данном смысле эти российские левые, составляющие подавляющее большинство, являются консерваторами в отношении желания сохранить «лучшие достижения советского прошлого»: «достоинство рабочего человека», «мощь государства», «величие страны» и т. п. Именно такое эксплуататорское в буквальном смысле слова отношение к советскому прошлому, старательно мифологизируемому, позволяет российским левым прекрасно жить без создания и осмысления образа соперника – правых. Не вступая здесь в дискуссии о легитимности термина «правые» и его смыслового наполнения в российском постсоветском контексте, отметим, что российские левые советской ориентации автономны от деления «левый – правый».

Таким образом, отличительной чертой большинства современных российских левых, разделяющих общее идейное наследие с идеологиями социализма, коммунизма, анархизма, развивавшихся на европейской и российской дореволюционной почве, является эксплуатация сконструированного ими же позитивного образа советского прошлого. В силу этого левый популизм, апеллирующий к равенству и солидарности, сочетается с отсылками к победам и достижениям советской империи; именно поэтому государственный патернализм идеологически увязывается с империализмом во внешней политике на пространстве бывшего СССР; по этой же причине призывы к эгалитаризму сосуществуют с концепцией «иного», «незападного», «самостоятельного» пути развития российского общества и вытекающей из нее западо– и американофобией. Советское идеологическое наследие и прагматические действия российских левых политиков постоянно смещают акценты в ключевых левых лозунгах: дискурс защиты прав представителей меньшинств (этнокультурных, сексуальных и социальных) практически отсутствует у массовых левых (но является конституирующим для меньшинства новых левых), равно как и дискурс толерантности (показательно, что само это слово является бранным в публичном пространстве) и борьбы с дискриминацией по признаку пола, этнической принадлежности, культурной идентичности, социального происхождения, родного языка и т. д. Вместо всего этого в риторике левых сил доминируют попытки воскресить попранные идеологемы интернационализма и «дружбы народов», которые достаются из советского официоза и гротескно контрастируют с постсоветскими реалиями, например с фактическим отсутствием в России иммиграционной и интеграционной политики, а также с агрессивными действиями в отношении бывших союзных республик – как на словах (страны Балтии), так и на деле (Грузия – 2008, Украина – 2014).

Итак, кратко охарактеризовав специфику левого фланга идеологического спектра в современной России и описав контекст употребления термина «левые» в современной российской политике, мы переходим к анализу ключевых характеристик многообразного левого дискурса в пространстве Интернета.

Интернет-образ российского левого движения

Характеристика исследованных сообществ

Как и в случае всех четырех проанализированных в книге идеологических движений (см. описание общей для глав 1–4 методики работы с данными в главе 1), выборкой послужили три самых массовых сообщества среди всех сообществ в «ВКонтакте», которые мы идентифицировали как левые:

● «Советский Союз в нашем сердце»[195], http://vk.com/club14407777;

● «Коммуна», http://vk.com/kommuna_rus;

● «Как учил дедушка Ленин (Марксизм|Коммунизм)»[196], http://vk.com/club9610474.

70 % участников трех исследованных нами левых сообществ ВК – мужчины, а наиболее часто встречающийся возраст участников – 20–25 лет. В среднем левое интернет-сообщество моложе всех остальных, изученных нами на примере «ВКонтакте»: доля пользователей старше 30 лет здесь наименьшая[197]. Участники сообществ, как правило, проживают в городах (Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Новосибирск, Иркутск и т. д.) и имеют самый разный профессиональный и образовательный бэкграунд. В левых сообществах можно встретить немало украинцев из преимущественно русскоговорящих регионов, причем это не новые участники, привлеченные в сообщества «Русской весной», а давнишние. Несмотря на то что левые сообщества постоянно привлекают молодежь, они теряют популярность: количество их участников падает из года в год – и это единственный подобный результат среди всех изученных идеологических сообществ, для которых характерны обратные тенденции роста популярности.

Выбранные нами для исследования интернет-образа российских левых три сообщества «ВКонтакте» оказались связаны друг с другом, дублируют материалы из одинаковых внешних источников (партийных сайтов и СМИ)[198], цитируют друг друга (особенно много пересечений между сообществами «Советский Союз в нашем сердце» и «Как учил дедушка Ленин») и даже объединяют участников (некоторые участники сообщества «Коммуна» входят также и в сообщество «Советский Союз в нашем сердце»).

