» » » » С. Кошечкин - Весенней гулкой ранью...


Авторские права

С. Кошечкин - Весенней гулкой ранью...

Здесь можно скачать бесплатно "С. Кошечкин - Весенней гулкой ранью..." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Юнацтва, год 1989. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
С. Кошечкин - Весенней гулкой ранью...
Рейтинг:
Название:
Весенней гулкой ранью...
Автор:
Издательство:
Юнацтва
Год:
1989
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Весенней гулкой ранью..."

Описание и краткое содержание "Весенней гулкой ранью..." читать бесплатно онлайн.



"Автор четырех сборников стихов, ряда работ о советских поэтах, в том числе о Я.Купале, Я.Коласе, М.Танке, С.П.Кошечкин много лет посвятил изучению жизни и творчества С.Есенина, опубликовал несколько книг о великом русском лирике. Книга этюдов-раздумий о Есенине Весенней гулкой ранью..., написанная в живой, непосредственной форме, дополнена этюдами о восприятии поэзии Есенина белорусскими и другими писателями и читателями."






2

Есенин озаглавил свою первую книгу "Радуница".

Так называется один из народных праздников. Он отмечается в начале

весны.

П. И. Мельников (Андрей Печерский) повествует: "Весенние гулянки по

селам и деревням зачинаются с качелей святой недели и с радуницких

хороводов... На тех гулянках водят хороводы обрядные, поют песни заветные -

то останки старинных праздников, что справляли наши предки во славу своих

развеселых богов" ("В лесах").

В одном из своих стихотворений белорусский поэт Максим Танк вспоминает

о радунице,

Во время которой люди

Утром пашут,

Днем плачут на погостах,

А вечером пляшут, вернувшись домой

И за чаркой добром поминая ушедших.

Религиозные мотивы и образы "Радуницы", как и вообще дореволюционных

стихов Есенина, весьма своеобразны. Их истоки - в древней мифологии, в

народных духовных стихах, вобравших в себя языческие предания, в апокрифах,

отвергаемых официальной церковью. "Я вовсе не религиозный человек и не

мистик, - говорил поэт. - Я реалист, и если есть что-нибудь туманное во мне

для реалиста, то это романтика, но романтика не старого нежного и

дамообожаемого уклада, а самая настоящая земная..." И просил читателей

относиться к его Исусам, божьим матерям и Миколам как к сказочному в поэзии.

Сам насквозь земной, поэт в духе народных представлений, народной

фантазии сделал земными и бога, и святых угодников.

Они запросто ходят по селам и лесным тропинкам, беседуют с мужиками,

умываются "белой пеной из озер".

Так, под видом нищего идет господь "пытать людей в любови", и ему, убогому и болезному, старый дед подает зачерствелую пышку: "На, пожуй...

маленько крепче будешь". "Возлюбленная мати" наставляет воскресшего Исуса:

"Ходи, мой сын, живи без крова, зорюй и полднюй у куста".

В есенинских религиозных образах отсутствует тот дух священного

писания, каким отмечены, например, некоторые дереволюционные стихи Николая

Клюева и Сергея Городецкого (с этими известными поэтами Есенин встретился и

подружился в Петрограде в 1915 году).

Всевышний у Клюева - "сребробородый, древний Бог". "Я говорил тебе о

Боге, непостижимое вещал..." - начинает поэт одно из своих стихотворений.

"Венец Создателя", "наш взыскующий Отец", "Смотреть Христу в глаза - наш

блаженный жребий..." - в таком духе пишет Клюев о всевышнем.

Нездешнее, неземное окутывает образы богородицы и ее сына в стихах

Городецкого: "У Казанской Божьей Матери дивно светел вечный взгляд", "Его

глагол таинственный...".

У Есенина же традиционные образы предстают в самой что ни на есть

житейской реальности. Какая уж тут "божественность", если у милостника

Миколы, будто у заурядного калики перехожего, "пот елейный льет с лица", под

пеньком уготовлено место для "голодного Спаса", Исус зовет человека в

дубравы, "как во царствие небес...".

С иронией смотрит поэт на калик, ковыляющих из деревни в деревню:

Пробиралися странники по полю,

Пели стих о сладчайшем Исусе,

Мимо клячи с поклажею топали,

Подпевали горластые гуси.

. . . . . . . . . . . . . .

Вынимали калики поспешливо

Для коров сбереженные крохи.

И кричали пастушки насмешливо:

"Девки, в пляску! Идут скоморохи!"

Вот так: служители господа - скоморохи...

Не без юмора нарисована картина шествия богомолок на канон:

Отряхают старухи дулейки,

Вяжут девки косницы до пят.

Из подворья с высокой келейки

На платки их монахи глядят.

На вратах монастырские знаки:

"Упокою грядущих ко мне".

