Лев Тихомиров - Религиозно-философские основы истории

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Религиозно-философские основы истории"
Описание и краткое содержание "Религиозно-философские основы истории" читать бесплатно онлайн.
Исследование выдающегося русского мыслителя Льва Александровича Тихомирова уникально по своему содержанию. Впервые человеческая история проанализирована в полном объеме и с религиозной точки зрения. В книге показано возникновение и логическое развитие в человеческих обществах религиозных движений, взаимная связь и преемственность религиозных идей разных времен, которые то исчезают с исторической сцены, то появляются вновь, надевая новые личины. Книга написана в 1913 - 1918 гг. Выходит с приложением, значительно дополняющим предыдущие издания.
Для интересующихся философией, историей и историей религий.
Без сомнения, потребность знания для веры не одинакова у людей. Но вообще для человечества знание необходимо. По недостатку знания существовало и существует множество суеверий, которые в основе своей всегда имеют ложное представление о твари и вследствие этого принимают за божественное то, что в действительности есть явление тварное. Например, в аскетической практике язычников многие упражнения, почитаемые за общение с Богом, приводят лишь к общению с разнородными силами природы. Таким образом, незнание прямо способно отвлекать от Бога.
Тут самые религиозные предпосылки поощряют человека идти на приобретение знания. Действительно, в данном, например, случае человек необходимо должен различить границу между божественным и тварным. Естество есть область необходимости, в ней нет свободы, нет ответственности, нет греха, нет и добродетели. Область духа, элемента божественного, напротив — свободна; жизнь духа совершается по произволению, вследствие чего в ней есть и грех, и святость, есть ответственность. Жизнь эта — духовная, религиозная — совершается лишь в области духа. Было бы духовной гибелью допустить, чтобы естество подчинило нас из-за того, что мы его примем ошибочно за Божество. Поэтому с религиозной точки зрения нам важно знать законы естества и сферу их действия, для того чтобы уметь разграничить и в самом себе область естественную, следующую по законам необходимости, и область духовную, и не отдать под власть естества никакой части удела духа, не принять по ложным признакам области естества за область духа. Только в этом случае человек может ясно усмотреть свой путь к Богу.
Эти соображения, сами собою вытекающие из христианской веры, уполномочивают человека на испытание природы во всей широте и глубине. То же относится и к философии как выяснению законов бытия, жизни и ее частных явлений.
Конечно, в христианском мире далеко не всегда относились с таким уважением к свободе научного исследования. Очень часто сами служители религии взглянули бы на такую свободу как на ересь и погибель человека. Но одно дело — узость и невежество в понимании духа своей веры, и другое — действительное содержание этой веры. Человек, вдумывающийся в свою христианскую веру и имеющий стремление к познанию, не мог не почувствовать себя свободным идти к знанию, что бы ни говорили ему невежественные фанатики псевдодогмата. В христианском мире так и было. Содержание религиозного учения было слишком ясно, оно уполномочивало на искание познания и даже поощряло к этому. И потому-то христианская эпоха сделалась эпохой величайшего развития науки во всех ее сферах, ибо немыслимо разграничить в познании что-либо недозволенное от дозволенного. Если наука есть дело также Божие, то в ней дозволена вся область, человеческому уму доступная.
Это огромное и постоянно растущее познание, углубляющееся и в силы природы, и в человеческую психику, и в законы общественности и истории, необычайно расширило наше обладание силами природы и уменье ими пользоваться. Вследствие этого являлось, как неизбежное последствие, применение всей области познанного к потребностям людей. А из этого проистекало то обстоятельство, что, при полном памятовании бренности всего земного и искании жизни вечной, христиане получали средства и в этой земной жизни устраиваться по высокому уровню общественности и культурности, со всеми их атрибутами: наукой, искусством, техникой, построением общественности на соединении свободы и порядка, со стремлением к всеобщему праву и благосостоянию и т. д.
Противники христианства любят говорить, что различные стороны культуры сделали успехи главнейше в такое время, когда руководство общественностью было захвачено в руки людьми, от христианства отпавшими. Но они пожинали то, что было засеяно и взращено христианством. Христианство создало тот человеческий материал, на свойствах которого стало возможно воздвижение этой высокой культуры. Нет сомнения, что если бы христианство пало и выработка людей перешла в руки его врагов, то новые поколения, ими воспитанные, могли бы дать только понижение общественности и культурности.
Примечания
{1} Сентимий Север (146 — 211) — римский император с 193 года, основатель династии Северов.Филипп Марк Юлий Павел Араб (244 — 249) — римский император, араб по происхождению.
{2} Лебедев Алексей Петрович (1845— 1908) — знаменитый церковный историк. Профессор Московской Духовной академии и Московского университета, доктор богословия. Имеется собрание сочинений в 10 томах.
