» » » » Александр Степанищев - История России. Часть 1. XVIII — начало XX века


Авторские права

Александр Степанищев - История России. Часть 1. XVIII — начало XX века

Здесь можно купить и скачать "Александр Степанищев - История России. Часть 1. XVIII — начало XX века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Владос»deb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Степанищев - История России. Часть 1. XVIII — начало XX века
Рейтинг:
Название:
История России. Часть 1. XVIII — начало XX века
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-691-01710-0, 978-5-691-01709-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История России. Часть 1. XVIII — начало XX века"

Описание и краткое содержание "История России. Часть 1. XVIII — начало XX века" читать бесплатно онлайн.



Учебник, созданный на основе авторской методики, раскрывает исторические проблемы развития России начала XVIII – XXI веков. Большое внимание уделено вопросам становления духовной и материальной культуры российского народа.

Содержание материала учебника сопровождается разнообразными дидактическими средствами (фрагменты первоисточников, терминологический словарь, проблемные задачи и вопросы по уровням освоения, опорные конспекты).

Учебник состоит из двух частей.

Часть 1 содержит исторические сведения о развитии России XVIII – начала ХХ века. Учебник адресован студентам педагогических вузов, будущим учителям общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей.






Искали целебные воды и в далеких краях. В преддверии Персидского похода для исследований на Кавказ был послан лейб-медик Шоберт, который в своем донесении указывал о горячих Бештаугорских ключах и кислом нарзане (ныне на территории Кавказских Минеральных Вод Ставропольского края). Но практически источники стали использовать только во времена Екатерины II, да и то не в полную силу. Зато, начиная с лермонтовских времен (первая треть XIX в.), целительные источники стали притягательными местами для русской аристократии и даже царских семей. (В Ессентуках Ставропольского края до сих пор сохранился дом, в котором принимал ванны Николай II.)

Публичный театр

Петру во время его поездки за границу зело (очень, весьма) понравились театральные представления. И уже с 1702 г. в столице можно было смотреть спектакли в постановке первого русского театра – «Комедиальной деревянной храмине», или «Комедиальном анбаре (строении. – Авт.)» по 2 раза в неделю. И если при Алексее Михайловиче театр работал только для царской семьи и ее приближенных, то при Петре – для всех любителей.

Спектакли ставили немцы: об Александре Македонском, Кесаре, Дон-Яне (Дон-Жуане), Тамерлане, а также пьесы, «нарочно составленные по случаю какого-нибудь важного события, торжества, например, по случаю взятия Орешка» в 1703 г. и т.д. В спектакли вводился музыкальный элемент из «поючих действ». Было создано театральное училище для обучения русских «комедиантским наукам», в котором учились дети подьячих из разных приказов. Давались театральные представления и учениками Славяно-латинской академии; их пьесы носили религиозный характер и содержали политические намеки.

Манеры

Правила поведения при дворе в России не менялись веками. Многие вельможи не знали, что делать с салфетками, чем что есть, как, приличествуя, пить и т.д. По распоряжению Петра стали издаваться книги с описанием, как себя вести, что делать, чтобы не казаться в обществе, дома, за столом невежей (грубым, невоспитанным человеком).

ПЕРВОИСТОЧНИК

«Обрежь свои ногти, да не явится, якобы оные бархатом обшиты… Не хватай перьвой в блюдо и не жри, как свинья… Не сопи, когда яси… Ногами не мотай, не облизывай перстов, не грызи костей. Зубов ножом не чисти… Ешь, что перед тобою лежит, а инде не хватай… Над ествой не чавкай, как свинья, и головы не чеши… Часто чихать, сморкать, и кашлять не пригоже… Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего…

Без спросу не говори… Слушай и других речи не перебивай… Себя сам много не хвали и не уничижай и не срамоти…

Отрок должен быть весьма учтив и вежлив трезв и воздержан.., смел, отважен и не робок..,.., в Церкви имеет очи свои и сердце к Богу обратить, а не на женский пол.., на людей глядит весело…»

«Юности честное зерцало»

Последовал указ, запрещающий всем гражданам, независимо от социального положения, чтобы чувствовать себя более достойно, – падать перед царем, зимой снимать шапки перед дворцом и т.п.

Ассамблеи

Постоянным местом общения высших кругов общества стали знаменитые петровские ассамблеи. По этому поводу вышел отдельный указ.

ПЕРВОИСТОЧНИК

«Ассамблеи – слово французское, котораго на русском языке одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное в котором доме собрание или съезд делается не для только забавы, но и для дела, ибо тут может друг друга видеть о всякой нужде переговорить, также слышать что, где делается, притом же и забава. А каким образом оныя ассамблеи отправлять, то определяется ниже сего пунктом, покамест в обычай войдет…»

Из указа Петра I

Так оно при Петре и было, но все же больше получалось «при том же и забава».

На ассамблеи могли приходить не только знакомые и друзья хозяев дома, но и каждый военный или статский офицер. В обязанность хозяев входило как непременное условие – хорошее освещение комнат и угощение чаем, остальное – на их усмотрение. Но русские традиции гостеприимства разрушить было невозможно, и столы всегда изобиловали едой и вином.

