» » » » Ирина Бочкарева - Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб


Авторские права

Ирина Бочкарева - Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб

Здесь можно скачать бесплатно "Ирина Бочкарева - Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Бочкарева - Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб
Рейтинг:
Название:
Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
ISBN 978-5-87049-591-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб"

Описание и краткое содержание "Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб" читать бесплатно онлайн.



В последние годы возрос интерес к жизни и творчеству Николая Александровича Львова. Ученый-энциклопедист, архитектор, он на долгие годы оказался в забвении. Заслуги Н.А. Львова перед отечественной культурой постепенно находят свое естественное признание.

Автор, взяв известные по данной теме материалы и новейшие исследования, добавив сведения, полученные в результате своей архивной и экспедиционной работы, представляет очерки жизненного и творческого пути Н.А. Львова, его сооружения в Торжке и великолепный венок памятников классического искусства: Арпачёво, Никольское-Черенчицы, Василёво, Митино, Знаменское-Раёк. К сожалению, большая часть его творений находится в запустении, разрушается, где-то только пейзаж еще хранит память о существовавших усадьбах.

Издание богато иллюстрировано, рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся отечественной историей и культурой.






История города Торжка перешагнула рубеж второго тысячелетия. Этот удивительный город пронес через века два исторических названия: Новый Торг и Торжок. Старожилы и сегодня называют себя новоторами. Николай Александрович Львов тоже называл себя новотором.

За свою тысячелетнюю историю после войн и пожаров город неоднократно менял свой облик. После пожара 1766 г. город застраивался по генеральному плану, утвержденному Екатериной II.

Несмотря на утраты, современный город удивительно органично сохраняет в своем облике очарование средневековой планировки и величие классической архитектуры.

Львов, мастер усадебного строительства, с умением гармонично вписать свои постройки в ландшафт, проявил себя и как грамотный, чуткий архитектор-градостроитель, “тонко чувствующий особенности городской ситуации и отвечающий им своими сооружениями, придавая городскому ансамблю новые качества”[155].

Известен целый комплекс зданий, созданных по проектам Н.А. Львова для новоторжского Борисоглебского монастыря:[156] одноименный собор, надвратная церковь-колокольня во имя Спаса Нерукотворного образа и Крестовоздвиженская монастырская часовня на Торговой площади. Такое активное участие архитектора в монастырском строительстве нам представляется не случайным. Вероятно, это была своеобразная плата Львова за разрешение, данное ему Тверской епархией на строительство усадебного храма на особых условиях: как домового бесприходного.[157] При жизни архитектора был построен только Борисоглебский собор.

Собор возводился при участии императрицы. 30 мая 1785 г. по пути в Москву Екатерина II со свитой прибыла в Торжок. На Петербургской заставе ее встречали вице-губернатор Твери, городничий, предводитель дворянства, духовенство. “Пели канты”, новоторжские красавицы преподнесли “кожаные кисы и туфли, шитые золотом”. На обратном пути в Петербург императрица заехала в имение Грузины к М.А. Полторацкому, а 9 июня 1785 года в Торжке был праздник. Императрица прибыла в древний Борисоглебский монастырь на литургию, после которой совершилась закладка нового собора.[158] Происходило это торжественно: государыня собственноручно посеребренными молоточком и лопаточкой уложила первый камень собора. Об этом Львов сообщал в письме А.Р. Воронцову: “Изволила государыня закладывать в Торжке соборную мою церковь”.[159]





Архитектору предстояло новый собор поставить на месте древнего “угрожающего падением” собора.

Львову удалось гармонично вписать новый храм в ансамбль монастыря, удачно выбрано место — с разных сторон собор воспринимается по-разному: от реки, из центра города, открывается его нарядный шестиколонный портик, со стороны въездных ворот мы видим сразу два фасада, создающие эффект монументальности.

Борисоглебский храм — один из лучших образцов русского строгого классицизма, Львов утверждает в нем основные принципы своего творчества: компактность объема, строгость форм, сдержанность украшений, прекрасные пропорции.

Стремясь к стилевому соответствию архитектуры и интерьера, Львов разработал проект убранства собора. Пол был выложен чугунными плитами, колонны и стены отделаны “под мрамор” палевого цвета:

“...небесный свет преизобильно повсюду блистает. Не златая пышность тяготит там стены и столбы; но едва священная простота важное украшение составляет ...светлый купол резною работою искусно украшенный”.[160]

Главный иконостас был ротондальным, все 37 икон для него “писаны на казенный счет” неизвестным тогда В.Л. Боровиковским. В 1789 г. был утвержден план иконостасов, и новоторжское гражданское общество обратилось к Львову с просьбой поручить живописцу под его “смотрением” написать 37 образов. В декабре 1792 г. Львов сообщал “почтенному купечеству”, что “поручик Боровиковский взялся означенные 37 образов написать за 1600 рублей... Образа ныне все готовы, опыт художества оных имеете вы теперь в 7-и доставленных двунадесятых праздниках, а денег получено по распискам живописца 700 рублей...” и просил поскорее выплатить оставшуюся сумму: “тем более, что я порукою в исправном платеже... Я буду ожидать присланного вашего в генваре месяце...”, потому что Боровиковский отправляется в Могилев.[161]

Современник описывал иконостас Борисоглебского собора: “...алтарь отнюдь не великолепен, но неизъяснимо величествен. Синий с золотыми жилками мрамор — его основание; весьма приличная резьба — украшение, а у места поставленные образа — все его величество... сия красноречивая для глаз гармония удачнее проповедует всех ораторов.

