» » » » Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)


Авторские права

Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)

Здесь можно скачать бесплатно "Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Аграф, год 2001. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)
Рейтинг:
Название:
История одного лагеря (Вятлаг)
Издательство:
Аграф
Жанр:
Год:
2001
ISBN:
978-5-7784-0042-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История одного лагеря (Вятлаг)"

Описание и краткое содержание "История одного лагеря (Вятлаг)" читать бесплатно онлайн.



До сих пор в России не было ни одной научной книги по истории любого из 50-ти с лишним лагерных комплексов ГУЛАГа. Между тем именно лагерные комплексы были основой, становым хребтом гулаговской империи. Только исследуя историю отдельно взятого лагеря, можно до конца понять и объяснить механизм лагерной системы. В данной книге впервые на основе богатого архивного материала, воспоминаний очевидцев рассказывается об истории формирования и функционирования одного из 10-ти лесных лагерей Вятлага ГУЛАГа с 1930-х до 1960-х годов. Перед читателем раскрывается уникальная картина жизни и быта людей в исключительно тяжелых условиях неволи на русском Севере. Книга будет интересна всем, кого занимает историческая судьба России в XX веке и прежде всего одна из самых горестных и закрытых тем - история ГУЛАГа.






Документ N 69.


СПРАВКА


о численности осужденных за контрреволюционные преступления и бандитизм, содержащихся в лагерях и колониях МВД, по состоянию на 1.07.1946 г.

В лагерях В колониях Всего абс. % абс. % абс. %

Общее наличие осужденных 616.731 100 755.254 100 1.371.986 100

Из них за к/р преступления 354.568 57,5 162.024 21,4 516.592 37,6

В том числе: измена Родине(ст.58-1) 137.463 22,3 66.144 8,7 203.607 14,8

шпионаж(58-6) 12.405 2,0 3.094 0,4 15.499 1,1

терроризм 7.391 1,2 2.038 0,3 9.429 0,7

вредительство(58-7) 3.781 0,6 770 0,1 4.551 0,3

диверсии(58-9) 2.509 0,4 610 0,1 3.119 0,2

к/р саботаж(58-14) 26.411 4,3 4.533 0,6 30.944 2,3

участие в а/с заговоре

(58-2,3,4,5,11) 26.099 4,2 10.833 1,4 36.932 2,7

а/с агитация(58-10) 85.652 13,9 56.396 7,5 142.048 10,4

полит.бандит.

(58-2,5,9) 5.937 1,0 2.835 0,4 8.772 0,6

нелегальный переход границы 2.655 0,4 1.080 0,1 3.735 0,3

контрабанда 3.772 0,6 259 – 4.031 0,3

члены семей измен. Родине 1.012 0,1 457 0,1 1.469 0,1

социально опасные элементы 6.382 1,9 1.323 0,2 7.705 0,6

прочие к/р преступления 33.099 5,5 11.652 1,5 44.751 3,2

Начальник ОУРЗ ГУЛАГа МВД СССР подполковник Алешинский

Пом.начальника ОУРЗ ГУЛАГа МВД СССР Яцевич

29 августа 1946 г. .


ВЕРХНЕКАМСКИЙ ФОСФОРИТНЫЙ РУДНИК ЗА 1939-1944 ГОДЫ


(Воспоминания)

Впервые я узнала о существовании поселка Рудничный, когда приехала по распределению института вместе с мужем на работу в Лесную среднюю школу. Но оказалось, что Лесная школа к августу 1939 года была недостроена.

Директор Рудничной школы Шабалин Григорий Алексеевич предложил работу в своей школе. Так с августа 1939 года я и мой муж Чудиновских Е.Е. стали учителями Рудничной средней школы. Дали мне уроки астрономии и физики в 10 классе и математику в 7 классе. Мужу – уроки биологии и географии в младших классах.

