Авторские права

Andrey Maidansky - Spinoza Izbrannyie sochineniya

Здесь можно скачать бесплатно "Andrey Maidansky - Spinoza Izbrannyie sochineniya" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая старинная литература, год 0101. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Andrey Maidansky - Spinoza Izbrannyie sochineniya
Рейтинг:
Название:
Spinoza Izbrannyie sochineniya
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
0101
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Spinoza Izbrannyie sochineniya"

Описание и краткое содержание "Spinoza Izbrannyie sochineniya" читать бесплатно онлайн.








вытекают только из идей адекватных, а пассивной душа является

единственно вследствие того, что имеет идеи неадекватные; что и

требовалось доказать.

Схолия. Итак, мы видим, что пассивные состояния относятся к

душе лишь постольку, поскольку она имеет что-либо, заключающее в

себе отрицание, иными словами, поскольку она рассматривается как

часть природы, которая сама через себя, без помощи других частей,

ясно и отчетливо воспринята быть не может. Точно таким же образом

я мог бы показать, что пассивные состояния относятся к отдельным

вещам точно так же, как к душе, и что иначе они воспринимаемы

быть не могут. Но я намерен говорить только о человеческой душе.

Теорема 4.

Никакая вещь не может быть уничтожена иначе, как внешней

причиной.

Доказательство. Эта теорема ясна сама собой, ибо определение

каждой вещи утверждает сущность этой вещи, а не отрицает ее;

иными словами — оно полагает сущность вещи, а не уничтожает.

Следовательно, обращая внимание только на самую вещь, а не на

внешние причины, мы не можем найти в ней ничего, что могло бы ее

уничтожить; что и требовалось доказать.

Теорема 5.

Вещи постольку противны по своей природе, т. е. не могут

существовать в одном и том же субъекте, поскольку одна из них

может уничтожать другую.

Доказательство. Если бы такие вещи могли согласоваться одна с

другой или находиться вместе в одном и том же субъекте, то,

следовательно, в этом субъекте могло бы существовать что-либо

способное его уничтожить, а это (по пред. т.) нелепо. Следовательно

и т.д.; что и требовалось доказать.

462

 

Теорема 6.

Всякая вещь, насколько от нее зависит, стремится пребывать в

своем существовании ( бытии).

Доказательство. Все единичные вещи составляют модусы,

которыми выражаются известным и определенным образом атрибуты

бога (по кор. т. 25, ч. I), т.е. (по т. 34, ч. I) вещи, выражающие

известным и определенным образом могущество бога, в силу

которого он существует и действует. Далее (по т. 4), никакая вещь не

имеет в себе ничего, через что она могла бы уничтожиться, иными

словами, что уничтожало бы ее существование; наоборот, она (по

пред. т.) противодействует всему тому, что может уничтожить ее

существование. Следовательно, насколько возможно и насколько от

нее зависит, она стремится пребывать в своем существовании; что и

требовалось доказать.

Теорема 7.

Стремление вещи пребывать в своем существовании есть не что

иное, как действительная ( актуальная) сущность самой вещи.

Доказательство. Из данной сущности всякой вещи необходимо

вытекает что-либо (по т. 36, ч. I), и вещи неспособны ни к чему

другому, кроме того, что необходимо вытекает из определенной

природы их (по т. 29, ч. I). Поэтому способность или стремление

всякой вещи, в силу которого она одна или вместе с другими вещами

действует или стремится действовать, т.е. (по т. 6) способность или

стремление пребывать в своем существовании, есть не что иное, как

ее данная, или действительная (актуальная), сущность; что и

требовалось доказать.

Теорема 8.

Стремление вещи пребывать в своем существовании обнимает

собой не какое-либо определенное время, нонеопределенное.

Доказательство. Если бы оно обнимало собой какое-либо

ограниченное время, определяющее продолжение вещи, то из одной

только ее способности к существованию

463

 

следовало бы, что после этого определенного времени она не могла

бы существовать, но должна была бы уничтожиться, а это (по т. 4)

нелепо. Следовательно, стремление, в силу которого вещь

существует, не обнимает собой какого-либо определенного времени,

но, наоборот, так как (по той же т. 4) если она не уничтожится какой-

либо внешней причиной, она будет продолжать существовать всегда

в силу той же способности, через которую она уже существует.