Благовещение — примечательный образ. Мария и Архангел все внимание на себя обращают. Невозможно постигнуть, как изобразила кисть живое удивление в первой, и нечто небесное, важности исполнено во втором ... Успение — другой, равно искусственный образ!.. Ах! Не можно без чувственного сердца изображать с таковою точностью страстей!”.[162]





В нише, на помосте из белого мрамора, находилась рака с мощами основателя монастыря, преподобного Ефрема Новоторжского. Она была выполнена по проекту Н. Львова: дубовая, “покрыта серебряными позлащенными досками, подножками для нее служат львиные позолоченые лапы. На мраморном пьедестале, на металлической доске была надпись: “...во славу Бога дивного о Святых своих сия рака сооружена святому угоднику Его преподобному Ефрему архимандриту Новоторжскому чудотворцу иждивением усердных дателей при благословенном царствовании благочестивейшего великого государя императора Павла Петровича 1798 г. по чертежу и под руководством действ. с. с. Ник. Алекс. Львова и самый храм сей созидавшего”.[163]

Не прошло и полувека, как появился новый стиль, иные вкусы и представления о красоте. В 1840 году на месте львовского “недостаточно великолепного” иконостаса соорудили новый, “соответственно величию храма”, резной, вызолоченный червонным золотом, с большими царскими вратами.

Иконы Боровиковского установили в новом иконостасе. Тогда же чугунный пол, по причине сырости в храме, был заменен на деревянный.

Львов-архитектор, являясь непревзойденным мастером ансамбля, хорошо видит, чувствует необходимость уравновесить новый собор с другими монастырскими сооружениями. Он проектирует на месте старой надвратной церкви Спаса Нерукотворного образа четырехъярусную надвратную церковь-колокольню, в нижнем ярусе которой находятся арочные входные ворота, во втором — церковь, в следующем — звонница; завершает постройку изящная двенадцатиколонная беседка-бельведер, увенчанная шпилем. На колокольне было 11 колоколов, самый большой из них, “благовестник”, отлитый на заводе Богданова в Москве, весил более 500 пудов. Между звонницей и верхним ярусом-ротондой были установлены часы с часовым и получасовым боем.




Осуществлен проект был после смерти Николая Александровича, в 1804—1811 гг. местным архитектором Ф.В. Ананьиным, в процессе строительства проект претерпел некоторые изменения.

Надвратная церковь стала доминантой не только монастырского ансамбля, но и всей южной части правобережья. Мастерство Львова- градостроителя сказалось здесь в том, что он не менял местоположения зданий ... варьируя объемы и высоту проектируемых объектов, сумел переосмыслить их роль в композиции.[164]

По заказу Борисоглебского монастыря зодчий выполняет проект Крестовоздвиженской часовни, но осуществили его в 1811—1814 гг., после завершения строительства монастырской надвратной церкви. Ротонда была излюбленной архитектурной формой Львова.

Одну из них он подарил Торжку. Стройная двенадцатиколонная ротонда поставлена на месте старой часовни, на главной площади города, на берегу Тверцы. Здесь, как и в Могилевском соборе, автор проектирует двойной купол: верхний — световой фонарь с большими арочными окнами, нижний в центре имеет проем, через него мягкий рассеивающийся свет наполняет интерьер, в то время как окна скрыты от глаз.

Часовня славилась святочтимым колодцем. Достопримечательностью ее был также восьмиконечный крест, высотою в 4 аршина, вмонтированный в камень-конгломерат, поэтому часовня имела и другое название: “Животворящего креста”. Жители города именуют ее не иначе как “ротонда”. Здание часовни удивительно органично вписывается в ансамбль площади, является ее украшением.




Известны и другие проекты, созданные архитектором для Торжка. В 1782 г., когда Н.А. Львов служил главным чиновником Почтового департамента, был утвержден к строительству его проект Почтамта в северной столице, тогда же ему было поручено разработать типовые проекты почтовых станций для губернских и уездных городов. До появления железных дорог Почтовое ведомство занималось перевозом пассажиров и грузов, поэтому в комплекс почтовой станции непременно входили конюшни, каретные сараи, кузница, шорная мастерская, служебные помещения, комнаты для отдыха пассажиров и ямщиков, для хранения почты и багажа, квартира почтмейстера. В 1782 г. первые львовские образцовые проекты почтовых станций получили Тверь и Торжок. По “примерному” проекту Н.А. Львова была построена почтовая станция в Торжке: использована общая планировка, разработка поэтажных планов и хозяйственный комплекс. Центральное двухэтажное здание почтовой станции в Торжке поставлено на углу Ямской улицы и Дворцовой площади, имеет два фасада, что не соответствует львовскому проекту, но “примерный” проект давал местным архитекторам творческую свободу как в изменении планов, так и в оформлении фасадов, в связи с привязкой к местным условиям.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб"

Книги похожие на "Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Бочкарева

Ирина Бочкарева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Бочкарева - Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб"

Отзывы читателей о книге "Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.