{3} Ориген (ок. 185 — 253/254) — философ и богослов. Соединял платонизм с христианским учением. Константинопольским собором (543 г.) был анафематствован, но вопрос о его еретичестве является спорным.
{4} Св. Дионисий Александрийский Великий (? —264) — епископ, богослов.
{5} Марк Аврелий (121 — 180) — римский император с 161 г., из династии Антонинов. Философ-стоик, автор книги «Наедине с собою».
{6} Люций Аврелий Коммод (161 — 192) — римский император с 180 г., из династии Антонинов. Убит заговорщиками.
{7} Св. Григорий Богослов (ок. 330 — 390) — великий Отец и Учитель Церкви. Епископ города Назианза. Его память празднуется 25 января.
{8} Св. Григорий Нисский (ок. 335 — ок. 394) — Отец и Учитель Церкви, брат св. Василия Великого. Епископ города Ниса.
{9} Викентий Лиринский (? — 450) — настоятель Лиринского монастыря в Галлии. Автор «Памятных записок».
{10} Св. Иоанн Златоуст (ок. 350 — 407) — великий Отец и Учитель Церкви, знаменитый проповедник. Архиепископ Константинопольский, смещенный врагами с кафедры и отправленный в ссылку, по пути в которую он скончался. Литургия, совершаемая в Церкви, носит его имя.
{11} Блаженный Августин Аврелий (354 — 430) — богослов, епископ Иппонский. Главный представитель западной патристики.
{12} Св. Антоний Великий (ок. 250 — 356) — преподобный. Родоначальник христианского монашества.
{13} Св. Амвросий Медиоланский (330/340 — 397) — великий Отец и Учитель Церкви.
{14} Осия Кордовский (? — 359) — святитель испанский, епископ Кордувийский. Прожил более 100 лет.
{15} Миланский эдикт 313 года о веротерпимости, давший свободу христианству.
{16} Константин Великий (ок. 285 — 337) — император римский с 306 года. Даровал свободу христианству Миланским эдиктом. Основал новую столицу Константинополь.
{17} Коркунов Николай Михайлович (1853—1904) — юрист, доктор русского государственного права, профессор С.-Петербургского университета. Автор книги «Русское государственное право». Т. 1—2. СПб., 1899-1901. Изд. 3-е.
{18} Суворов Николай Семенович (1848—1909) — канонист, профессор церковного права Императорского Московского университета. Автор «Курса церковного права». Т. 1—2. Ярославль, 1889—1890.
{19} Вальсамон Феодор — с 1193 г. антиохийский патриарх. Канонист Православной Церкви. Наиболее известным из его трудов является толкование на Номоканон патриарха Фотия.
{20} Курганов Федор Афанасьевич (1844—1920) — историк, профессор Казанской Духовной академии. Автор книги «Отношения между церковной и гражданской властью в Византийской империи». Казань, 1880.
{21} Юстиниан (482 или 483 — 565) — византийский император с 527 г. Расширил границы империи. Провел кодификацию Римского права.
{22} Св. Феодор Студит (759 — 826) — знаменитый подвижник и писатель. Был главным борцом с иконоборцами. Автор Большого и Малого Катехизисов.
{23} Иоанн II Комнен (1087 — 1143) — византийский император с 1118 года. Вел удачные войны с врагами Византийской империи.
{24} Епанагога (Эпанагога) — руководство для судий в Византии, составленное после 879 г.
{25} Халкидонский собор — IV Вселенский Собор 451 года, установивший 30 правил канонических.
{26} Заозерский Николай Александрович (1851 — 1919) — профессор канонического права Московской Духовной академии. Автор книги «О церковной власти». Сергиев Посад, 1894 (докторская диссертация).
{27} Лебо Шарль (1705—1788) — французский византинист. Автор книги «История поздней Империи». Т. 1—26. Второе издание исправлено и дополнено арменоведом Сен-Мартеном и грузиноведом Броссе (21 том. Париж, 1824—1836).
{28} Св. Кирилл Александрийский — архиепископ (конец 70-х гг. IV в. — ок. 445), прославился борьбой с несторианством. Знаменитый богослов.
{29} Никейские соборы — церковные соборы, бывшие в г. Никее, в Вифании. Наиболее значительны из них два: Первый Никейский Вселенский собор (325 г.) собрался по поводу ереси Ария. На соборе была наречена анафема на ариан. Был составлен Символ веры, предваренный великим спором о слове «единосущный». Второй Никейский Вселенский собор (787 г.) рассматривал вопрос о почитании икон.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Религиозно-философские основы истории"
Книги похожие на "Религиозно-философские основы истории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лев Тихомиров - Религиозно-философские основы истории"
Отзывы читателей о книге "Религиозно-философские основы истории", комментарии и мнения людей о произведении.