Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История одного лагеря (Вятлаг)"
Описание и краткое содержание "История одного лагеря (Вятлаг)" читать бесплатно онлайн.
До сих пор в России не было ни одной научной книги по истории любого из 50-ти с лишним лагерных комплексов ГУЛАГа. Между тем именно лагерные комплексы были основой, становым хребтом гулаговской империи. Только исследуя историю отдельно взятого лагеря, можно до конца понять и объяснить механизм лагерной системы. В данной книге впервые на основе богатого архивного материала, воспоминаний очевидцев рассказывается об истории формирования и функционирования одного из 10-ти лесных лагерей Вятлага ГУЛАГа с 1930-х до 1960-х годов. Перед читателем раскрывается уникальная картина жизни и быта людей в исключительно тяжелых условиях неволи на русском Севере. Книга будет интересна всем, кого занимает историческая судьба России в XX веке и прежде всего одна из самых горестных и закрытых тем - история ГУЛАГа.
Возвращаясь к обозрению хозяйственных дел лагеря, необходимо отметить, что период до массовой амнистии политзаключенным (1956-1959 годы) – это время стабильного выполнения Вятлагом производственных планов и заданий. Так, за 10 месяцев 1958 года "программа основного производства" освоена на 103 процента, в том числе по вывозке деловой древесины – на 107, по лесопилению – на 112, по шпалопилению – на 104 процента. Даже вывод заключенных на оплачиваемые работы (показатель, который хронически недотягивал до норматива) в указанный период 1958 года составил 73,8 процента (вместо 71,4 процента по плану).
В конце 1950-х годов внедрена так называемая отрядная система: вместо бригад в "зонах" созданы 126 отрядов.
Примерно к 1955 году почти прекратилась ручная валка леса – появились электро- и бензопилы. Повсеместно стала внедряться механизированная трелевка хлыстов. Увеличивалось количество техники в лагере: если в 1950 году в лесу работали 66 автомашин и 27 трелевочных тракторов, то в 1955 году – уже соответственно 125 автомобилей и 167 тракторов, техническая вооруженность (в расчете на 1.000 кубометров заготовленной древесины) возросла в 1950-1954 годах на 70 процентов.
Впрочем, ручного труда было еще очень много: например, на погрузке вагонов всю "механизацию" по-прежнему составляли багры, веревки да руки лагерников. Даже в 1958 году вручную грузили до 85 процентов леса. Сплошь вручную производились и все вспомогательные работы (а они составляли в лагере 60-70 процентов общих трудозатрат)…
Как результат – производительность труда практически не повышалась: за тот же период (с 1950-го по 1954 год) ее рост составил лишь 6,4 процента, а по сравнению с 1940 годом – всего 1,7 процента (иными словами – в послевоенное время эффективность работы "исполнителей программы" была даже ниже, чем накануне войны).
Не принесла ожидаемого и попытка перевода ИТЛ на режим работы без государственных дотаций. Себестоимость кубометра добываемой в Вятлаге древесины оставалась очень высокой (по плановому нормативу 1958 года – 53 рубля 29 копеек). Впрочем, в иррациональной, противоестественной, казуистической системе советской экономики формально прибыльными считались даже фактически убыточные лесные лагеря…
Тем не менее планируемые для Вятского ИТЛ объемы производства возрастали с каждым годом: задание по лесозаготовкам на 1960 год достигло 1.500.000 кубометров деловой древесины. На семилетку (1959-1965 годы) общий объем валовой продукции предусмотрен в сумме 1.838.000.000 рублей. Но гигантизм этих планов оказался лагерю явно не по силам…
***
Между тем, гулаговская система по-прежнему воспроизводила самое себя: если в 1957 году неоднократно судимых (рецидивистов) в Вятлаге насчитывалось 53 процента от общего числа заключенных, то в 1959 году (после амнистии "политическим") – уже 61,4 процента.
Лагерные нравы и обычаи заключенные переносили в "вольную" или "полувольную" жизнь. Немало лагерников освобождалось с ограничением выезда за пределы региона "отбывания наказания", оседало в близлежащих населенных пунктах. Это нередко приводило к самым печальным, а порой и трагическим последствиям.
Об одном из множества таких событий рассказывает в своих воспоминаниях бывший следователь И.Д.Чупрынов.
Осенью 1957 года в далеком лесном поселке Камский Кайского (ныне Верхнекамского) района, на спецпоселении, где абсолютное большинство обитателей составляли освободившиеся вятлаговские заключенные (в основном – "власовцы"), произошли массовые беспорядки, сопровождавшиеся погромами и убийствами.
Трупы нескольких убитых жителей (с привязанными камнями) сбросили на дно реки Камы. Спустя несколько недель, один из этих трупов "выловили" у соседнего поселка, где находился собственный милицейский участок, и только тогда возбудили уголовное дело.
Расследовавший его И.Д.Чупрынов отмечает:
"…Сложность в расследовании дела заключалась в отдаленности (более 100 километров) от райцентра (села Лойно – В.Б.), отсутствии оперативной помощи, а также еще и в том, что в среде бывших заключенных сложились особые порядки: одни только приказывали, другие только прислужничали (шестерки). А третьи гнули спины и выполняли приказы первых двух "каст". Все друг друга боялись, никто и ни с кем в контакты не вступал и никто об этом преступлении рассказывать не хотел. Каждый житель поселка от явки на допрос уклонялся, а принудительно доставленные участковым милиционером Кривоноговым давали заведомо ложные показания.
