Дмитрий Шишкин - Возвращение красоты
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Возвращение красоты"
Описание и краткое содержание "Возвращение красоты" читать бесплатно онлайн.
Книга «Возвращение красоты» объединяет в себе циклы автобиографических рассказов и очерков, написанных в разные годы священником Димитрием Шишкиным. Автор искренне, глубоко и в то же время увлекательно рассказывает о своих духовных исканиях, о неутолимой жажде Бога, которая с самого детства побуждала его во всём находить отблески Божественной красоты, на многие годы отвергнутой и позабытой нашим народом.
Издание будет интересно не только православным читателям, но и всем, кому небезразличны вопросы веры и смысла жизни.
На Мангупе два полноводных источника: Женский и Мужской. Какой-нибудь бродяга в мистических отсветах костра вам обязательно расскажет, что в Женском вода мягкая, она жалеет и лечит, а в Мужском, наоборот, — жесткая, она обличает и дает силу воину… Отнесемся к этому поверью с почтением, но приведем и другую, более прозаическую, но не менее убедительную версию. Женский родник представляет собой длинное корыто, а мужской — торчащую из скалы трубу. Вот и все. Отсюда и названия. Но в общем-то — выбирайте версию сами. Это не суть.
Я не помню сейчас, при каких обстоятельствах я забрался тогда в монастырь на Женском, но забрался-таки и встретил человека, с которым как-то сразу нашел общий язык. Мы разговорились о чем-то увлекательном и пошли, разговаривая, и шли, пока не оказались на плато и где-то уже вдали от всех, причем в кромешной темноте, потому что как-то незаметно наступила ночь. Тогда мой новый знакомый достал из-за пазухи армейскую ракетницу и пальнул в небо. Красная ракета взвилась над Мангупом, и он огласился радостными, восторженными воплями.
Человека звали Серега Назим, или Нешуми. Ну, Серега — понятно, Назим — уж не знаю почему, а вот почему Нешуми — расскажу. Дело в том, что Серега был настоящий, матерый босяк, да к тому же еще и молчун, каких поискать. Ну не то чтобы совсем — когда надо, он говорил, как вы поняли, но там, где нужно было спрятаться, притаиться, зашифроваться, — Серега превращался в образцового Нешуми. Он поселился на Женском чуть ли не год назад. Оборудовал там одиночную небольшую пещерку, которая угнездилась в скале на высоте примерно метров трех. Вход этой пещеры Серега затянул тепличной пленкой, а вместо порога вмонтировал кизиловую палку, за которую нужно было схватиться, подпрыгнув, чтобы потом подтянуться и залезть внутрь.
И вот главное свойство, за которое Серый получил свою кличку: он умел обитать бесшумно и безвидно. Ведь где ни поселись человек на Мангупе, он тут же обязательно обзаведется жестяным звоном, стуком топора, дымом, топотом, дудочным воплем… созовет неизвестно кого и зачем, накликает смех, крики и женские визги, да так, что закончится это все непременно рейдом ОМОНа с заламыванием рук, погромом, керосином и победоносным сжиганием всего движимого и недвижимого босяцкого имущества. Честное слово, так на беду и бывало — забирались менты в средневековые, «охраняемые государством» крипты и сжигали там все дотла в качестве, так сказать, оперативной проработки.
Так вот. Серега был не таков. Не из тех, что доводят себя до публичной порки. Он умел быть в самом деле и в самом лучшем смысле, когда это было нужно, бесшумным.
Никакого «топора дровосека», никаких «дымов отечества» и уж тем более визгов и восторженных оров… Мало того — Серега ведь жил не на каком-нибудь необитаемом острове, а на Мангупе, где человеки ходят везде и спрятаться от них практически некуда. Так вот, приходит такой случайный или не случайный субъект в Женский монастырь, а там никаких тебе котелков и консервных банок, никаких веревок с трусами, поленниц и индейских дримкетчеров и ваканов[60]. Просто одна из пещер затянута пленкой, и все. Но чтобы туда попасть, нужно наступить на такой скальный неудобный и даже опасный наклонный выступ, на котором легко поскользнуться и… да ну его в баню!..
Словом, Серега радовал бродяжьи сердца Саньки Герика и Андрюхи Бороды, так что, проходя по нижней тропе, они непременно всякий раз одобрительно-приветственно кричали:
— Серега, не шуми!
Это означало: «Мы знаем, что ты там, и мы рады тебя приветствовать — такого замечательно-нешумного и сознательного человека».
Итак, была весна, тишина, и я поселился у Сереги в его тесноватой, но уютной пещере. У него там даже имелась печка, и поскольку еще весьма чувствительно, а по ночам прямо-таки пронзительно бывало холодно, то мы ее топили иногда, обычно впотьмах, прогревая пещеру на ночь. Здесь я впервые слушал, как тявкают по ночам косули, и смотрел какие-то сумасшедшие, тропических расцветок сны…
За водой нам приходилось ходить по тропе к Женскому роднику. Это хотя было и не слишком далеко, но все-таки дальше, чем, например, от телевизора до кухонного крана. Тропа шла в стороне от туристического «большака», особняком в живописном месте, вдоль скалы среди великолепных реликтовых сосен. Потом она сворачивала в сторону, и вот здесь был такой валун или даже скальный увал, с которого нужно было спрыгнуть, отправляясь за водой, и на который было довольно неудобно забираться, если идешь обратно, скажем, с двумя полными канистрами в руках.
