Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История одного лагеря (Вятлаг)"
Описание и краткое содержание "История одного лагеря (Вятлаг)" читать бесплатно онлайн.
До сих пор в России не было ни одной научной книги по истории любого из 50-ти с лишним лагерных комплексов ГУЛАГа. Между тем именно лагерные комплексы были основой, становым хребтом гулаговской империи. Только исследуя историю отдельно взятого лагеря, можно до конца понять и объяснить механизм лагерной системы. В данной книге впервые на основе богатого архивного материала, воспоминаний очевидцев рассказывается об истории формирования и функционирования одного из 10-ти лесных лагерей Вятлага ГУЛАГа с 1930-х до 1960-х годов. Перед читателем раскрывается уникальная картина жизни и быта людей в исключительно тяжелых условиях неволи на русском Севере. Книга будет интересна всем, кого занимает историческая судьба России в XX веке и прежде всего одна из самых горестных и закрытых тем - история ГУЛАГа.
Всего же за первую половину 1954 года из Вятлага совершены 29 побегов (с числом участников – 61) и предприняты 55 попыток к побегу (при участии 92 заключенных), причем 22 бежавших не были задержаны даже два месяца спустя после "ухода" из мест лишения свободы…
Гулаговское руководство, находясь словно витязь на распутье, в 1954 году так и не определило для себя (и для подчиненных) конкретного и последовательного направления своих дальнейших действий.
Заместитель министра внутренних дел СССР С.Е.Егоров на собрании вятлаговского партактива 12 мая 1954 года вынужден был признать:
"…Перестройка в ГУЛАГе идет крайне медленно. Мы еще не разобрались до конца в наших лагерях. И поэтому в лагерях продолжает активно действовать бандитский элемент. Однако решительных мер к изоляции не принимаем, ибо зачастую мы их не знаем…"
И конечно же, крайне странное (если не шокирующее) впечатление на сидевших в зале "лагерных зубров" произвели следующие "откровения" высокого московского "гостя":
"…[Необходимо] создать условия для жизни и работы заключенных, не ущемлять их права. Мы обязаны предоставить им право слушать радио, смотреть кино, читать газеты, вовремя и качественно накормить, провести разъяснительную работу о задачах труда. Необходимо разъяснить, что именно через труд можно себя перевоспитать…"
Такое "прекраснодушие" закаленные в сталинско-бериевских "горнилах" вятлаговские чекисты-ветераны скорее всего сочли просто новой "барской блажью".
Между тем в политической атмосфере страны уже ощутимо веяло приближающейся "оттепелью". Но либералы-утописты, пришедшие к руководству МВД на смену "команде Берии", судя по всему, действительно не имели сколько-нибудь последовательного и ясного представления о том, что же делать с ГУЛАГом. Стратегии преобразования лагерной системы у них просто не было.
Впрочем, утописты имелись тогда и среди заключенных…
г/ Утопия Ильи Пайкова
Для некоторых (очень и очень немногих) заключенных лагерь (узилище, ад земной) стал тем не менее, каким бы кощунственным на первый взгляд ни показалось это утверждение, своеобразной школой внутреннего духовного саморазвития, серьезных и порой мучительных размышлений о себе, о своей жизни, о судьбах своей страны… Свежий ветер "оттепели" породил в Вятлаге своего "барачного философа", "лагерного Сен-Симона" – Илью Михайловича Пайкова, сочинившего целый трактат об истоках, корнях и составных частях "воровского закона" в советских лагерях, о глубинных причинах засилья уголовников в гулаговских тюрьмах и "зонах", а также о возможных (по мнению автора) путях преобразования отечественной пенитенциарной системы.
Илья Михайлович, лагерник "со стажем", тертый калач и стреляный воробей, но субъективно – искренний патриот и неравнодушный гражданин своей страны, на собственный страх и риск решил поделиться с высшим государственным руководством личным богатейшим и специфическим опытом в тюремных делах, дабы помочь правительству (в качестве знатока проблемы и "добровольного эксперта") в поисках путей ее решения. "…Не один год лежал я около воров на нарах и прочувствовал их метод воспитания," – так аргументирует И.М.Пайков свое право на предпринятый им шаг.
Несомненно, он отчетливо видит и глубоко понимает причины кризиса советской лагерной системы, хотя, конечно же, в его суждениях немало и поверхностно-наивного: взгляд "из-за решетки" на все эти проблемы так же односторонен, как и взгляд "с вышки"… Отношение к "ворам" и "воровскому закону" у Ильи Пайкова двойственное: с одной стороны, он обвиняет "блатных" в растлении молодежи в лагерях и в том, что они живут, паразитируя на "работягах"; с другой стороны, Пайков сочувствует "уголовным авторитетам" (не случайно "воры" называют его "понимающим"), пытается если и не оправдать, то, по меньшей мере, обосновать возникновение "воровского закона" в 1930 году при помощи стереотипных пропагандистских штампов о влиянии "врагов народа"…
Вместе с тем, объясняя сложившийся в лагерях миропорядок тем, что он удобен всем (кроме "работяг"): "ворам", местному начальству и московским министрам – Пайков поднимается до глобальных обобщений и прозрений, причем многие из них удивительно точны и актуальны. Он, в частности, считает, что советская лагерная система в ее современном виде не реформируема (она сама воспроизводит преступность в стране), поэтому ее надо полностью сломать, а на этом месте построить, как он говорит, "колонии коммунистического воспитания (ККВ)". Там будут царить "коммунистический закон и справедливость, совершенное равенство и братство"…
Пайков детально расписал обязанности сотрудников таких колоний.