Поселили нас в бараке (дали комнату). Жизнь начиналась трудно. Питались мы в рабочей столовой. Это было очень дорого. Дома готовить не могли, т.к. не было продуктов и посуды. Комнату в бараке дали, а мебели никакой, и купить ее было негде. Первое время мы с мужем спали на полу, даже без матраца, сидели на окне, обедали на чемодане.

В школе нас пожалели – дали старый стол и два старых стула, в хозчасти рудоуправления дали кровать и матрац. Воду можно было брать на водокачке или из бочки, которую привозили к дому. Но надо было иметь ведро и жетон. Жетон на воду скоро удалось купить в домоуправлении, а вот с ведром дело оказалось сложнее. В местном магазине ведра не продавали. Пришлось купить большую банку повидла и из нее сделать ведро.

Что Вятская губерния – место ссылки, я теоретически знала, но на деле столкнулась с этим впервые. На поселке размещалось управление Вятлага. Ежедневно группы заключенных прибывали для распределения по лагпунктам и прибывали группы с лагпунктов – те, которых освобождали из заключения. Эти группы производили тяжелое впечатление.

Кроме того, в это лето 1939 года строилось второе здание школы. Строили заключенные. Их утром приводили на работу под конвоем (стрелки, собаки…) и уводили с работы под конвоем. Это тоже было нерадостное зрелище.

Потом я узнала, что на поселке много спецпереселенцев и административно ссыльных из разных городов и областей. (Муж – в тюрьме, "враг народа", семья – в ссылке). В школе работала зав.буфетом Колпакова Елена Александровна, административная (выселенная – В.Б.) из г.Ленинграда. Муж ее работал машинистом на электростанции, арестован. Семью – жену и сына выслали из Ленинграда в пос.Рудничный.

Сын Слава учился у меня в 7 классе. Жили мы в одном бараке. Все это сдружило нас. Елена Александровна была очень душевным, добрым человеком, и она позднее мне очень помогла жить, когда я осталась одна с маленькой дочкой. Елена Александровна и Слава нянчили девочку, когда у меня не было няни, а надо было идти на работу.

Некоторые учителя были тоже переселенцы или административно ссыльные (Егорушкин А.В. – математик, Евстигнеев Д.Ф., Окулевич Е.К., Захаров Н.А., Мошнина Т.В. и др.). В школе учились дети репрессированных родителей. Это тоже вызывало определенные трудности по учебе и по воспитанию. Некоторые дети по примеру родителей были отрицательно настроены ко всему советскому. Кроме того, некоторые дети вместе с родителями переезжали с поселка на поселок и имели перерыв в учебе. В классах были переростки, они создавали определенную обстановку в классе, не всегда хорошую. В моем 10 классе был ученик Ваня Моисеев, который был моложе меня только на 4 года. Я его очень стеснялась.

Вышло постановление правительства о призыве на военную службу учителей. Так, осенью 1940 года ушли служить учителя: Чудиновских Е.Е. – биолог, Смирнов П.С. – литератор, Бушмелев В.А. – историк, Сенников Н.В. – математик, Куманейкин К.И. – начальные классы. Дирекции школы пришлось перераспределять уроки между оставшимися учителями. Наша жизнь в какой-то степени осложнилась, нагрузки у учителей увеличились.

Я осталась одна с маленькой дочкой, не было няни. Иногда не знала, с кем ее оставить, чтобы идти на уроки в школу.

Когда шло присоединение к Советскому Союзу некоторых областей Белоруссии и Западной Украины, на Руднике появились ссыльные поляки и молдаване. Они говорили и одевались не по-нашему. Мы их разглядывали, удивлялись. Но на Руднике они долго не задерживались. Их быстро распределяли по лесным поселкам. Они стали работать на лесозаготовках. Более мы с ними не встречались.

1941 год. 22 июня началась Великая Отечественная война. Учителя были в отпусках. Я с дочкой гостила у бабушки в Юрьянском районе. Тут и услышала выступление В.М.Молотова о нападении немцев на Советский Союз. Пожилые женщины плакали, они хорошо знали, что это значит.

