Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История одного лагеря (Вятлаг)"
Описание и краткое содержание "История одного лагеря (Вятлаг)" читать бесплатно онлайн.
До сих пор в России не было ни одной научной книги по истории любого из 50-ти с лишним лагерных комплексов ГУЛАГа. Между тем именно лагерные комплексы были основой, становым хребтом гулаговской империи. Только исследуя историю отдельно взятого лагеря, можно до конца понять и объяснить механизм лагерной системы. В данной книге впервые на основе богатого архивного материала, воспоминаний очевидцев рассказывается об истории формирования и функционирования одного из 10-ти лесных лагерей Вятлага ГУЛАГа с 1930-х до 1960-х годов. Перед читателем раскрывается уникальная картина жизни и быта людей в исключительно тяжелых условиях неволи на русском Севере. Книга будет интересна всем, кого занимает историческая судьба России в XX веке и прежде всего одна из самых горестных и закрытых тем - история ГУЛАГа.
В соответствии с упомянутым Указом ПВС СССР в сентябре 1941 года было ликвидировано "под корень" национальное административно-территориальное образование – АССР немцев Поволжья, где компактно проживало около четверти всей внутрисоветской немецкой общины. Десятки тысяч немецких семей в "самые сжатые сроки" (за считанные сутки) подверглись принудительному выселению в отдаленные и малообжитые районы Западной Сибири и Казахстана. Вскоре к ним "присоединились" соплеменники из других мест (Причерноморья, Кавказа, Украины и т.д.).
Как мы знаем из предыдущего повествования, к началу 1942 года "владения" ГУЛАГа заметно "обезлюдели" – возникла острая нехватка "рабочей силы". И тогда на самом высоком кремлевском уровне решили "снять" эту проблему за счет выселенных отечественных немцев: их объявили "трудмобилизованными", призвали через военкоматы в "трудармию" (мужчин – в январе-марте, женщин – в конце 1942 года), вновь посадили в эшелоны-"краснухи" – и пошли "фрицы" (этап за этапом) в лесные лагеря, в том числе и в Вятлаг…
Как все это происходило в реальности?
Воздержимся от комментариев и обратимся к документальным свидетельствам той поры.
В адресованном 26 сентября 1942 года Центру спецдонесении начальника УНКВД по Кировской области капитана госбезопасности Шустина сообщается: "…По информации начальника оперчекистского отдела Вятлага НКВД известно, что в начале февраля 1942 года из Барнаула и Красноярска в распоряжение Вятлага будут поступать строительные колонны из немцев в количестве 7.000 человек. Лагерь для приема указанного количества немцев не подготовлен. Помещение для размещения колонн в лагере имеется, но совершенно нет постельной принадлежности, обмундирования и не имеется никаких запасов продуктов питания. Изыскать все это на месте возможностей нет… Руководству Вятлага совершенно неизвестен режим содержания немцев, охраны и трудового использования…"
Как видим, к приему "трудмобилизованных" в Вятлаге, мягко говоря, "не были готовы". Кроме того, зима 1942 года – это время самого лютого голода в истории лагеря, когда, по некоторым данным, погибло более трети находившихся здесь заключенных. И вот изнуренные тяжким, почти месячной продолжительности этапом вновь прибывшие немцы оказываются в положении "лишних ртов", для которых в местах их "трудоиспользования" не имеется ни сколько-нибудь "подходящего" жилья, ни продовольствия, ни одежды…
Расплывчатым и неясным (вплоть до конца войны) оставалось и правовое положение "трудармейцев": их нельзя было содержать как заключенных, поскольку (официально) они не были осуждены в персональном порядке – ни суды, ни трибуналы, ни "особые совещания", ни какие-либо другие "уполномоченные" органы не рассматривали их "дела", не предъявляли обвинений и т.п., – да для этого попросту не существовало юридических оснований. Вся "правовая база" для изоляции и принудительного "трудоиспользования" этих людей основывалась на нескольких параноидально-волюнтаристских Указах и постановлениях, априори (по единственному критерию – принадлежности к немецкой национальности) обвинивших целый народ в "предполагаемо-возможных" его "преступных намерениях". По сути это был вопиющий факт геноцида – и, как известно, далеко не единственный в советской истории…
После недолгих колебаний в ГУЛАГе избрали по отношению к "контингенту немцев" самое "простое" решение: формально не считать их заключенными, а фактически "приравнять" (по организации режима и внутреннего распорядка) к остальному лагнаселению. В реальности же положение немцев (сразу после доставки их в лесные лагеря) – по условиям содержания, жизни, быта, работы – было даже значительно хуже, чем у заключенных. Это отчетливо прослеживается по более высоким, чем в среднем по лагерю, статистическим показателям смертности и заболеваемости, а также численности инвалидов среди "трудмобилизованных" в Вятском ИТЛ периода 1942-1945 годов.