А в саду разбрехались собаки,

Словно чуя воров на гумне.

Читаешь эти строки и видишь добродушно-хитроватую улыбку крестьянина,

который при случае скажет о монахе: "Борода апостольская, а усок

дьявольский" - и если речь зайдет о ворах: "Добрый вор без молитвы не

украдет".

Есть у Есенина стихи, где религиозные мотивы, образы на первый взгляд

берутся в их подлинном значении. Например, такое:

Я странник убогий.

С вечерней звездой

Пою я о боге

Касаткой степной...

Покоюся сладко

Меж росновых бус;

На сердце лампадка,

А в сердце Исус.

Но и подобные стихи живы, в конце концов, не религиозными

чувствованиями, а романтически-приподнятым ощущением бытия,

умиротворенности, что ли, на лоне природы. Вспоминается стихотворение

Лермонтова:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка...

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле

И в небесах я вижу бога!..

Церковные ризы тут, конечно, ни при чем. Не облачалась в них всерьез и

поэзия Есенина. Неспроста от того "смака", с которым в свое время

толковались его "религиозные" стихи, поэт "отпихивался... руками и ногами".

Прав литературовед К. Зелинский: "Сергею Есенину не были присущи

глубокая религиозность или мистические представления". Это относится и к

стихам дореволюционным, и к стихам, написанным после 1917 года. Но, мне

думается, критик не был точен, говоря, что "поэт брал церковные образы и

словарь для украшения своих стихов". Вообще "украшение стихов" чем бы то ни

было - занятие, истинному поэту чуждое. Поэтому, на мой взгляд, здесь более

справедливо утверждение В. Базанова: "Есенин использует молитвенные стихи, их религиозную символику для выражения собственных чувств, иногда даже

слишком буйных и залихватских".

И через религиозные образы - "выявление органического", земного...

3

Художник И. Бродский до встречи с Есениным не знал места рождения

лирика. Прослушав стихи в авторском чтении, живописец сказал, что поэт,

вероятно, родился в Рязанской губернии. Есенин был удивлен. Пейзажи, которые

воспеты в стихах, пояснил художник, живо воскресили в его памяти природу

Рязанской губернии, где он в молодости много работал над этюдами.

Свидетельство, лишний раз говорящее о тонком мастерстве Есенина - певца

русской природы.

Уже его ранние стихи показали, что в литературу пришел поэт со своим

видением природы, поэт, умеющий находить красоту там, где ее не каждому дано

заметить. В этом отношении Есенин близок к Пушкину, которому, по словам

Белинского, "не нужно было ездить в Италию за картинами прекрасной природы, прекрасная природа была у него под рукой здесь, на Руси...".

Есенинское ощущение родной земли сродни народному мировосприятию с его

жизнелюбием, глубинным постижением красоты, одухотворением предметов;

мировосприятию, выраженному в преданиях и песнях, поверьях и загадках. Дух

народной поэзии пронизывал сознание Есенина сызмала.

Сельский паренек летним вечером стоит у дороги, прислонившись к иве. На

крышу дома падает лунный свет, где-то звучит соловьиная песня. Пареньку

"хорошо и тепло, как зимой у печки". Так может сказать только человек, для

которого природа есть нечто родное, неотделимое от его бытия.

Поля, луга, озера, деревья, цветы, туманы, метели, восходы и закаты -

во всем поэт открывает "душу живу", все находится с ним в родстве, в дружбе, поверяет ему свои тайны, как и он - свои заветные думы. Об этом хорошо

сказано в стихах нашего современника Виктора Бокова:

И снега, и закаты, и рощи, и нивы

Тихо, нежно просили: - От нас говори! -

Не поэтому ль так охранял он ревниво

Слово русское наше, светившее светом зари.

Как в народных песнях, былинах, сказках, в стихах Есенина природа

движется, переливается всеми цветами радуги. Для него любое дерево, растение

- живые существа. О вечере он может сказать: "Месяц в облачном тумане водит

с тучами игру". О ночной речке: "Распоясала зарница в пенных струях поясок".

Конопляник, будто человек, "грезит". А липы держат "в зеленых лапах птичий

гомон и щебетню".

Они давно уже вошли в народное сознание - есенинский клен, есенинская

березка... Особенно березка, юная, застенчивая подруга поэта: "Что шепчет

тебе ветер? О чем звенит песок?"

Образ березки-девушки был известен в русской поэзии и до Есенина. Можно

вспомнить песню поэта начала XIX века Н. Цыганова "При долинушке береза


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Весенней гулкой ранью..."

Книги похожие на "Весенней гулкой ранью..." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. Кошечкин

С. Кошечкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. Кошечкин - Весенней гулкой ранью..."

Отзывы читателей о книге "Весенней гулкой ранью...", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.