Лейтмотив его размышлений и предложений сводится к следующему: сейчас лагеря забиты людьми неповинными (при этом политзаключенных Пайков к числу последних сознательно и убежденно не относит и в свой анализ не включает), а при введении сформулированного им метода (ККВ) и при "…правильном руководстве и хорошей организации все воры будут настоящими советскими людьми…"
Превосходное знание механизмов лагерной жизни, ее внутренних пружин и врожденных пороков, а также несомненный природный аналитический склад ума и очевидная философская одаренность позволили Илье Пайкову создать один из самых ярких и убедительных документов о кризисе советской лагерной системы 1953-1954 годов.
Кто же он – Илья Михайлович Пайков?
В оформленной на него учетно-распределительным (специальным) отделом Вятлага карточке заключенного зафиксировано следующее: родился в 1922 году в городе Калинине (Тверь). Без определенного места жительства. Образование низшее (о чем, кстати, свидетельствует стиль его "трактата"). Профессии нет. Русский. Арестован 4 июня 1951 года в городе Симферополе. Осужден Крымским облсудом 7 сентября 1951 года по пункту 3 статьи 59 УК РСФСР и по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 года на 15 лет лишения свободы и 5 лет поражения в правах. Конец срока – 4 июня 1966 года… Как уже говорилось, 59-я статья тогдашнего УК – кара сверхтяжелая, применяли ее часто к уже неоднократно судимым за "бандитизм, организацию вооруженных банд и участие в них… или нападения на советские и частные учреждения или отдельных граждан…" Статья эта действовала с 1927-го по 1961-й год и предусматривала лишение свободы на срок от 3-х лет и более (с конфискацией имущества) до "высшей меры социальной защиты – расстрела". Впрочем, малых сроков по 59-й статье не давали… Так что есть основания предполагать, что Пайков был осужден (скорее всего) за грабеж…
Определенно, Илья Михайлович – целиком и полностью человек уголовно-криминального мира и отнюдь не заурядный его представитель, хотя формально в ранг "вора в законе" возведен не был. Личность явно колоритная. Профессионал в своей области. "Говорящая" лагерная фамилия (Пайков – от слова "пайка") у него, по всей видимости, не первая и не единственная… Доставлен в Вятлаг 26 июня 1953 года из пересыльной Харьковской тюрьмы. За два года нахождения в этом лагере "побывал" на шести подразделениях. 20 мая 1955 года этапирован (вместе с личным делом) в Востураллаг (город Тавда Свердловской области) – в "родственный" лесной ИТЛ. О причинах сейчас можно лишь догадываться: то ли это его личная "охота к перемене мест", то ли вятлаговское начальство постаралось избавиться от "философствующего" лагерника, не вписывавшегося в общую систему… К месту будет добавить: во время пребывания в Вятлаге Пайков не раз учинял голодовки, что свидетельствует как о его знакомстве с "политическими", так и об определенной "политизации" некоторых (пусть редчайших) индивидуумов из уголовного мира…
17 марта 1954 года И.М.Пайков передал вятлаговскому начальству адресованный министру внутренних дел СССР "трактат о реформировании лагерной системы", выразив при этом настоятельную просьбу направить сей "труд" по назначению и сообщить ему (Пайкову) о получении адресатом упомянутого "послания".
Как ни удивительно, эта просьба была удовлетворена. "Трактат" Пайкова был перепечатан машинописью и отправлен заместителю министра внутренних дел Егорову, курировавшему ГУЛАГ. Вполне возможно, что Егорову вручили эти бумаги при его личном приезде в Вятлаг в мае 1954 года. Во всяком случае, официальный ответ из МВД о получении "трактата" и вручении его адресату был получен и сообщен Илье Пайкову, о чем последний и расписался на бланке карточки-уведомления.
Более того: в сопроводительном письме из Москвы спрашивалось – нет ли у Пайкова еще каких-либо предложений по обозначенным вопросам? Невероятно, но факт: в "Центре" заинтересовались мнением рядового заключенного! Можно лишь предполагать, насколько шатким представляли свое положение эти высшие гулаговские начальники, если они цеплялись даже за соломинку, протянутую лагерником-рецидивистом!..
Скорее всего, сами руководители МВД так и не могли найти убедительных вариантов ответа на вопрос: что же делать с ГУЛАГом, превратившимся в пороховую бочку под политическим режимом в стране? Все понимали, что необходимы срочные и действенные меры, но никто их отчетливо не представлял: масштаб проблем, с коими соприкоснулись власти предержащие, ошеломил их, и вплоть до 1956 года они продолжали лихорадочные поиски выходов из этого тупика.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История одного лагеря (Вятлаг)"
Книги похожие на "История одного лагеря (Вятлаг)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)"
Отзывы читателей о книге "История одного лагеря (Вятлаг)", комментарии и мнения людей о произведении.