» » » Андрей Донец - Буддийское учение о медитативных состояниях в дацанской литературе


Авторские права

Андрей Донец - Буддийское учение о медитативных состояниях в дацанской литературе

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Донец - Буддийское учение о медитативных состояниях в дацанской литературе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Буддизм, издательство Изд-во БНЦ СО РАН, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Донец - Буддийское учение о медитативных состояниях в дацанской литературе
Рейтинг:
Название:
Буддийское учение о медитативных состояниях в дацанской литературе
Издательство:
Изд-во БНЦ СО РАН
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-7925-0192-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Буддийское учение о медитативных состояниях в дацанской литературе"

Описание и краткое содержание "Буддийское учение о медитативных состояниях в дацанской литературе" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена исследованию буддийского учения о медитативных состояниях, представленному в схоластической литературе религиозно–философских факультетов (дацанов) монастырей Центральной Азии. Она знакомит с ключевыми терминами, базовой структурой и содержанием интегральной концепции медитативных состояний в рамках буддийского учения о спасении. В приложении дается перевод с тибетского языка главы о медитации (шаматхе) из популярного руководства по практике йоги Махамудры.

Книга может оказаться полезной для тибетологов, религиоведов, философов, психологов и всех интересующихся буддизмом и проблемами трансординарных состояний сознания.






Под виджняной (vijnana; mam shes) понимается совокупность умственных процессов или видов сознания, относящихся к разряду познания другого (т. е. не являющихся непосредственным самопознанием) и имеющих своими спутниками психические элементы (caitta; sems byung). Виджняну обычно подразделяют на шесть видов: сознание–познание видимого глазом, слышимого ухом, обоняемого носом, вкушаемого языком, ощущаемого телом и мыслимого умом. Они объединяются в два вида: сознание–познание чувственного (indriyavijflana; dbang po’i mam shes) — пять первых, и сознание–познание умственного (yid kyi mam shes) — последняя. Для удобства будем называть их виджняной чувственного и виджняной умственного, а сознание–познание ощущаемого телом (lus kyi mam shes) — виджняной телесного.

Хотя радость и блаженство считаются однородными и сопутствующими виджняне умственного факторами, но они выполняют разные функции: первая «приносит пользу» виджняне умственного с сопутствующими ей факторами, а второе — виджняне телесного вместе с сопутствующими ей факторами. Термин «принесение пользы» (phan ‘dogs) часто означает «содействие», а в данном случае — делание виджняны умственного (или просто ума) и, соответственно, виджняны телесного (или просто тела) пригодными, готовыми (las su rung ba) к реализации благого. Выше говорилось о подразделении блаженства на блаженство тела и блаженство ума. Поскольку первое познается виджняной телесного, а второе — виджняной умственного, то с определенной точки зрения их полагают приемлемым называть виджняной телесного и, соответственно, виджняной умственного. Саутрантики считают радость блаженством ума, а блаженство (как член созерцания) — блаженством тела. Но поскольку блаженство признается членом базового самапатти, а оно определяется как сосредоточенный благой ум, то должно относиться к виджняне умственного. Кроме того, виджняна телесного относится к виджняне чувственного, а та, полагает Гедун Дандар, имеет место только на уровне самапатти первой дхьяны в связи с действием витарки и вичары. Правда, это противоречит его же утверждению, что блаженство «приносит пользу» виджняне телесного даже на уровне самапатти третьей дхьяны [Гедун Дандар, 1, л. 16 Б — 17 А], а это невозможно при отсутствии того, чему «приносится польза»/7

Вайбхашики считают радость блаженством, а блаженство (как член созерцания) — блаженством «полной очишенности». Но на уровне самапатти третьей дхьяны имеется блаженство «полной очищенности», а блаженство как член пользы отсутствует. Если блаженство вводного самапатти первой дхьяны и можно охарактеризовать как блаженство «полной очищенности», то блаженство базового самапатти первой дхьяны обусловливается в основном устранением соответствующих клеш, а на уровне второй дхьяны — преимущественно действием самадхи. На уровне третьей дхьяны это лишенное радости и являющееся виджняной умственного блаженство настолько отличается от блаженства второй дхьяны, что его даже называют уже не блаженством, а индрией блаженства. Индрия блаженства (sukhendriya; bde ba’i dbang po) — это лишенное радости и являющееся виджняной умственного блаженство, которое «приносит пользу» виджняне телесного, то есть минимизирует препятствование реализции благого со стороны тела.

Выше говорилось, что подразделение самапатти дхьяны на четыре вида производится с точки зрения того, на каком уровне Мира Форм рождаются благодаря их практике. В качестве другого основания такого деления указывают то, что каждая из четырех дхьян устраняет соответствующий вид «грубого» страдания: ощущение неблаженства ума (vedana SmanojftS; tshor ba yid mi bde), индрию страдания (duhkhendriya; sdug bsngal gyi dbang po), ощущение блаженства ума (vedana manojrta; tshor ba yid bde) и индрию блаженства. На уровне первой дхьяны отсутствует неблаженство ума, на уровне второй — индрия страдания и т. д. Поскольку на уровне третьей дхьяны уже нет ощущения блаженства ума, то должна быть индрия блаженства, которая будет устранена только при обретении четвертой дхьяны [Там же, л. 4 Б].