Забегая вперед, сообщу, что по этому делу привлечено к ответственности, кажется, 25 человек, в том числе и бывший участковый уполномоченный райотдела милиции Кривоногов, который, как установлено расследованием, принял активное участие в массовых беспорядках, выразившееся в том, что своим табельным пистолетом в присутствии большой пьяной разъяренной толпы народа наносил удары пострадавшим, тем самым поощряя толпу на бесчинства и жестокость.
Всеми этими массовыми беспорядками, погромами и убийствами руководил бывший командир батальона Красной Армии, а затем командир батальона "власовской" армии, майор, который в день совершения массовых беспорядков был комендантом поселка Камский и входил в элиту "касты". С целью расправы с неугодными ему лицами, в день получки заработной платы и всеобщей пьянки приближенным лицам он заявил, что его якобы проиграли в карты и хотят убить. Поэтому предложил им опередить эти события. Небольшая кучка бывших "зэков" быстро обросла толпой пьяных разъяренных лиц, и начались погромы и убийства. Они ходили от дома к дому, на своем пути всех избивали, вырывали с косяками окна и двери в домах, выбрасывали за руки и за ноги на улицу укрывшихся там и жестоко убивали. Конкретно лиц, с которыми надо было расправиться, толпе называл указанный майор…"
Конечно, в условиях города такого рода "полная консервация" лагерных порядков была гораздо менее возможна, но отдельные элементы "тюремного" быта, "блатного" поведения и мировоззрения широко проникали не только в низшие, но и во все другие слои советского общества.
В те годы "зачастили" с "визитами" в "зоны" так называемые "заочницы" – "невесты" или "подруги".
П.Ф.Лещенко вспоминает, что однажды в Вятлаг в роли такой "заочницы" приезжала даже депутат Верховного Совета РСФСР. И сделала доброе дело: взяла характеристики на своего "избранника" (с лагерным сроком в 25 лет), а также на двух его "корешей". Через два месяца после отъезда депутата-"заочницы" всех троих амнистировали…
"…Чудеса в решете, – едко замечает Петр Федотович, – как просто человека посадить ("намотать срок") и как просто человека выпустить, если прикосновен к механизму власти!.."
Десятилетия "большого террора", когда "сажали" всех подряд и ни за что, произвели в умах и душах советских людей глубокий переворот: стыд за противоправное деяние, боязнь уголовного наказания и тюрьмы утрачены. Общественное осуждение криминала также почти отсутствует: раньше в иной деревне (если, скажем, прадед отсидел неделю в арестантской за неуплату налога), так всю семью лет сто "колодниками" звали. Ныне же какого-нибудь мелкого воришку после выхода из "зоны" встречают чуть ли не как "героя космоса"…
Нельзя, конечно, не учитывать и послевоенную демографическую ситуацию в стране: мужчин на "воле" тогда осталось не так уж много, вот и потянулись женщины к лагерникам – каким-никаким, а мужикам…
С "заочницами" (а "движение" это началось как раз в пору "оттепели") связаны сотни историй: самых разных, порой – забавных, а чаще – не очень…
Об одной из них уже повествовалось на страницах нашей книги – в главе III-й. Напомним: для получения (на 3-5 суток, с правом проживания в специальной отдельной комнате) личного свидания с женщиной необходимо было, чтобы заключенный состоял с нею в официальном (зарегистрированном) браке. И вот нашелся (в конце 1950-х годов) на Комендантской "зоне" Вятлага один заключенный-"умелец", который (за умеренную плату) так ловко "ставил" в паспорта приезжих гражданок самодельные "брачные" штампы, что не отличишь от подлинных, и таким образом "осчастливил" не один десяток человек…
Надо сказать, что при всеобщем российском ротозействе-головотяпстве пресловутая "политическая бдительность" и в лагере чаще всего на поверку являлась не более чем декларируемой формальностью.
В декабре 1958 года, например, в жилой "зоне" 19-го ОЛПа красовался внушительный транспарант: "Лучший сучкоруб Зубарев выполняет нормы на 136 процентов. Берите с него пример!" Между тем этот самый Зубарев еще в июле ушел "в бега", причем – "с концами", "без следа"… Так что пример "сучкоруба-передовика" многим солагерникам, несомненно, представлялся весьма убедительным, но совершенно в ином смысле, нежели тот, который имели в виду "вдохновители и организаторы" упомянутой "наглядной агитации"…
Примерно в то же самое время (в условиях тотального и жесточайшего засекречивания любой информации о лагере) прямо возле 1-го дома Управления ИТЛ в поселке Лесном размещалась "Доска показателей соцсоревнования" среди лагпунктов, на которой вся дислокация подразделений Вятлага раскрывалась, как на ладони…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История одного лагеря (Вятлаг)"
Книги похожие на "История одного лагеря (Вятлаг)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)"
Отзывы читателей о книге "История одного лагеря (Вятлаг)", комментарии и мнения людей о произведении.