Меня это известие тоже очень взволновало. Мой [муж] служил на западной границе (около г.Минска) и мог попасть под бомбежку или обстрел в первые же дни. Я очень тревожилась о нем.

Вся страна была в тревоге. Что будет дальше? Хотелось верить, что это обычный пограничный инцидент и скоро все закончится. Но на деле все оказалось гораздо серьезнее. Отпуска всем отменили, все работающие должны были явиться на свои рабочие места. Заглянув на 2 дня к родителям в Верхошижемский район, я вернулась на Рудник.

В стране шла всеобщая мобилизация людей, техники, лошадей, повозок и т.д. В Верхошижемском районе мимо нашего дома непрерывным потоком шли подводы с мобилизованными.

Рудник встретил митингом. Около 400 мобилизованных и сотни провожающих. Смех, песни, слезы и наказы писать чаще письма и беречься от немецких пуль.

После этого на поселке стало тихо, но ненадолго. Мобилизовали учителей школы: Шабалина Г.А., Конурина И.М., Лебедева А.А. и др. Школа осиротела. Директором Рудничной школы стал Столбов Петр Михайлович.

Вскоре поступило распоряжение развернуть на поселке госпиталь. Срочно освобождались здания школы, бараки и другие большие дома. Школу перевели в барак. Жителей бараков расселили по другим домам. Я из барака переселилась в дом на улице Колхозной. В одной половине дома поселилась Окулевич Е.К. с семьей, а в другой учительница Мошнина Т.В. с семьей и я с дочкой.

Силами учащихся и учителей перенесли в барак школьное имущество: часть отправили в сарай, часть а барак. Учились в две смены, об учебных кабинетах не было и речи. Для физических приборов не было комнаты, отвели только угол на полу в учительской. Вот и все.

С питанием стало совсем плохо. Всем жителям поселка выдали хлебные карточки (400 г на служащего и иждивенца, 600 г на рабочего), по ним давали только хлеб, соль и спички, да и то в ограниченном количестве. В магазинах свободно ничего не продавали. Некоторые учителя, и я в том числе, меняли вещи на картошку. Нашими конкурентами были работники Вятлага. Они приносили мыло, селедку, керосин. Все это крестьяне брали охотно, а вот вещи (одежду) брали очень плохо. Иногда ничего не удавалось поменять.

Питались мы плохо. Никакого рынка на поселке не было. Чтобы что-то купить, надо было ходить по домам или узнавать через учеников, кто что может продать. Многие переселенцы имели свои дома, огороды и скот. Многие держали коз (на поляны гоняли два больших стада коз).

Но трудились мы честно. Опозданий и прогулов не было (за опоздание на 20 минут судили, давали принудработу на 6 месяцев с вычетом из зарплаты 25%).

Учащиеся и учителя оборудовали госпиталь: расставили кровати, тумбочки, разнесли по палатам постельное белье, заправили кровати. На поселке появились новые врачи и мед.сестры. Вскоре появились и первые раненые красноармейцы. Их встречали очень радушно и помогали всем, чем могли. Дети готовили концерты и выступали перед ранеными.

Летом 1942 года, помню, школьники младших классов заготовляли грибы, ягоды, лекарственные травы. Сдавали все это на заготовительные пункты. За это им давали немного хлеба. Старшие школьники вместе с учителями работали в колхозах, помогали убирать урожай.

Фронтовые сводки были тревожные. Идут ожесточенные бои, сдан один город, затем второй… В огне вся европейская часть страны. Под обстрелом Москва, Украина, Северный Кавказ. Стали приходить письма с фронта и из госпиталей. Во многих семьях появились дети-сироты и вдовы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История одного лагеря (Вятлаг)"

Книги похожие на "История одного лагеря (Вятлаг)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Бердинских

Виктор Бердинских - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)"

Отзывы читателей о книге "История одного лагеря (Вятлаг)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.