» » » » Александр Никольский - Занимательная физиология


Авторские права

Александр Никольский - Занимательная физиология

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Никольский - Занимательная физиология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научпоп, издательство Северо-Запад, Книжный Клуб Книговек., год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Никольский - Занимательная физиология
Рейтинг:
Название:
Занимательная физиология
Издательство:
Северо-Запад, Книжный Клуб Книговек.
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-904656-50-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Занимательная физиология"

Описание и краткое содержание "Занимательная физиология" читать бесплатно онлайн.



В книге «Занимательная физиология» профессора Александра Никольского (1858–1942) в популярной форме рассказывается об устройстве организма, о важнейших жизненных функциях и особенностях работы отдельных органов. Книга насыщена наглядными примерами, сложный материал подается через призму повседневного опыта. Автор дает читателю ключ к пониманию своего организма и предлагает рекомендации по сохранению здоровья.

Отдельные части книги посвящены сну и гипнозу. В них автор раскрывает суть этих понятий, описывает физиологические процессы, происходящие в организме человека во время сна и гипноза, описывает случаи гипнотического воздействия и говорит о пользе и вреде такого воздействия.

Книга рассчитана на самый широкий круг читателей.






Так же ведут себя на уроках чистописания ученики, которые только что начали учиться писать. Они помогают своим буквам укладываться на бумагу движениями головы, рта, языка. Если взрослую кошку посадить на мех, она начинает топтаться на нем передними лапами, расправляет пальцы и слегка выпускает при этом когти, словом, проделывает те же движения, которые производила, когда была котенком и сосала свою мать. Надавливая лапами около соска, котята содействуют выделению молока; они как бы доят мать. Взрослая же кошка, попадая на шерсть, по старой привычке повторяет эти движения, хотя в них нет никакой надобности. Ощущение шерсти вызывает такой рефлекс.


Рис. 74. Непроизвольные движения при письме.
Рис. 75. Человек, режущий ножницами, невольно открывает и закрывает рот в такт движению ножниц.

В приобретении привычек немалое значение имеет склонность животных и человека к подражанию. Когда человек режет ножницами что-нибудь твердое, например, толстый картон, он, сам того не замечая, открывает и закрывает рот в такт ножницам, явно подражая стригущим движениям ножниц.

ГЛАВА 6

Гнев и ярость

Человек, находящийся под влиянием гнева, очень напоминает собаку, которая собирается грызться с другой собакой. Собираясь драться, собака оскаливает зубы. Это, во-первых, угроза, а во-вторых, подготовка к драке, в некотором роде обнажение оружия перед дракой. Хвост у такой собаки находится в состоянии напряженности. Он делается твердым и упругим, как пружина. Собака не размахивает им, как делает в добродушном настроении, только кончик его слабо шевелится.

Такое состояние хвоста указывает на то, что мышцы собаки напряжены и готовы к тому, чтобы вдруг пустить их в действие. Собаку, приготовляющуюся к драке и находящуюся в состоянии гнева, можно сравнить с туго натянутым луком: достаточно слабого движения пальцами для того, чтобы лук со всей силой выбросил стрелу. Кроме того, собака перед дракой прижимает уши — это делается затем, чтобы в драке враг не так легко мог поймать ее за ухо. Те животные, которые в драке не кусаются, например, быки, козы и овцы, ушей не поджимают, но лошади делают это — они кусаются. Перед дракой у собаки также шерсть встает дыбом. Это делается хотя и бессознательно, но для того, чтобы казаться крупнее и таким способом напугать своего противника, а во всякой драке испугавшаяся сторона имеет шансы потерпеть поражение.


Рис. 76. Выражение гнева.

Человек в состоянии гнева, конечно, не поджимает ушей, потому что они у него не двигаются; волосы тоже не встают дыбом; не орудует он и хвостом, которого у него нет, но все остальное проделывает в том же роде, как обозлившаяся собака. Биение сердца усиливается — лицо краснеет; дыхание ускоряется — ноздри расширены, чтобы пропустить в легкие побольше воздуха; лоб всегда бывает нахмурен, зубы стискиваются, что, подобно хвосту обозлившейся собаки, указывает на то, что мышцы напряжены. В состоянии гнева человек не мечется, как это бывает в состоянии ярости; он стоит твердо на ногах, голову держит прямо или слегка откидывает ее назад, сжимает кулак и вообще принимает такую позу, которая говорит, что вот-вот он бросится на противника.

При сильном гневе, близком к состоянию ярости, человек оскаливается, приподнимая верхнюю губу, обыкновенно на той стороне, которая обращена к противнику, и таким способом показывает свои клыки. В этом отношении он особенно напоминает оскалившуюся собаку.


Рис. 77. Гиббон сердится.

Культурный человек в гневе, как бы этот гнев ни был силен, не собирается кусаться, но его дикие предки, наверное, кусались, как и делают обезьяны, а также дети и некоторые дикие народы. У современного человека клыки не длиннее остальных зубов, поэтому показывать именно клыки в настоящее время не имело бы смысла, если бы даже человек во время драки прибегал к помощи зубов. Надо думать, что манера показывать именно клыки сохранилась еще от того времени, когда у человека или его предков, подобно тому как у современных обезьян, эти зубы были длиннее остальных зубов и приспособлены именно к тому, чтобы кусаться.