Следовательно, это стремление обнимает собой время

неопределенное; что и требовалось доказать.

Теорема 9.

Душа, имеет ли она идеи ясные и отчетливые или смутные,

стремится пребывать в своем существовании в продолжение

неопределенного времени и сознает это свое стремление.

Доказательство. Сущность души (как мы показали это в т. 3)

состоит из идей адекватных и неадекватных, следовательно (по т. 7),

имеет ли она те или другие идеи, она стремится пребывать в своем

существовании, и притом (по т. 8) в продолжение неопределенного

времени. А так как душа (по т. 23, ч. II) через идеи о состояниях тела

необходимо сознает самое себя, то она (по т. 7) сознает и свое

стремление; что и требовалось доказать.

Схолия. Это стремление, когда оно относится к одной только

душе, называется волей; когда же оно относится вместе и к душе и к

телу, оно называется влечением (арреtitus), которое поэтому есть не

что иное, как самая сущность человека, из природы которого

необходимо вытекает то, что служит к его сохранению, и, таким

образом, человек является определенным к действованию в этом

направлении. Далее, между влечением и желанием (cupiditas)

существует только то различие, что слово желание большей частью

относится к людям тогда, когда они сознают свое влечение, поэтому

можно дать такое определение: желание есть влечение с сознанием

его. Итак, из всего сказанного ясно, что мы стремимся к чему-либо,

желаем чего-нибудь, чувствуем влечение и хотим не вследствие того,

что считаем это добром, а наоборот, мы потому считаем что-либо

добром, что стремимся к нему, желаем, чувствуем к нему влечение и

хотим его.

464

 

Теорема 10.

Никакой идеи, исключающей существование нашего тела, в

нашей душе существовать не может: такая идея нашей душе

противна.

Доказательство. В нашем теле (по т. 5) не может существовать

ничего, что могло бы его уничтожить. Следовательно, и идея такой

вещи (по кор. т. 9, ч. II) не может существовать в боге, поскольку он

имеет идею нашего тела, т.е. (по т. 11 и т. 13, ч. II) идея такой вещи в

нашей душе существовать не может; наоборот, так как первое, что

составляет сущность души, есть (по т. 11 и т. 13, ч. II) идея тела, в

действительности (актуально) существующего, то первое и основное

стремление нашей души состоит (по т. 7) в том, чтобы утверждать

существование нашего тела, а потому идея, отрицающая

существование нашего тела, нашей душе противна; что и

требовалось доказать.

Теорема И.

Идея всего того, что увеличивает или уменьшает способность

нашего тела к действию, благоприятствует ей или ограничивает ее,

увеличивает или уменьшает способность нашей души к

мышлению, благоприятствует ей или ограничивает ее.

Доказательство. Эта теорема ясна из т. 7, ч. II, а также из т. 14,

ч. II.

Схолия. Итак мы видим, что душа может претерпевать большие

изменения и переходить то к большему совершенству, то к меньшему,

и эти пассивные состояния объясняют нам, что такое аффекты

удовольствия и неудовольствия. Под удовольствием (радостью —

laetetia) 13, следовательно, я буду разуметь в дальнейшем такое

пассивное состояние, через которое душа переходит к большему

совершенству, под неудовольствием (печалью — tristitia) 14 же такое,

через которое она переходит к меньшему совершенству. Далее,

аффект удовольствия, относящийся вместе и к душе и к телу, я

называю приятностью или веселостью; такой же аффект

неудовольствияболью или меланхолией. Но должно заметить, что

приятность и боль относятся к человеку тогда, когда аффекту

подвергается одна

465

 

его часть преимущественно перед другими; веселость же и

меланхолия — тогда, когда подвергаются аффекту все части

одинаково. Далее, что такое желание, я объяснил в сх. т. 9 этой части,

и кроме этих трех я не признаю никаких других основных аффектов


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Andrey Maidansky

Andrey Maidansky - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Andrey Maidansky - Spinoza Izbrannyie sochineniya"

Отзывы читателей о книге "Spinoza Izbrannyie sochineniya", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.