Отличие индрии страдания от неблаженства ума состоит в большей тонкости ощущения, неблаженство ума почти не ощущается, но все–таки нечто подобное имеет место вследствие наличия греховности (dausthulya; gnas ngan len), связанной с этим неблаженством. Аналогичным образом рассматриваются ощущение блаженства ума и индрия блаженства. Последняя в качестве члена пользы именуется блаженством на том основании, что выполняет такую же функцию, как и ощущение блаженства. Хотя в Сутрах иногда и говорится, что на уровне третьей дхьяны блаженство «вкушается» телом, но здесь, как полагают создатели данной концепции трансовых состояний, имеется в виду только «принесение пользы» виджняне телесного, так как индрия блаженства является виджняной умственного и блаженством ума. Поэтому она отличается по признакам от индрии блаженства, включенной в число двадцати двух индрий и являющейся виджняной чувственного.

Чистое базовое самапатти четвертой дхьяны имеет четыре члена: два члена противоядия — памятование и санскару равного отношения, один член пользы — ощущение индифферентности, один член пребывания — самадхи. Хотя сознавание здесь и присутствует, но не называется в их числе, так как возбужденность, заторможенность и другие недостатки дхьяны уже полностью устранены и в нем нет никакой особой необходимости. Ощущение индифферентности считается «тонким» страданием, оно не устраняется на более высоких уровнях самапатти, ибо в данном случае самапатти рассматриваются с точки зрения мирского пути, на котором не избавляются от «тонкого» страдания. Наличие здесь индифферентности не означает отсутствия радости и блаженства на уровне самапатти четвертой дхьяны, поскольку в период пребывания во вводном самапатти этой и любой другой дхьяны реализуется умственный процесс собирания радости и умственный процесс, возникающий благодаря убежденности, характерной особенностью которых является обладание блаженством «полной очищенности».

Указывают восемь недостатков, вызывающих неустойчивость (asta caladosa; gyo byed gyi skyon brgyad), или восемь недостатков дхьяны (asta dhyanadosa; bsam gtan gyi skyon brgyad), которые должны полностью отсутствовать у чистого базового самапатти четвертой дхьяны: 1) витарка, 2) вичара, 3) блаженство ума (sauma- nasya; yid bde), 4) неблаженство ума (daumanasya i yid mi bde), 5) блаженство, 6) страдание, 7) выдыхание (prasvSsa; dbugs dbyung ba), 8) вдыхание (svasa; dbugs mgub pa) [Джанжа, c. 471; Ригзин, 1986, c. 457–458]. Г'едун Дандар называет страдание и другие ощущения порочными (sasrava; zag bcas), к блаженству ума присоединяет индрию блаженства, а к блаженству — радость [Гедун Дандар, 2, л. 19 Б].

Хотя члены созерцания и описываются в связи с чистыми базовыми самапатти, но это не означает, что они совершенно отсутствуют в других видах самапатти. Чистые базовые самапатти арупы не имеют отличий в плане членов.

С точки зрения функции чистые базовые самапатти подразделяются на четыре вида:

1. Чистое базовое самапатти, соответствующее элементу

регресса (chinnabhagin; dngos gzhi dag pa ba nyams cha mthun), вызывает появление клешного базового самапатти сразу же после своего прекращения.

2. Чистое базовое самапатти, соответствующее элементу

пребывания (avastMnabhagin; dngos gzhi dag pa ba gnas cha mthun), вызывает появление сразу же после своего прекращения другого чистого базового самапатти своей ступени.

3. Чистое базовое самапатти, соответствующее элементу

отличия (visesyabhagin; dngos gzhi dag pa ba khyad par cha mthun), вызывает сразу же после своего прекращения появление чистого базового самапатти более высокой ступени.

4. Чистое базовое самапатти, соответствующее элементу

(истинного) раскрытия истинного (niverdhabhagin; dngos gzhi dag pa ba nges ‘byed cha mthun), вызывает появление непорочного базового самапатти сразу же после своего прекращения.

Клешное базовое самапатти

Вторым видом базового самапатти является клешное базовое самапатти (vikalasta; dngos gzhi nyon mongs can) — рассматриваемый вместе с сопутствующими элементами сосредоточенный нейтральный ум, являющийся субстанциональным потоком чистого базового самапатти (этого же уровня), соответствующего элементу регресса и полагаемого его субстанциональной причиной [Гедун Дандар, 2 л. 13 А]. Субстанциональным потоком (dravyasa~tana; rdzes rgyun) вещи обычно называют всю совокупность моментов существования вещи как субстанции, начиная со второго момента после ее возникновения [Муге Сандан, с. 249], а субстанциональной причиной (upadana- karana; nyer len gyi rgyu) — то, что «осуществляет порождение вещи как субстанции, принадлежа к одному с ней субстанциональному потоку» [Агван Даши, с. 91]. Так, например, первый момент существования зрительного образа является субстанциональной причиной всех последующих его моментов — субстанционального потока, а все моменты существования деревянного столба рассматриваются как субстанциональный поток, имеющий своей субстанциональной причиной момент бревна, непосредственно предшествующий возникновению столба. Очевидно, что второй пример больше подходит для уяснения отношения между клешным базовым самапатти и его причиной — чистым базовым самапатти, соответствующим элементу регресса. Поскольку клешное базовое самапатти определяется как сосредоточенный нейтральный ум, то оно, отмечает Гедун Дандар, не может быть подлинным самапатти — благим сосредоточенным умом, однако называется термином «самапатти» условно — по имени своей причины и для того, чтобы поняли, что «из–за одного только возникновения в потоке [сознания] клешного самапатти еще не происходит потеря [состояния] самапатти» [Гедун Дандар, 1, л. 13 А].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Буддийское учение о медитативных состояниях в дацанской литературе"

Книги похожие на "Буддийское учение о медитативных состояниях в дацанской литературе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Донец

Андрей Донец - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Донец - Буддийское учение о медитативных состояниях в дацанской литературе"

Отзывы читателей о книге "Буддийское учение о медитативных состояниях в дацанской литературе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.