Михаил Литвак - Статьи
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Статьи"
Описание и краткое содержание "Статьи" читать бесплатно онлайн.
Экономичность - свойство ума, отражающее способность выполнения определенной мыслительной задачи с помощью наименьшего количества слов, суждений и умозаключений. Экономичное мышление приобретает такое качество, как ясность. В речи экономичное мышление выражается лаконичностью, «когда словам тесно, а мыслям просторно».
Широта - свойство ума, определяющее кругозор, способность использовать при мыслительном процессе круг разнообразных фактов и знаний и умение внести в них важное и новое.
Широтой мышления отличались многие мудрецы, философы, писатели и поэты. К таковым можно отнести Сократа, Шопенгауэра, Ницше, Пушкина и многих других. Именно широта мышления позволила биохимику Пастеру сделать выдающиеся открытия в области микробиологии. Среди современных ведущих психотерапевтов можно встретить много людей, не имеющих медицинского образования.
Глубина - свойство ума, отражающее способность вникать в суть явлений, искать их причину, не ограничиваясь констатацией лежащих на поверхности фактов, умение дать оценку наблюдаемым явлениям. Именно такое качество ума помогает понять, что застенчивость и робость - это проявление неосознаваемых идей величия, суть которых - желание понравиться всем людям без исключения и провести жизнь без неудач. Именно эти идеи величия тормозят активность человека и делают его застенчивым и робким. Как только удается их заблокировать, сразу же исчезает их следствие - застенчивость и робость.
Критичность - свойство ума, отражающее умение адекватно оценивать результаты собственной мыслительной деятельности. При наличии этого свойства человек видит недостатки своих собственных суждений и их причину. В таком случае его идеи продолжают развиваться. Критичность ума - важное качество, обеспечивающее личностный рост.
Самостоятельность - свойство ума, отражающее способность наметить требующий решения вопрос и независимо от мнения окружающих найти на него правильный ответ. Противоположное самостоятельности качество - внушаемость. Внушаемые люди под влиянием сильных личностей легко меняют одни суждения на другие, при этом иным становится и стиль поведения. Отсутствие самостоятельности мышления и повышенная внушаемость являются психологической базой для распространения фашизма. Внушаемые люди легко поддаются гипнозу. На них нельзя положиться.
Любознательность - свойство ума, отражающее стремление узнать то новое, что встречается человеку в жизни.
Пытливость - свойство ума, отражающее стремление дознаться до основных причин наблюдаемых явлений, хорошая союзница глубины ума. Пытливость часто преследуется.
Ученик девятого класса написал сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В нем он обосновал, что Софья является носителем революционных идей. Доказательствами служили следующие факты: она полюбила бедного человека более низкого сословия и она не дорожила общественным мнением («Я именем своим не дорожу»). Ученик получил тройку. Больше таких сочинений в школе он не писал. А то, о котором сейчас идет речь, было опубликовано в трудах литературоведческой конференции и вызвало одобрение научной общественности.
Находчивость - свойство ума, заключающееся в умении быстро найти способ решения мыслительной задачи. Занятия логикой способствуют развитию этого свойства.
Остроумие - свойство ума, отражающее способность к неожиданным, нешаблонным решениям и умозаключениям, которые возникают на основе скрытых от других смысловых связей. Его следует отличать от острословия, где в основном ассоциации бывают поверхностными и основаны на игре слов.
Оригинальность - свойство ума, отражающее способность прийти к правильным выводам нешаблонным путем. С оригинальностью ума в наших школах интенсивно борются, ставя заниженные оценки за правильное решение математических задач, но не тем способом, который рекомендовал учитель.
Продуктивность - итоговое свойство ума, отражающее количество выработанных идей и их адекватность существенным сторонам объективного мира и внутренним взаимосвязям.
Народ довольно тонко замечает, что «дети все умные, но откуда тогда берутся глупые взрослые?» Прежде, чем ответить на этот вопрос, я хочу поговорить немного о глупости. Если ум устроен довольно просто, и его количество можно определить, то глупость структурирована довольно сложно. Среди «глупых» можно встретить слабоумных, олигофренов, собственно глупых, (дураков). Часто выглядят глупцами одаренные, таланты и гении.
