» » » » Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)


Авторские права

Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)

Здесь можно скачать бесплатно "Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Аграф, год 2001. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)
Рейтинг:
Название:
История одного лагеря (Вятлаг)
Издательство:
Аграф
Жанр:
Год:
2001
ISBN:
978-5-7784-0042-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История одного лагеря (Вятлаг)"

Описание и краткое содержание "История одного лагеря (Вятлаг)" читать бесплатно онлайн.



До сих пор в России не было ни одной научной книги по истории любого из 50-ти с лишним лагерных комплексов ГУЛАГа. Между тем именно лагерные комплексы были основой, становым хребтом гулаговской империи. Только исследуя историю отдельно взятого лагеря, можно до конца понять и объяснить механизм лагерной системы. В данной книге впервые на основе богатого архивного материала, воспоминаний очевидцев рассказывается об истории формирования и функционирования одного из 10-ти лесных лагерей Вятлага ГУЛАГа с 1930-х до 1960-х годов. Перед читателем раскрывается уникальная картина жизни и быта людей в исключительно тяжелых условиях неволи на русском Севере. Книга будет интересна всем, кого занимает историческая судьба России в XX веке и прежде всего одна из самых горестных и закрытых тем - история ГУЛАГа.






Более "философски" смотрит на проблему другой писатель-"гулаговед" – Сергей Снегов, который считает, что женская профессия, названная древнейшей, была не только первой из человеческих "специальностей", но и самой живучей. Формально в Стране Советов за нее, то бишь за проституцию, не преследовали, но фактически "активистками-ударницами" столь "полезного" в "зонах" ремесла до предела "забивали" лесные лагеря. И немалую часть женского "лагконтингента" составляли именно проститутки-профессионалки, вовсю "совершенствовавшие" в "совместных зонах" (и в прилегающих к ним поселениях) свою "квалификацию"…

Конечно же, в этом утверждении С.Снегова, как и во всяком обобщении, присутствует некоторая доля преувеличения, но применительно к лагерным реалиям она не столь уж велика.

К "обмену мнениями" по известному поводу неудержимо "тянулись" в "зонах" все, кто еще не утратил вкуса к жизни: мужчины стремились проникнуть в "женскую локалку", женщины охотно "рвались" им навстречу…

Вот как "иллюстрирует" эту "скользкую" тему сотрудник (младший офицер) Вятлага начала 1950-х годов:

"В "жилую зону" на кобылах не заезжали… В поселках были случаи (со стороны заключенных-бесконвойников – имеющих право "свободного" передвижения) скотоложества с козами, даже с курами…

Вятлаговский 22-й ОЛП имел "женскую" подкомандировку N 23 (в 5-6 километрах от "штабного" подразделения). Женщины там трудоиспользовались на всех работах, в том числе на заготовке леса. Ну а лагадминистрация (за исключением медфельдшера и инспектора спецчасти) была сплошь мужской. Работал лагпункт устойчиво, мастерский участок находился близко, "зона" небольшая (всего на 3 барака), чистая, имелись в ней штаб, столовая, баня, комнаты гигиены. Надо сказать, что вообще для "женских зон" (а мне приходилось "бывать" в них по делам службы ежемесячно) характерны относительная опрятность и уют в барачных секциях. Кстати, на 23-й подкомандировке была и неплохая самодеятельность… Однако в открытую, без стеснения некоторые лагерницы занимались лесбиянской любовью. Женщины, "игравшие роль" мужчин (так называемые "коблы", "коблухи", "володи"), одевались и стриглись по-мужски, у них даже голоса менялись – грубели… Имела место и ревность… Во время проверок ("шмона") жилых помещений в "зонах" (на предмет обнаружения запрещенных вещей) в большом количестве изымали мешочки, набитые кашей, и другие самодельные "приспособления" (фаллоимитаторы – по-современному) для удовлетворения женщинами своих сексуальных потребностей. Многие откровенно и навязчиво "предлагали себя" солдатам и надзирателям – прямо на производстве. Между прочим, именно на "связи с осужденной" закончилась карьера начальника этого ОЛПа – был уволен. Среди заключенных-женщин (так же, как и среди мужчин) выделялись "сильные личности", которые захватывали лидерство в "зоне" и пользовались определенным авторитетом. Основная же масса женского "контингента" просто отбывала свой лагерный срок, ни во что не вмешиваясь…"

Для "граждан-начальников" и вольнонаемных сотрудников женщины-заключенные (в силу их бесправия и доступности) постоянно являлись сексуально-притягательным "объектом". Правда, официально "интимные связи" с лагерницами строго воспрещались и жестко пресекались: немало вятлаговских служилых мужиков попортили себе карьеру, "споткнувшись" на этих "грехах". Никого, впрочем, эта опасность не отпугивала.

И, разумеется, "женская тема" занимала совершенно особое место при вечерних разговорах в "мужских" бараках. Ведь еда и женщины – "жратва и бабы" (мы уже говорили об этом) – две "вечные темы" для заключенных.