В вятлаговском архиве тоненькие серо-голубые "папочки" с личными делами умерших немцев-"трудармейцев" (коих около двух тысяч) размещены на отдельном, самом удаленном стеллаже. В подавляющем большинстве таких "дел" – лишь несколько страничек. Как правило, это – личная анкета, медкарта, характеристика, какие-то заявления и справки, акты о смерти и погребении – и все…
Между тем, по данным политотдела Вятлага (отнюдь не исчерпывающим), с февраля 1942-го по 1 июля 1944 года в лагерь "поступили" 8.207 немцев-"трудармейцев". За это же время убыли 5.283 человека, в том числе: умерли – 1.428, осуждены – 365, этапированы в другие ИТЛ – 823, демобилизованы (в основном – по болезни с "безнадежным" диагнозом) – 1.581, бежали – 7, находятся в "отпуске" (для лечения или по семейным обстоятельствам) – 1.079 человек. Из общего числа немцев (3.891 человек на 1 января 1944 года): мужчин – 2.944, женщин – 947. Основная часть "трудмобилизованных" содержалась компактно, большими группами: на 1-м лагпункте 6-го ОЛПа – 1.167 человек (самый значительный среди других вятлаговских подразделений "контингент" этой категории), на 13-м ОЛПе, совхозе N 2, а также на 12-м и 14-м ЛЗО. На 1 июля 1944 года численность немцев в лагере сократилась до 2.924 человек (без учета "отпускников"). Состояние здоровья подавляющего большинства из них (и это вынуждены признать даже лагерные медики) – ужасающее: основная масса поражена такими болезнями, как воспаление легких, туберкулез, алиментарная дистрофия…
У многих из этих ни в чем не повинных перед своей истинной Родиной людей при выселении из отчих мест, многотысячекилометровом этапировании, принудительной "трудмобилизации" поломали личную жизнь, раскололи, разбросали семьи. Их родные и близкие (глубокие старики-родители, малолетние дети и инвалиды, которые по возрасту или состоянию здоровья не могли быть использованы на тяжелых лагерных работах) остались в Сибири и Казахстане – причем нередко без всяких средств к существованию, не имея специальности, не владея в достаточной степени русским языком… Нельзя без волнения читать многочисленные слезные письма (как самих "вятлаговских" немцев, так и их "сибирско-казахстанских" родственников) с просьбами, ходатайствами, униженно умоляющими о разрешении вернуться к своим родителям, супругам, детям, "воссоединиться" или хотя бы "повидаться" с ними…
Приведем (из множества подобных) один такой человеческий документ: заявление вятлаговского медфельдшера Александра Карловича Шефера, где кратко изложена трагическая история – "путь крестный" – лишь одной рядовой немецкой семьи.
Вчитаемся в эти строки (Документ N 34, приводится по оригиналу, без каких-либо исправлений):
Депутату президиума Верховного Со вета – Прокурору СССР тов.Горошенину от мобилизованного Шефер Ал-др
Карлович
Заявление.
Прошу Вашего распоряжения о демобилизации мне к семье в Красноярский край, Идринский р-н.
Я родился в 1923 г. в село Беттингер, Саратовская область, по национальности немец. Родители были колхозники. Окончил семилетку в селе. Потом поступил в Марксштадтский медтехникум. В 1941 г. окончил техникум. В этом же году всех немцев выселили по указу Верховного Совета. Мы попали в Красноярский край, семья в составе: отец, мать, я и сестра. Брат был в действующей армии под Смоленском. Потом демобилизовался и сейчас находится в г.Копейск, в труд.армии. В январе 1942 г. я и отец были мобилизованы в труд.армию – Вятлаг М.В.Д., где я работал медфельдшером. В конце 1945 г. отец демобилизовался по возрасту (55 лет) и болезни. Приехал он к семье в Красноярский край и через два месяца умер. Я работал в Вятлаге до июня 1946 г. Потом меня направили в совхоз N 4 Вятлага М.В.Д., который находится 300 км от Вятлага, ст.Фаленки Кировской области, в качестве начальника сан-части, где я и работаю в настоящее время. Дома у меня осталась мать и сестра. Мать сейчас тяжело больная – болеет туберкулезом легких и ей 54 года. Сестра – инвалид – паралич ноги. Обе не работоспособные и нуждаются в физической и материальной помощи, а мне отсюда им помочь нет возможности. В том, что это действительно так, приложу копии справок, полученных мною от матери.
Поэтому я очень прошу Ваше вмешательство отпустить меня к семье для помощи, меня воспитали, а я им помочь не могу. Уже шестой год от них. Прошу в моей просьбе не отказать.
Адрес мой: Кировская обл. станция Фаленки совхоз N 4 Вятлага М.В.Д. Шефер Александру Карловичу.
25/II 47 г.
…Судя по всему, на свое заявление Александр Карлович положительного ответа не получил: был оставлен на спецпоселении в Вятлаге, работал медфельдшером на 2-ом ОЛПе (поселок Сорда), "освобожден" (снят с учета спецпоселения) на "общих основаниях" – в 1955 году, без права выезда к прежнему (до выселения) месту жительства…
Надо сказать, что после войны правовое положение немцев в лагерях стало более определенным: их официально перевели в категорию "спецпоселенцев", передали в ведение так называемых "спецкомендатур", находившихся в подчинении территориальных управленческих структур МВД. Но и в это время (вплоть до конца 1955 года) этнические немцы в основной массе оставались юридически "неполноценными" гражданами родной страны, существенно ограниченными в своих личных и политических правах. Высшей и непререкаемой властью для них являлся местный "комендант УМВД", который вел учет спецпоселенцев, ежемесячно регистрировал ("отмечал") их – при обязательной личной явке к нему, давал (при удостоверенной необходимости) разрешение на выезд "за пределы территории поселения", творил "суд и расправу" – "карал и миловал"…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История одного лагеря (Вятлаг)"
Книги похожие на "История одного лагеря (Вятлаг)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)"
Отзывы читателей о книге "История одного лагеря (Вятлаг)", комментарии и мнения людей о произведении.