Зоя Воскресенская - Сердце матери
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сердце матери"
Описание и краткое содержание "Сердце матери" читать бесплатно онлайн.
Сегодня Саша чем-то обеспокоен, что-то упорно решает для себя, даже не расслышал вопроса Володи - пойдет ли он завтра на каток. Обычно все дети рассказывали, что произошло в гимназии. Так было и на этот раз. Только Саша молчал.
После обеда Володя с Олей повели малышей наверх укладываться спать. Мария Александровна с Аней убирали со стола. Саша взял из рук сестры тяжелую стопку тарелок и понес на кухню.
- Мне кажется, у Саши какие-то неприятности, - сказала мать. - Но не будем у него выпытывать. Если найдет нужным, расскажет сам.
Саша вернулся в столовую. Преодолел минутное колебание и спросил:
- Мамочка, Аня, у вас есть несколько минут? Я хотел бы прочитать вам свое сочинение.
Мать и сестра охотно согласились послушать.
Саша побежал на антресоли за тетрадкой и привел с собой Володю.
Мария Александровна подкрутила фитиль в лампе, чтобы было светлее. Все уселись за стол. Саша раскрыл тетрадь, Володя заглянул в нее. Густо исписанные лиловыми чернилами глянцевитые страницы привлекали внешним видом.
- Нам задали сочинение на тему: "Что требуется для того, чтобы быть полезным обществу и государству". Я написал так, как понимаю свой долг перед обществом и государством, - сказал Саша.
- За этим сочинением ты и засиживался последние ночи? - спросила сестра.
- Да. Очень много думал: ради чего человек живет? Ради чего живу я? Сегодня нам раздали тетради. Господин Керенский поставил мне за сочинение четверку.
- Тебе - четверку? - изумился Володя. - Это несправедливо!
- Не спеши судить, - ответил Саша. - Меня огорчила не отметка, а озадачило замечание Федора Михайловича, что у меня в сочинении отсутствует главная мысль, а какая, он не сказал.
- Почитай, дружок, может, вместе и разберемся. - Мария Александровна взяла корзиночку с вязаньем - руки у нее всегда должны быть заняты.
Саша разгладил ладонью лист тетради.
- Сначала у меня идет краткий конспект. Я его опускаю. Начну с текста: "Чтобы быть полезным обществу, человек должен быть честен и приучен к настойчивому труду, а чтобы труд его приносил сколь возможно большие результаты, для этого человеку нужны ум и знание своего дела".
- Трудолюбивый человек не может быть не честен, - горячо возразил Володя. - Раз он любит труд, хорошо работает, значит, он честен.
- Володя, не перебивай, - остановила его Аня, - пусть Саша дочитает до конца.
Саша внимательно посмотрел на брата, словно взвешивая, доступно ли Володе то, над чем он сам долгими ночами мучился.
- Я не случайно поставил на первое место честность, - заметно волнуясь, ответил Саша. - Если человек честный, он выберет себе такое занятие, чтобы от него было больше пользы народу, обществу, а нечестный человек прежде всего будет думать о собственной выгоде. Такой труд может принести обществу вред. Ты согласна, мамочка?
Мария Александровна отложила вязанье в сторону. Ответила не сразу.
- Да, Саша, ты прав. Возьми хотя бы купца Никитина. У него вся семья работает от зари до зари. Сами мешки в амбары грузят. Осенью скупают зерно, а весной продают втридорога. Какая уж тут польза обществу!
Саша просиял.
- А ты согласен? - спросил он младшего брата.
- Вполне, - ответил Володя, глядя влюбленными глазами на Сашу. Читай, читай дальше.
- "Но честности и желания принести пользу обществу недостаточно человеку для полезной деятельности: для этого он должен еще уметь трудиться, то есть ему нужны любовь к труду и твердый, настойчивый характер. Трудолюбие необходимо каждому трудящемуся человеку; труд по какому-либо внешнему побуждению не принесет и половины той пользы, которую принес бы свободный и независимый труд..."
- Вот это я не совсем понимаю, - сказала Аня. Она стояла, прислонившись к кафельной печке.
- Труд раба, труд по принуждению, подневольный труд не может принести той пользы обществу, какую ему может дать человек свободный, избравший себе профессию по своему желанию, - ответил Саша.
Мария Александровна вдруг по-новому увидела своего старшего сына. Какие глубокие мысли волнуют его! И эти мысли так близки и Ане и даже одиннадцатилетнему Володе. Он, младший, обычно непоседа и пересмешник, сейчас замер, оперся на сплетенные пальцы подбородком, не шевельнется, и только живо и заинтересованно искрятся чуть прищуренные глаза.
Аня подошла к брату, заглянула через плечо в тетрадь, еще раз перечитала.
- Но я не могу выбрать профессию по своему желанию, значит, я не свободный человек?