Идеология – ведущая тема интернет-коммуникации российских левых

Содержание дискуссий исследованных сообществ «ВКонтакте» говорит об их высокой идеологизированности (64 % от объема дискурса в 2012 г. и 66 % в 2014 г.) и довольно высокой (25 % и 26 % соответственно) и незначительно уступающей только националистам среди изученных движений (23 % против 31 %) ориентации на организационную деятельность и мобилизацию сторонников. При этом члены сообществ обмениваются не нагруженной дополнительными смыслами информацией довольно редко (5 % и 2 % от общего контента) и реже других идеологических движений (16 % и 13 % для путинистов, 17 % и 7 % для либералов, 11 % и 4 % для националистов за 2012 и 2014 гг.).

Во время «Русской зимы» идеологии была посвящена не просто наибольшая часть текстов левых, но и в 1,2 ра-за большая, чем в коммуникации других движений (51 % для конформистов, 52 % для либералов, 55 % для националистов). Более того, только в их дебатах не произошло никаких заметных перемен из-за событий «Русской весны». Уровень идеологизированности массового левого интернет-сообщества остался почти без изменений, незначительно увеличившись – с 64 % до 66 % объема дискурса. Для других же движений прирост идеологизированного контента в дискурсе был значительным: в полтора раза для сторонников Путина (с 51 % до 77 %), в 1,7 раза для либералов (с 52 % до 88 %) и в 1,3 раза – для националистов (с 55 % до 71 %). Кроме того, во время «Русской весны» с точки зрения пропорции идеологизированного контента левый дискурс показал самое низкое по сравнению с тремя другими значение – 66 %.

Это указывает на две особенности дискурса российских левых Рунета. Во-первых, он, вероятно, идеологизирован в большей степени, чем контент других движений (потому что для других движений рост идеологизированности коммуникации был вызван чрезвычайными политическими обстоятельствами). А во-вторых, высокая идеологизированность, смысловая и ценностная нагрузка левого дискурса не зависят от политических декораций, так как левые сообщества имеют свой круг тем, который стабилизирует их дискурс. Сразу отметим, что то же верно и для дебатов организационно-мобилизационного содержания, о которых мы расскажем подробно в разделе «Действия».

Среди коммуникации на идеологические сюжеты преобладает выражение неодобрения, более чем в полтора раза (в 2012-м) или 2 раза (в 2014-м) превышая выражения одобрения. Последние имеют несколько адресатов.

Российская власть – главный внутренний враг левого движения во время «Русской зимы» и «Русской весны»

Во время «Русской зимы» российская власть была главным объектом неодобрения для левых (16 % объема дискурса), так как, по их мнению, она является олигархической, капиталистической, империалистической, антинародной, бандитской, продажной и дурачащей народ при помощи пропагандистских обещаний «стабильности»[199]. Ярким примером такого изображения государственной власти служит демотиватор, распространенный сообществом «Коммуна» (рис. 15).

Рис. 15. Из сообщества «Коммуна», 23 сентября 2012 г. [200]

Современная российская власть дискурсивно противопоставляется власти советской, в том числе эпохи застоя, которую, при всех недостатках, на взгляд левых, отличало предоставление населению настоящей стабильности в виде гарантий социальной защищенности.

Вместе с тем левые поддержали присоединение Крыма и на этом этапе развития вмешательства России в дела Украины одобрили действия российской власти: в начале 2014 г. был зафиксирован 1 % высказываний в поддержку российской власти по сравнению с 0 % два года назад, равно как и резкое снижение критики в адрес российской власти с 16 % в 2012-м до 3 % в начале «Русской весны»[201]. Данные изменения статистически фиксируют рост одобрения имперской внешней политики и видимости государственной мощи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Интернет и идеологические движения в России. Коллективная монография"

Книги похожие на "Интернет и идеологические движения в России. Коллективная монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Интернет и идеологические движения в России. Коллективная монография"

Отзывы читателей о книге "Интернет и идеологические движения в России. Коллективная монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.