Авторские права

Andrey Maidansky - Spinoza Izbrannyie sochineniya

Здесь можно скачать бесплатно "Andrey Maidansky - Spinoza Izbrannyie sochineniya" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая старинная литература, год 0101. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Andrey Maidansky - Spinoza Izbrannyie sochineniya
Рейтинг:
Название:
Spinoza Izbrannyie sochineniya
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
0101
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Spinoza Izbrannyie sochineniya"

Описание и краткое содержание "Spinoza Izbrannyie sochineniya" читать бесплатно онлайн.








Что касается ненависти, вытекающей из мнений, то достоверно,

что она не должна иметь места, ибо мы знаем, что одна и та же вещь

в одно время хороша для нас, в другое дурна, как это всегда бывает с

лечебными травами.

Дело, наконец, заключается в исследовании, происходит ли

ненависть только из мнения или также из правильного употребления

разума. Но, чтобы разобрать это как следует, лучше всего отчетливо

разъяснить, что такое ненависть, и правильно отличить ее от

отвращения.

Ненависть, говорю я, есть раздражение души против кого-либо,

кто причинил нам зло с намерением и умыслом. Отвращение же есть

возбуждение против вещи, вызванное неприятностью или

страданием, которое мы находим или считаем свойственно ей по

природе. Я говорю «по природе», так как, если мы не думаем этого,

то мы не питаем отвращения к ней, даже испытав от нее некоторые

препятствия или страдания, так как мы, напротив, можем ожидать от

нее даже некоторой пользы. Так, никто не питает отвращения к

камню или ножу, посредством которых он поранил себя.

Заметив все это, рассмотрим кратко действия их обоих. Из

ненависти происходит печаль, а когда ненависть велика, она

вызывает гнев. Последний не только, подобно ненависти, ищет, как

бы избежать ненавистное, но при случае стремится также

уничтожить его. Из этой великой ненависти происходит и зависть. Из

отвращения же происходит также некоторая печаль, так как мы

стремимся избавиться от чего-либо, что, существуя, всегда должно

иметь свою сущность и совершенство.

Из сказанного легко понять, что, правильно пользуясь своим

разумом, мы не можем питать ненависти или отвращения к какой-

либо вещи, так как мы таким путем лишаемся совершенства,

присущего всякой вещи. Мы видим также разумом, что мы никогда

не должны питать ненависти к кому-либо, так как мы должны

изменять к лучшему все существующее в природе, если мы хотим

124

 

чего-либо от этого ради нас или ради самой вещи. А так как

совершенный человек есть лучшее, что мы познаем в настоящее

время или имеем перед нашим взором, то как для нас, так и для

всякого отдельного человека гораздо лучше стремиться всегда

привести людей в состояние совершенства. Ибо лишь тогда можем

мы получить от них или они от нас наибольшую пользу. Средство к

этому, — питать на их счет всегда такие мысли, каких все время

требует от нас наша добрая совесть и чему она нас учит; ибо она

никогда не влечет нас к нашей гибели, но всегда к нашему благу.

В заключение скажем, что ненависть и отвращение представляют

столько несовершенств, сколько, напротив, любовь имеет

совершенств. Ибо последняя вызывает всегда исправление,

укрепление и увеличение, т.е. совершенство; а ненависть, напротив,

всегда направлена на разрушение, ослабление и уничтожение, что

есть само несовершенство.

ГЛАВА VII

ОБ УДОВОЛЬСТВИИ (РАДОСТИ)

И НЕУДОВОЛЬСТВИИ (ПЕЧАЛИ)

Рассмотрев, что такое ненависть и отвращение, мы свободно

можем сказать, что они никогда не могли бы иметь место у тех, кто

свободно пользуется своим разумом. Продолжая в том же роде,

скажем о других страстях, и в первую очередь займемся желанием и

удовольствием. Так как они возникают из тех же причин, что и

любовь, то нам не придется сказать о них ничего иного, а только

вспомнить и вызвать в памяти то, что мы тогда говорили; на этом мы

здесь и остановимся.

Прибавим к ним неудовольствие, о котором можно сказать, что

оно возникает единственно из мнений и происходящего из них

заблуждения; ибо неудовольствие возникает из утраты некоторого

блага.

Мы уже сказали, что вся наша деятельность должна быть

направлена на улучшение и исправление. Однако достоверно, что,

пока мы печальны, мы делаем себя

125

 

неспособными к тому. Поэтому необходимо освободиться от

неудовольствия (печали). Мы можем достигнуть этого, размышляя о

средствах возвратить потерянное, если это в нашей власти. В

противном случае все-таки необходимо избавиться от нее, чтобы не

погрузиться во все то несчастье, которое печаль влечет за собой. В

обоих случаях с радостью; ибо глупо хотеть возвратить и исправить

потерянное благо посредством зла, которое мы сами желаем и сами

поддерживаем.