Несколько комнат предназначалось для определенных занятий. В одних вели деловые разговоры, в других пили вино и курили табак, в третьих играли в шахматы, шашки, карты. Сам Петр в шахматы играл мастерски. Многие гости стремились быть в одном зале с царем, чтобы заметил, или чтобы решить какой-то вопрос. Другие, наоборот, избегали встречи с царем, который при всех мог опростоволосившегося (допустившего оплошность, промах) в чем-то чиновника поколотить или заставить выпить огромный кубок вина. Перебор вина на ассамблеях иногда приводил к безобразным ругательствам и даже дракам между «благородными» дворянами.

В угаре веселья возникла «коллегия пьянства», или «всешутейший и всепьянейший собор» – царская потеха. Председательствовал на нем главный шут, получивший титул «князь-папы» (им стал бывший учитель Петра Зотов). Из отъявленных пьяниц и обжор было выбрано 12 кардиналов, епископы и архимандриты – все носили нецензурные прозвища. Петру в этом соборе достался титул протодьякона (по словарю – дьякон высшего чина). Патриарх-папа пил и благословлял преклонявших перед ним колена гостей, осеняя их накрест сложенными двумя чубуками (чубук – полый стержень курительной трубки; длинная трубка), как архиереи в церкви – дикирием (двусвещником) и трикирием (трисвещником). Наступал момент и Зотов, не выпуская посоха (жезла высших священнослужителей) из рук, пускался в пляс.

Высшее руководство церкви молчало.

Женская доля

Царь стремился освободить русскую женщину от вековых традиций, сделать ее более свободной, раскрепощенной в семье и обществе. Он рушил вековые традиции держать женщину за семью замками. Теперь прекрасная половина человечества наравне с сильным полом посещала балы, гостевые обеды и ужины. Был установлен своеобразный испытательный срок для бракосочетания. За шесть недель до свадьбы назначалось обручение (обряд, во время которого надевают кольца жениху и невесте; обручиться – значит назваться женихом и невестой, стать помолвленными), после которого молодые люди могли теперь не таясь видеться и общаться. Петр указал, «чтоб браки совершались с согласия детей, без произвола родителей». Если жених и невеста не нравились друг другу, они могли отказаться от брака. Но это было только по указу. На деле же последнее слово всегда оставалось за родителями.

Образование и просвещение

Петр хорошо понимал, что поднять Россию из отсталости и невежества, приобщить ее к современной западной цивилизации без развития науки, образования, просвещения невозможно.

Царь сам прошел хорошую научно-образовательную школу в России и научно-практическую в Западной Европе, где он завел знакомства с учеными людьми. Встретив в Амстердаме географа и этнографа Витзена, он потом присылал ему различные образцы минералов на исследование. Доктор Рюйш познакомил его со способами сохранения анатомических препаратов, продемонстрировал царю операцию на теле больного. У Левенгука Петр впервые в жизни заглянул в микроскоп; увиденное через прибор его страшно удивило. В Англии состоялась его беседа с математиком и астрономом Раллеем. Лейбниц, по просьбе царя, составил проект развития наук и просвещения в России.

САТИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

«От наук и искусств Милосердный Бог спас допетровскую благочестивую Русь.

Географией интересовались только извозчики. Историей – тоже извозчики.

Люди высших классов считали ниже своего достоинства заниматься науками…

Из прозаических сочинений к нам дошли превосходные сказки, в которых говорилось о первой русской авиаторше Бабе-Яге, летавшей на аппарате, который был тяжелее воздуха – в ступе.

Петру все это показалось мало.

Он начал с министров, усадив их за азбуку. Министры плакали и не хотели учиться.

Петр колотил их дубинкой, и в короткое время достиг неслыханных результатов – почти все министры всего в два года научились читать и писать.

Петр наградил их за это чинами и титулами, и только тогда они поняли, что корень учения горек, а плоды его сладки».

Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»

Французская академия наук избрала Петра своим действительным членом.

Петр активно внедрял образование и науку в жизнь. Появились первые специальные школы – инженерная, медицинская, навигацкая, школа для подьячих, ремесленные школы. Открылась первая гимназия – пастора Глюка, в которой, наряду с княжескими и дворянскими детьми, за счет государства учились дети солдат и посадских людей. Здесь изучали географию, политику, латинскую риторику (теорию красноречия) с ораторскими упражнениями, языки: немецкий, французский, греческий, древнееврейский и многое другое: конную езду, танцевальное искусство, поступь (манеры ступать при ходьбе – преимущественно плавная, величавая походка) немецких и французских учтивств (учтивый – почтительно-вежливый в обращении с людьми). В провинциях открывались «циферные» школы с обучением письму, арифметике и географии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История России. Часть 1. XVIII — начало XX века"

Книги похожие на "История России. Часть 1. XVIII — начало XX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Степанищев

Александр Степанищев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Степанищев - История России. Часть 1. XVIII — начало XX века"

Отзывы читателей о книге "История России. Часть 1. XVIII — начало XX века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.