Ярость есть сильная степень гнева; она проявляется в общем так же, как и гнев, только в усиленной степени. Однако при сильной ярости человек не стоит на месте, а бросается на противника или, если такового нет, мечется в разные стороны, разбрасывает все, что попадается под руку, бьет ни в чем неповинных животных или людей и вообще проделывает то, что стал бы проделывать с виновником чувства ярости.

ГЛАВА 7

Страх

При ощущении страха глаза и рот широко раскрываются, брови поднимаются кверху, сердце усиленно бьется, но лицо бледнеет, что объясняется сужением кровеносных сосудов лица. Иногда, наоборот, деятельность сердца настолько ослабевает, что человек падает в обморок. При сильном страхе по всей коже выступает холодный пот, мышцы начинают дрожать, и губы трясутся, руки вытягиваются вперед, как бы затем, чтобы отстранить от себя опасность, голос становится хриплым или совсем пропадает; появляется непреодолимое стремление бежать сломя голову, что особенно часто наблюдается на войне. При ощущении ужаса, который представляет сильную степень страха, волосы становятся дыбом, и кожа испытывает ощущение, словно по ней бегают мурашки.


Рис. 78. Выражение ужаса.

Некоторые из этих проявлений страха Дарвин объясняет наследием того времени, когда человек находился в состоянии дикаря. Испуганный дикарь широко раскрывает глаза для того, чтобы скорее и лучше рассмотреть причину, вызвавшую испуг. Наклонность бежать без оглядки не требует объяснений. Поднятие волос дыбом имеет такое же значение, что и вздыбленная шерсть у испугавшейся собаки или кошки: прием придать себе более страшный вид с тем, чтобы испугать противника; он применяется, конечно, совершенно бессознательно — и у собаки, и у человека волосы сами собой становятся дыбом, для этого нужно только ощущение страха. Волосы поднимаются дыбом не только на голове, но и по всей коже, которую они щекочут и вызывают то ощущение, про которое говорят, что от страха мурашки пробежали по коже.

В настоящее время при ощущении страха в силу наследственности мы непроизвольно проделываем все те движения, которые у наших диких предков были частью целесообразны, частью являлись неизбежным последствием этих целесообразных движений. Теперь человеку при ощущении страха нет надобности усиленно обозревать окрестности и прислушиваться к звукам, но все-таки он широко раскрывает рот и глаза, делает попытку бежать, а от усиленного напряжения всей нервной системы впадает в расслабленное состояние, даже в обморок.

ГЛАВА 8

Отчего человек от стыда краснеет?

У человека бывают два способа выражения своих чувств и мыслей. Один чисто условный, искусственный; другой является естественным ответом организма на душевное состояние человека. Условные способы, будучи искусственными, различны у разных народов. У нас приветствуют друг друга рукопожатием или сниманием шапки, у китайцев приседанием, а у некоторых народов нюханием друг друга. Естественным способом выражаются такие ощущения, как гнев, горе, страх и т. д. Этого рода выражения у всех народов одинаковы. Дарвин, который много занимался изучением выражения ощущений, разослал опросные листы своим соотечественникам, служившим во всех английских колониях, и получил ответы о выражении ощущений у самых разнообразных народов, даже у дикарей и людоедов. Из этих ответов было ясно, что у всех народов выражения перечисленных ощущений одинаковы. Между прочим, все от стыда краснеют. У негров красноты лица, конечно, нельзя заметить, но Дарвин приводит пример одного негра, у которого на лице был шрам; на месте этого шрама новая кожа не получила краски, оставшись белой, так что на щеке была белая полоса, и эта полоса краснела, когда негру было стыдно.

Стыд, как известно, выражается, главным образом, в покраснении лица. Пристыженный человек, кроме того, опускает глаза, смотрит в сторону, отворачивает голову, а иногда прикрывает лицо рукавом. Все эти движения указывают на то, что стыдящийся человек желает спрятать свое лицо от человека, которого стыдится. Дарвин полагает, что начало этих выражений стыда кроется в уважении к мнению других и в страхе перед неблагоприятным мнением о личности стыдящегося. Первоначально эти чувства возникли в области половых отношений. Молодые люди, особенно женского пола, очень чувствительны к тому, что о них думают молодые люди другого пола. Главным образом, беспокоятся они о том, как бы их наружность не показалась непривлекательной, а в наружности главную роль играет лицо. Достаточно малейшего подозрения в том, что лицо производит на другого человека неблагоприятное впечатление, — и стыдящийся прежде всего старается спрятать свое лицо, для чего и поворачивает его в сторону или закрывает рукой. Прилив крови к лицу объясняется тем, что у стыдящегося все внимание направлено на собственное лицо, а к тем частям тела, на которые устремлено внимание, усиливается приток крови, что и вызывает покраснение. Направляя усиленное внимание на какой-нибудь орган своего тела, человек может вызвать разные изменения этого органа, даже расстройство его деятельности; мнительные люди, которые воображают у себя разные болезни, в конце концов могут заболеть одной из этих болезней. Чувство стыда сначала вызывалось беспокойством о том, что подумает о лице стыдящегося представитель другого пола. Но потом в силу привычки человек стал повторять те же движения и краснеть также и в тех случаях, когда приходится стыдиться своих поступков.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Занимательная физиология"

Книги похожие на "Занимательная физиология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Никольский

Александр Никольский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Никольский - Занимательная физиология"

Отзывы читателей о книге "Занимательная физиология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.