Но я еще не сказал о «главном движущем рычаге» этого бесхитростного сюжета.
У Сереги каким-то чудом оставалась припасенная с осени драгоценная рассыпчатая горка травы, причем такой ядреной, что нам хватало двух косяков в день, что называется, за глаза. Один мы выкуривали с утреца, для прояснения перспектив, а другой — под вечер, для развеяния тоски.
И вот мы как-то дунули очередной самокрут, я взял канистры и отправился на родник за водой. Возвращаюсь обратно, останавливаюсь у валуна, собираюсь уже на него взбираться и вдруг как-то почти случайно… чуть в стороне заметил… почудилось, что ли… какие-то точно рисунки, штрихи, завитухи… Я отставил канистры и присмотрелся внимательнее. Точно. Рисунки на скале. Какой-то человечек, что ли… несет. Чашу… Вот это да!.. Может, босяки намалевали?.. Присматриваюсь пристальнее — да нет, не похоже. Слишком это все неприметно, не напоказ, с вековой благородной поблеклостью. Может быть, рядом еще что-то есть? Вот это да!!! Точно! За человечком еще группа людей… вроде как бегут. Э, да это они за ним гонятся! Целое панно… А вот какой-то могущественный покровитель поднял правую руку в знак приветствия, за ним какие-то птицы, загадочный космический узор, корабль странный… и чаша в руках беглеца! Какая-то таинственная история заключена в этом наскальном письме — я чувствую и все стараюсь мучительно его разгадать… Какой-то раздор, война… луки, копья и стрелы, монахи… Вот это да — послание из Средневековья. Как же его раньше не заметили?! Уф-ф… Вот это да!!!
Нет больше ни времени, ни воды, ни Серого. В голове туман и восторженный шум. Открытие века! Я не верю своим глазам, но нахожу на скале все новые и новые знаки и уже не сомневаюсь, что передо мной зашифрованное послание из прошлого.
Оторвался я от валуна только часа через два и сразу почти побежал, задыхаясь от волнения и спешки, «домой», чтобы поведать Серому о своем открытии…
Но Серый почему-то не разделил моего энтузиазма и не пожелал немедленно идти смотреть загадочные петроглифы.
«Может быть, он уже нашел… раньше… — думаю я, и смутная ревность гложет мне сердце. — Ну ничего, главное ведь не кто, а сам факт, что нашли… Пусть ученые разбираются…»
Но все-таки мы отправились смотреть рисунки… уже далеко после обеда, когда в голове рассеялся каннабисный дым и все стало так прозаично и скучно…
Известковый пыльный валун от легкого, мороснувшего на рассвете дождя, от стекавших и брызгавших капель покрылся тонкими затейливыми бороздками. Следующий дождь их смоет совсем, но уже и теперь понятно, что никаких средневековых рисунков нет, что хитрая обманщица Мари Хуана всего лишь рассказала мне одну из своих лукавых — и слава Богу, что безобидных на этот раз, — историй. Просто посмеялась… настроение такое было — игривое… Эх, Мари, Мари…
ТЬМА
Граф Армянский ходит налево! Не-е… Это совсем не то, о чем вы подумали… Во всем виноваты идиомы — такие словосочетания, которые вызывают устойчивые ассоциации. Ну, например… я не знаю… «Гол как сокол»…
Русский человек сразу поймет, о чем идет речь, и не подумает, что другие, кроме сокола, птицы летают, например, в подштанниках…
Но я объяснюсь…
Мы сидим в приятном сумраке мангупской кельи, душевно раскумарившись. Келья выдолблена в скале таким образом, что попасть в нее можно только справа и только по узкому скальному уступу. Внутренность кельи выбиралась в глубокой древности киркой и зубилом, которые оставили на потолке и стенах затейливые рубцы и борозды. Их переплетение напоминает какие-то таинственные письмена.
И вот буквально только что кто-то высказал догадку, что это и есть письмена, так что мы заняты теперь напряженным… не разгадыванием еще, нет, но вдумчивым осознанием привычного узора в новом качестве.
Несколько минут мы все сосредоточенно и молча вглядываемся в рубчатый потолок. Наконец кто-то изрекает уверенно, указуя перстом:
— Здесь написано: «Цой жив!».
И пока мы в древних, потемневших рубцах угадываем пророческие глаголы — я краем глаза, но совершенно отчетливо вижу, как один из нас — Граф — встает бесшумно, мелькает темным пятном в светлом дверном проеме и выходит… налево! А налево обрыв, вы понимаете — пятнадцать метров отвесной скалы. И все. Мы бросаемся гурьбой к дверному проему и смотрим куда-то в туман и вниз, потом по сторонам. Тишина…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Возвращение красоты"
Книги похожие на "Возвращение красоты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Шишкин - Возвращение красоты"
Отзывы читателей о книге "Возвращение красоты", комментарии и мнения людей о произведении.