Наконец, тот, кто правильно пользуется своим разумом, должен

сначала необходимо познать бога, который, как мы доказали, есть

высшее благо и совокупность всех благ. Отсюда неопровержимо

следует, что, кто правильно пользуется своим разумом, не может

впасть в печаль. Ибо как? Он пребывает в благе, которое

представляет собой совокупность всех благ и в котором заключается

вся полнота радости и наслаждения.

Таким образом, неудовольствие (печаль), как сказано, происходит

из заблуждения и непонимания.

ГЛАВА VIII

ОБ УВАЖЕНИИ, ПРЕЗРЕНИИ И ПР.

Теперь будем говорить об уважении и презрении, о

самоудовлетворенности

и смирении, о самомнении и

самоуничижении 7. Чтобы хорошо различить в них хорошее и дурное,

мы разберем их по очереди.

Уважение и презрение имеют значение лишь относительно чего-

либо великого или малого в сравнении с известным нам, находится

ли это великое и малое в нас или вне нас.

Самоудовлетворенность не простирается вне нас и приписывается

лишь тому, кто справедливо и беспристрастно ценит свое

совершенство, не имея в виду уважения к себе.

Смирение состоит в том, что мы знаем свое несовершенство, не

обращая внимания на презрение к себе, причем смирение не

простирается далее смиренного человека.

126

 

Самомнение состоит в том, что люди приписывают себе какое-

либо совершенство, которого в них нельзя найти.

Самоуничижение состоит в том, что люди приписывают себе

какое-либо несовершенство, не свойственное им. При этом я не

говорю о лицемерах, которые, не веря своим словам, унижаются,

чтобы обмануть других, я имею в виду лишь тех, которые

действительно видят в себе несовершенства, приписываемые ими

себе.

Из этих замечаний довольно ясно, что хорошего и что дурного

заключается в каждой из этих страстей. Что касается

самоудовлетворенности и смирения, то они сами обнаруживают свое

превосходство. Ибо мы говорим, что обладающий ими знает свое

совершенство и несовершенство по их достоинству. Это лучшее

средство, которому учит нас разум, чтобы достигнуть нашего

совершенства. Ибо, когда мы правильно оцениваем нашу силу и

совершенство, мы ясно видим, что мы должны делать для

достижения нашей доброй цели. С другой стороны, зная свои

недостатки и немощь, мы видим, чего должны избегать.

Что касается самомнения и самоуничижения, то их определение

показывает, что они, без сомнения, возникают из заблуждения. Ибо,

как мы сказали, самомнение следует приписать тому, кто воображает

в себе несвойственное ему совершенство; а самоуничижение есть

прямая противоположность этому.

Из сказанного очевидно, что, как самоудовлетворенность и

истинное смирение хороши и спасительны, так самомнение и

самоуничижение, напротив, дурны и гибельны. Ибо первые не только

приводят их обладателя в хорошее состояние, но представляют собой

настоящую лестницу, по которой мы достигаем высшего блага; а

последние не только мешают нам достигнуть совершенства, но

приводят нас к полной гибели. Самоуничижение мешает нам

совершить то, что мы должны были бы делать, чтобы стать

совершенными, как мы это видим у скептиков, которые, отрицая

способность человека к достижению любой истины, благодаря этому

отрицанию сами лишают себя истины. Самомнение побуждает нас

браться за вещи, ведущие нас прямо к гибели, как это наблюдается у

всех, которые думали и думают, что пользуются необычайной

милостью бога, и, не боясь никакой опасности,

127

 

уверенные во всем, презирают огонь и воду и кончают жалкою

смертью.

Что касается уважения и презрения, то о них больше нечего

сказать, стоит лишь вспомнить то, что мы раньше сказали о любви,

ГЛАВА IX

О НАДЕЖДЕ И СТРАХЕ И Т.Д.

Теперь мы поведем речь о надежде и страхе, об уверенности,

отчаянии и нерешительности, о мужестве, отваге и соревновании, о

малодушии и боязливости и, по нашему обыкновению, разберем эти

страсти одну за другой и покажем, какие из них могут быть вредны

для нас и какие полезны. Все это нам легко сделать, если мы обратим

внимание на понятия, которые мы можем иметь о будущем, будь оно


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Andrey Maidansky

Andrey Maidansky - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Andrey Maidansky - Spinoza Izbrannyie sochineniya"

Отзывы читателей о книге "Spinoza Izbrannyie sochineniya", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.