«Слабоумие» и «олигофрения» являются понятиями клинической психиатрии
О слабоумии мы говорим в том случае, если больной после перенесенного заболевания головного мозга потерял полностью или частично интеллектуальные способности. Если критика к своему дефекту сохранена и страдают только предпосылки интеллекта, такие как память, работоспособность, мы говорим о лакунарном слабоумии. Если исчезает такое качество ума, как критичность, мы говорим о глобальном слабоумии. Такие люди обычно помещаются в психиатрические больницы и интернаты, или же изводят своих близких. Доказать им ничего нельзя.
Олигофрения (малоумие) - это врожденное слабоумие. О нем мы говорим тогда, когда недостаток ума связан с врожденной патологией, или тогда, когда оно развивается в течение первых трех лет жизни как следствие перенесенного тяжелого органического заболевания головного мозга.
Выделяют три степени олигофрении: идиотия, имбецильность и дебильность. Первые две настолько бросаются в глаза, что о них и не стоит здесь говорить.
Дебильность необходимо отличать от глупости. Дурак может поумнеть. От дебила этого требовать нельзя, ибо при дебильности в мозгу разрушены те структуры, которые ответственны за абстрактно-логическое мышление. Поэтому им тяжело пользоваться такими логическим операциями, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация. Они не смогут провести классификацию, дать определение понятиям, построить гипотезу, превратить ее в теорию и пр.
У них не получают должного развития такие качества ума, как широта, глубина, самостоятельность, доказательность, логичность, гибкость, критичность. При удовлетворительном внимании и памяти они могут приобрести простые профессии и быть полезными членами общества. Обучаются они в специальных школах, где за восемь лет учебы осваивают программу четырех классов. На большее они просто неспособны. Подшучивать над другими я своим ученикам вообще не рекомендую. Ну, а подшучивание над дебилом свидетельствует о глупости шутника.
Вот мы незаметно подошли к рассмотрению вопроса о собственно глупости. Глупым, а проще дураком можно назвать человека, у которого хорошо, а иногда даже великолепно развиты все формы мышления, в том числе и абстрактно логическое, а пользоваться ими с пользой для себя и других он не может. Ум как деньги. Когда человек не умеет пользоваться деньгами, то лучше для него и для других, чтобы их у него не было.
Психологический эксперимент не поможет нам определить, умный человек или глупый. Психологический эксперимент, как счетчик денег, показывает, сколько у человека ума, но не определяет, умеет ли он им пользоваться, т. е., есть ли у него разум.
Лучше всего на этот вопрос могут ответить поступки человека. Но для этого нужно провести какое-то время с ним и пострадать от его глупостей. Лучше попытаться определить это сразу, ибо «лучше с умным потерять, чем с дураком найти» (пословица), «лучше встретить разъяренную медведицу, потерявшую медвежонка, чем дурака с его глупостями» (это уже из Библии). Есть ряд внешних признаков, жестов, характерных слов, по которым можно определить, что перед вами глупец.
Прежде всего, у глупца чрезмерно умный вид, горделивая осанка, уверенные жесты и апломб. Чем выраженнее эти признаки, тем больше глупости. При особой глупости у человека откинута назад голова и имеется выраженный прогиб в позвоночнике. Глупый человек смотрит как бы поверх вас. Глупость сопровождается высокомерием.
Обратите внимание на то, как и о чем человек говорит. Если человек говорит много, с апломбом, с большим эмоциональным зарядом, так, как будто бы он сделал великое открытие, общеизвестные истины, знайте, что перед вами непроходимый глупец.
Глупец любит говорить о политике, психологии, медицине, нравах, работе транспорта, строителей, милиции и вообще о том, в чем он не является профессионалом. Все его высказывания носят критический характер. Чем глупее человек и чем менее он осведомлен, тем жестче его критика. Начало любой фразы - «Разве это не ужасно, что (так глупо ведут себя политики, в школе не преподают психологию, медицина беспомощна, нравы падают, транспорт работает отвратительно, строители халтурят, милиция ничего не может и т.д.)». Он за все берется.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Статьи"
Книги похожие на "Статьи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Литвак - Статьи"
Отзывы читателей о книге "Статьи", комментарии и мнения людей о произведении.