- Да, ты не свободный человек, - резко произнес Саша.
И эта жесткая нотка осуждения относилась вовсе не к сестре, а к кому-то другому, кто сковывает свободу сестры, поняла Мария Александровна.
- Дальше я это объясняю. - Саша перевернул страницу. - "Любовь к труду должна простираться не только на легкие и ничтожные вещи, но и на то, что с первого взгляда кажется непреодолимым. Чтобы быть действительно полезным членом общества, человек должен настолько приучиться к настойчивому труду, чтобы не останавливаться ни перед какими трудностями и препятствиями, ни перед теми, которые представляют ему внешние обстоятельства, ни перед теми, которые представляют ему собственные недостатки и слабости: для этого он должен уметь управлять своей волей и выработать в себе твердый и непреклонный характер". Мне кажется, что я ответил на твой вопрос, обратился к сестре Саша.
- Да, твердого и непоколебимого характера мне как раз и не хватает, призналась Аня, - но даже если бы он у меня был, как я могу изменить "внешние обстоятельства", как я могу изменить законы и порядок в нашем государстве?
Саша пожал плечами:
- Я считаю, что если действительно хочешь принести пользу обществу, то нельзя останавливаться ни перед какими трудностями и препятствиями.
- Но как их преодолеть, эти препятствия? - почти с отчаянием спросила Аня.
- Не знаю - как, но знаю только, что это необходимо. - И, уловив недоумевающий и встревоженный взгляд матери, продолжал читать: "Умственное развитие необходимо человеку так же, как и нравственное; без него деятельность человека может получить ложное направление и не будет приносить никакой пользы людям. Но и верно направленный труд умного и трудолюбивого человека может приносить различные результаты, смотря по тому, насколько производительно он выполняется..."
Володя прикоснулся к Сашиной руке:
- Извини, что перебиваю, но объясни, что значит производительно выполнять труд?
- Слушай до конца. "Для того чтобы деятельность человека приносила полезные результаты при возможно меньшей затрате труда и сил, для этого человеку нужно основательное знание того дела, которое будет предметом его занятий. От степени образованности вообще и, в частности, от знания своего дела много зависит та польза, которую принесет человек обществу". Теперь понятно? - спросил Саша брата.
Володя утвердительно кивнул головой:
- Понятно. Надо отлично знать дело, за которое взялся, чтобы трудиться было легко и чтобы от этого труда было больше пользы. Так?
- И к этому необходима широкая образованность, - добавил Саша. Он закрыл тетрадь.
Некоторое время все молчали.
- Я бы никогда не смогла так глубоко и логично сформулировать идеал служения обществу, как сделал это ты, - сказала растроганная Аня.
- И за такое сочинение четверка! Я сразу сказал, что это несправедливо. Несправедливо! - горячился Володя.
- Я ничего не упустил в своем сочинении? - спросил Саша, обращаясь главным образом к матери.
- По-моему, это отличное сочинение. Но, может быть, в нем были грамматические ошибки?
- Нет, грамматических ошибок не было. Но мне кажется, что Федор Михайлович снизил мне балл за то, что я не внял его подсказке, когда он задавал нам это сочинение: "Соблюдать заповеди господни, служить верой и правдой царю". Это, очевидно, он считал главной мыслью сочинения.
- А почему ты не написал этого? - осторожно спросила мать, стараясь подавить тревогу, вдруг возникшую в сердце.
- Я написал то, что входит в программу моей жизни, - уклончиво ответил Саша.
- Я бы на месте господина Керенского поставил кол себе, преподавателю словесности, за то, что ничего не понял. - Володя взял в руки тетрадь. Саша, разреши прочитать мне самому еще раз.
- Бери, но читать будешь, когда выучишь все уроки.
Володя прижал тетрадь обеими руками к груди и понесся к себе наверх.
- Как ты думаешь, папа одобрит мое сочинение? - спросил Саша мать.
- Думаю, что папе будет интересно проследить ход твоих мыслей. Глубокие и правильные рассуждения.
- Спасибо, мамочка!
Аня и Саша ушли. Мать осталась одна.
К чувству гордости за сына, озабоченного в свои пятнадцать лет вопросом, как принести пользу людям, примешалась тревога. Почему Саша не включил в свое сочинение тезис "служение царю"? Ведь еще года не прошло, как был убит царь Александр II. И сейчас во всех школах и гимназиях стараются внушить и укрепить любовь и преданность к царю. Поэтому и задали сочинение на такую тему. Саша этот вопрос в своем сочинении обошел. Случайно? Но из его суждений можно понять, что "служение царю", как и "служение богу", не входит в заповеди его жизни.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сердце матери"
Книги похожие на "Сердце матери" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Зоя Воскресенская - Сердце матери"
Отзывы читателей о книге "Сердце матери", комментарии и мнения людей о произведении.