Обратимся вновь к повести Е.Федорова "Жареный петух", где репродуцирован один такой типичный "барачный разговор":

"Стали говорить, что вот де ежели пошарить да пошукать в темных лабиринтах женской души, то на поверку окажется, что всякая баба с детства мечту лелеет о "трамвае", но страшится: осудят. Еще и страшатся нас, оголтелых, попадешь в лапы – не уйдешь живой, заездят. Набросятся, как волки голодные. Получается: и хочется, и колется, мама не велит…

Другие заблагорассудили, что бабу вообще нельзя замучить до смерти, что она так великолепно одарена природою, что может "этим делом" заниматься всегда, а если она вам отказывает, то лишь из вредности, чтобы досадить, отомстить. Но с этим мнением не соглашались. Знаем случай. В лагере были. Ставили "на хор", начинали "трамвай"… На поверку оказывается, что смертельно опасный рубеж, гибель – не за горами…"

Секс – в самых примитивных, животных, а нередко извращенных, противоестественных формах – специфичен для лагеря и неотъемлем от него: точно так же, как ложь и насилие, страх и голод.

Известный нам уже писатель С.Снегов, долгосрочник "сталинских дач", вспоминает:

"Три зверя грызли меня ежедневно беспощадными пастями, меня сжигали три жестоких страсти…: тоска по воле, тоска по женщине, тоска по жратве…"

Ну и просто "раблезианским" колоритом (в гулаговской интерпретации) пронизаны приводимые ниже воспоминания бывшего "сидельца" Вятлага середины 1950-х годов.

Впрочем, к ним необходим минимальный предварительный комментарий: 1940-е – 1950-е годы – это период активного насаждения "соцсоревнования" в лагерях, в том числе, разумеется, и в Вятлаге. А одной из форм поощрения производственников, "по-стахановски" перекрывавших трудовые нормы, являлось право участия в общелагерном слете "передовиков соревнования", который с провинциальной помпезностью и обычной советской показухой проводился в "Соцгородке" – центральном поселке Лесном. В реальности же это сугубо официальное "политическое мероприятие" превращалось в некое фантасмагорически непотребное действо, достойное пера Оруэлла, кисти Брейгеля или Босха…

Предоставим, однако, слово очевидцу:

"По поселку идет под звуки бравурного марша духового оркестра колонна людей (заключенных) в "вольной" одежде (тогда еще ее, как и длинные волосы, не запрещали), окруженная плотным кольцом конвоя с собаками на поводках. Гремит оркестр, рычат собаки, матерится охрана, а комендант поселка Голобородько с пистолетом ТТ в руке мечется вокруг этой колонны. Толпы ребятишек бегут рядом, взрослые столпились на придорожных тротуарах: в Лесном, "столице" Вятлага, – праздник… Дом культуры окружен солдатами, "передовики" запускаются в него, как в "зону", – по счету… Слет начался. Идет "официальная часть". Все начальство Управления здесь – доклады, выступления, решения, резолюции… А тем временем по всему ДК, начиная с подвалов и кончая чердаками, происходит "могучая случка" мужчин и женщин, годами "не касавшихся" друг друга, – именно "случка", поскольку мужчин раз в десять больше…

И такое "приложение" к этому "мероприятию" было запланировано, с расчетом продумано: ведь после него "бригадник" на лесоповале будет "лезть из кожи", чтобы вновь попасть на этот "слет"… Для женщин же главным было забеременеть: это давало хотя и слабую, но все-таки надежду на полную "свободу" по амнистии или, по крайней мере, – на временное освобождение от тяжкого физического труда…

Во время слета обязательно показывают спектакль, концерт, кинофильмы, работает буфет – и так весь день до вечера. А потом – опять колонна, "столыпинско-сталинский" вагон, этап на "свой родной" лагпункт…"

Не нужно думать, что во взаимоотношениях мужчин и женщин в лагерях напрочь отсутствовали лирика, искренние, глубокие чувства… Бывали случаи страстной, совершенно романтической любви – до самозабвения, "до гроба"… Но бесчеловечность общей ситуации, окружающей обстановки накладывали на все свой гибельный отпечаток, отравляли души, иссушали сердца, разбивали последние надежды…

Женские судьбы в лагере тяжки, а нередко – немилосердно жестоки…

В связи с этим – еще один сюжет на "школьно-лагерную" тему. Как мы уже говорили, в разгар "хрущевской оттепели" стало модой устройство вечерних школ для заключенных. Открыли такую школу и в "женской зоне". И вот что вспоминает о своем первом уроке в ней бывший ее учитель (мужчина):

"Перед занятиями нас, мужиков-учителей, вызвали в политотдел и строго предупредили о "недопустимости связей с заключенными женщинами". Мол, "эти пройдохи присосутся к вам незаметно, невзначай", "бойтесь, чтоб не изнасиловали эти ведьмы" и прочее (заметим, что случаи группового изнасилования лагерницами мужчин в некоторых "женских зонах" действительно имелись – В.Б.)…

Зашел в класс. В небольшой комнате – негде зернышку упасть. По классному журналу числились 15 человек, а передо мной их – около 40… Поздоровался – они все в знак приветствия встали, затем вновь сели… Стола для учителя нет – не поместился. Положил журнал на первую парту и стал проводить перекличку… Вижу: на первом ряду, буквально передо мной, сидит молодая женщина – лет 25-ти, с крупной золотистой, обвитой вокруг головы косой… О лице ее говорить не буду – я был сражен, словно током прошибло… Еще меня поразило ее имя – Ульяна. Это – имя моей мамы… Словом – "втюхался" по уши! И это – в первый миг моего первого учительского урока!..


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История одного лагеря (Вятлаг)"

Книги похожие на "История одного лагеря (Вятлаг)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Бердинских

Виктор Бердинских - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)"

Отзывы читателей о книге "История одного лагеря (Вятлаг)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.